Проектная деятельность на уроках английского языка, как средство повышения качества знаний в условиях ФГОС


Проектная деятельность на уроках английского языка, как средство повышения качества знаний в условиях ФГОС
Бойченко Светлана Викторовна
учитель БОУСОШ №38
Аннотация.В работе отражен опыт использования метода проектов, как средство повышения качества знаний, являющимся одним из требований федерального государственного образовательного стандарта.
Ключевые слова:проект, проектная деятельность, метод проектов, компетентностный подход, групповой проект, индивидуальный проект, проблемно-целевой этап, практические работы, презентация, принцип «от простого к сложному».Актуальность применения метода проектов на уроке. ФГОС направлены на формирование компетентности – умения решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами этой деятельности. Начало пути реализации ФГОС стало использование метода творческих проектов и его возможности в реализации компетентносного подхода к обучению, ответа на вопрос: «Как учить результативно?»[5].
Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения особенно показала, что сохранение традиционного урока, приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, в невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания: приобретать навыки коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности [3].
Введение. Слово «project» (лат.) буквально переводится как «брошенный вперед», т.е. проект является прототипом, прообразом некоего объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта [1]. Опираясь на это определение можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность с использование новых информационных технологий оживляет и разнообразит учебный процесс, позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, способствует расширению языковых знаний. Благодаря методике проектов ведётся индивидуальная работа над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (выполнив очередное упражнение), или использовать другие источники [3].
Это побудило меня использовать индивидуальные и групповые формы работы, применимо к методу проектов. Основной целью стала организация такой работы со школьниками на уроках и во внеурочной деятельности. Данная форма учебного процесса способствует: развитию коммуникативной компетенции; увеличению объема самостоятельной работы обучающихся; целенаправленной, систематической работе над общим развитием как сильных, так и слабых учащихся; дифференциации обучения [5].
В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого, так как подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий [2].
Главные цели введения в школьную практику метода проектов:
показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.
подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
развить у учащихся познавательную деятельность, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; развивать критическое мышление;
научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;
формировать высококультурную личность, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек [3].
Определяются методические принципы проектной методики: доступности (вопросы и проблемы, значимые для обучаемого на данном этапе, исходя из его личного опыта); активности (основывается не только на внешней активности (речевая деятельность), но и на активности внутренней, что проявляется при работе над проектами; коммуникативности; принцип системности процесса обучения; новизны в обучении [2].Основные понятия, термины в описании групповых и индивидуальных проектов. Групповой проект: класс делится на группы (постоянные или сменные). Каждая группа получает задание на создание проекта по определённой теме и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Каждый член группы вносит свой вклад в его выполнение. Групповая форма организации деятельности детей способствует: реализации познавательных целей, повышает производительность труда учащихся, развивает их познавательную активность; объективному процессу самооценки, повышает объективность в оценке других; каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но так же за знания и успехи своих товарищей [1].
Индивидуальный проект - самостоятельные творческие задания: составление кроссворда, ребуса по теме; творческие сообщения, доклады; создание презентаций [1].
Виды метода проектов: конструктивно-практические проекты; информативно–исследовательские проекты; индивидуальные проекты; сценарные проекты; групповые проекты; издательские проекты.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовка к проекту (выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками)
2. Организация участников проекта (формировать группы учащихся, где перед каждым поставить свою задачу)
3. Выполнение проекта (поиск новой, дополнительной информации, обсуждение этой информации, и ее документирование, выбор способов реализации проекта)
4. Презентация проекта (защита своего проекта)
5. Подведение итогов проектной работы (анализ работы, выставление оценок) [3].
Работа над методической темой началась с прошлого года с изучения теоретического материала о методе проектов [1,2,3,4,5]. В данной работе неоценимую помощь оказали материалы из журналов: «Иностранные языки в школе», «Методическая мозаика», «Мэгариф» статьи из сайтовwww.1SEPTEMBER.RU, http://festival.1september.ru,http://domyenglish,http://planeta.edu.toms,ttp://pedsovet.org, http://5balloy, www.Yanglish.ru и др.
Работая над календарно тематическим планированием, сразу тщательно продумываются и решаются, при изучении какого раздела или вопроса программы будут использоваться метод проектов, чтобы четко определить учебные задачи; продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Вот несколько тем уроков, где применялся метод проектов и планируется в применении:
Класс Тема
5 Мини-проект по страноведению «Достопримечательности Лондона»
6 Проект «Мой любимый питомец» по теме: «Домашние и дикие животные»
Проект «Лондонский парк, зоопарк» по теме: «животные на воле и в неволе»
Проект «Готовим вместе» по теме: «Типичная британская еда» - запланированный проект
7 Проект «Мир моих увлечений» по теме: «Любимые занятия»
8 Проект «Земля. Наша планета» по теме: «Прекрасная планета, на которой мы живем»
Проект «Стихийные бедствия»
Проект «Защита окружающей среды»- запланированный
Проект «Телевидение» по теме: «Средства массовой информации»- запланированный проект
9 Проект «Моя будущая профессия» по теме: «Ваша будущая жизнь и карьера»- запланированный проект
Приведу конкретные примеры работы над коллективным проектом в 6 классе «Лондонский зоопарк»
1 этап (подготовительный). Ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить, сформулировать. Помочь можно наводящими вопросами: Все ли тебе нравится в зоопарке? Хотел бы ты что-нибудь изменить? Если бы вы были директором зоопарка, или вступили в зоологическое сообщество, чтобы вы сделали для животных?
В работе над проектом в 6 классе «Animals in our life», на начальных этапах дети осваивают лексико- грамматический материал в рамках учебника. Во время изучения данного раздела ученики не только знакомились с новыми лексическими единицами, но и подбирали нужный для себя материал. С 7 класса начинается работа над исследовательскими межпредметными проектами. Так работая над проектом в 8 классе «Земля. Наша планета» по теме «Планета, на которой мы живем» требуются знания не только по английскому языку, но и по экологии, биологии, географии, очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта.
2 этап. Организация участников проекта. На этом этапе совместно с детьми составляется подробный план работы над проектом. Проводится обсуждение путей сбора информации и осуществление путей сбора информации и осуществление поисковой работы. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать её образец. Вместе учащимся у доски показываем на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия (например, фразы «Какие виды животных можно увидеть в твоем зоопарке?», «Есть ли в твоем зоопарке гигантские животные?», «Могу ли посмотреть на животных в твоем зоопарке во время кормления?»). Тексты из учебника служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся, наступает самый трудоемкий и продолжительный сбор информации - обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет проектирования.
На этом этапе учащихся можно поделить на группы, что вносит в их работу дух соперничества и им предлагается разработать свой собственный проект по принятому детьми плану. На этом этапе учащиеся составляют коротенькие рассказы о животном. Эта работа проводится в рамках эстафеты между командами: ребенок описывает животного (домашнее задание), остальные дети угадывают, тот, кто угадал, продолжает эстафету. Таким образом, отрабатывается навык говорения, закрепление лексики, проявляется интерес к языку и личностным возможностям.
При организации коллективной работы предлагаются карточки с заданиями, разрабатываться специальные задания. Очень интересно для детей проходит изучение нового материала, когда приходят группы подготовившие разные проекты по одной теме. Такой приём работы чаще применяется в старших классах, когда урок проводится в форме семинара, диспута [2].
Учащиеся класса пишут коротенькие сочинения, которые надо составить в рамках учебной программы. Здесь развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: употребление артикля the с географическими названиями, грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха и удовлетворения от творчества.
3 этап. Завершающий этап. С этой стороны ведется промежуточный контроль. Обсуждение способа оформления проекта. Документирование проекта. Проектные работы были оформлены в виде стенгазеты, красочного альбома с рисунками и фотографиями или презентации. Каждая группа защищает перед классом свой проект (10 минут), а после проводится общая дискуссия. Учитель вместе с учащимися оценивает работы учеников. Очень важно найти хорошие слова для каждого ученика, аргументировать свою оценку и дать возможность высказаться ученикам, согласны ли они с оценками учителя. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника [5].
4. Защита проекта. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на уроке или через несколько уроков, или в конце четверти (это зависит от типа проекта: краткосрочный, средний, долгосрочный). В конце учебного года мы с учащимися в кабинете проводим итоговую выставку проектных и творческих работ. Она даёт возможность ученикам других классов познакомиться с другими проектными работами, обменяться идеями, посмотреть, что в этом же классе выполняли сами ученики и сравнить с другими проектами [5].
Результативность данного опыта. В течение полутора лет мною собирается материал по данной теме. В соответствии с требованиями, проводятся диагностические работы, постоянно отслеживаются их результаты. В моих классах по предмету за этот короткий период и предыдущий год наблюдается 100% успеваемость по итогам четвертей и за год. А качество не менее 45%. Анализ результатов диагностики показал, что все учащиеся усваивают базовый уровень. Более 20% учащихся способны выполнять задания повышенного уровня сложности.
С учащимися 10-11 классов (Шияновой Екатериной и Маргарян Ангелиной), а также с Клименко Анастасией, ученицей 6 класса, планируем принять участие в районной НПК. Каждый год мои учащиеся принимают участие в районных олимпиадах. По итогам прошлого года Маргарян Алла, ученица 8 класса, заняла 4 место в районной олимпиаде. За такой малый срок работы, я считаю работу результативной.
Из анализа результатов проведённых диагностических работ, а также участия учащихся в районных и школьных внеклассных мероприятиях видно, что у ребят сформирован учебно-познавательный интерес к предмету, заложены основы успешной учебной деятельности.
Положительная динамика учебных достижений – повышение качества знаний с 43,8% в 2014году до 56,1% в 2015 году;
Повышение у учащихся мотивации обучения и познавательного интереса к иностранному языку:
Повышение активности участия учащихся в олимпиадах по английскому языку.
Активизация научно - исследовательской деятельности учащихся в образовательной области «Иностранные языки»:
3 учащихся в 2015 -2016 учебном году.Повышение активности участия учащихся в различных конкурсах:
с 5 в 2014 году до 25 в 2015 году.
Можно сделать выводы, что проектная деятельность помогает слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. В нём решаются такие задачи, которые сейчас волнуют учителей: как можно учить детей без двоек, без принуждения, как развить у них достаточный интерес к знаниям, потребность в их самодеятельном поиске, как сделать учение радостным. Разработанный материал по методу проектов можно использовать в работе кружков и факультативов.
Использование на своих уроках метода проектов с привлечением ИКТ технологий и сети Интернет рассматриваю не только как цель, а:
- как способ постижения мира и расширения кругозора учащихся;
- как источник дополнительной информации по предмету;
- как возможность личностно- ориентированного подхода к учащимся;
- как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка и его самостоятельности [1,5].
Список используемой литературы.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно- ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов – на-Дону: Учитель, 2007
Иванова Т.В., Киреева З.Р., Сухова И.А. Технологии и методики обучения иностранному языку: учеб. Пособие для студентов направления «Филологическое образование». Часть 1. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009
Колесникова И.А., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПБ, 2001.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005