Реализация предпрофильного обучения учащихся учителем химии через разработку учебно-методического комплекса курса по выбору(статья)

Реализация предпрофильного обучения учащихся учителем химии через разработку учебно-методического комплекса курса по выбору
Балтабекова Н.С. учитель химии
ОСШ №73
Хасенова З.Е.-учитель химии,
СОШ № 91
г. Караганды
Содержание предпрофильной подготовки ставят перед учителями, родительской общественностью и учащимися значительное количество сложнейших вопросов, решение которых возможно только путем поиска решения в практической деятельности учителей. Именно поэтому проблема организации, отбора содержания и определения структуры образования предпрофильного обучения учащихся является актуальной.

Сегодня, когда Казахстанская средняя школа стоит на пороге перехода к 12 летнему образованию, становится насущной проблемой дифференциация содержания школьного образования. Именно поэтому задача введения в старших классах профильного обучения, ориентированного на удовлетворение познавательных запросов, интересов, развитие способностей и склонностей каждого школьника, ставится так остро. Следовательно, ориентация на новые цели и образовательные результаты в старших классах - это ответ на новые требования, которые предъявляет общество к уровню компетентности и социальному статусу каждого человека. Назрела дифференциация содержания школьного образования. Именно поэтому задача введения в 8-9 классах предпрофельного, а в 10-11 классах профильного обучения, ориентированного на удовлетворение познавательных запросов, интересов, развитие способностей и склонностей каждого школьника, ставится так остро.
Предпрофельное обучение вводит в практику еще одно новое для казахстанской средней школы понятие: курс по выбору или как ещё говорят элективный курс, т.е. курс, выбираемый самим школьником из числа предложенных курсов. Для того чтобы курс был элективным, школа должна предложить учащимся по каждому из направлений не менее трех вариантов и таким образом обеспечить возможности качественного выбора. Курсы по выбору в системе предпрофильной подготовки играют важную роль для создания индивидуальной образовательной траектории школьника, используя личностно-ориентированный подход, применяющей технологию научения успехом. А успешность продвижения школьника по выбранному образовательному пути, прежде всего, зависит от мастерства учителя и качества изучаемых программ курсов по выбору.
Предпрофильная подготовка и профильное обучение - это две главных части одной системы подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. На современном этапе обучения назрела необходимость перехода старшей школы на предпрофильную подготовку и профильное обучение. Как идея и теория эта система не представляет собой принципиально нового типа образования. Она вполне понятна и не противоречит идее общеобразовательной подготовки, поскольку содержит не только профильный, но и базовый блок дисциплин. Однако, как практика, она требует ответа на конкретные вопросы: Что должно измениться в структуре образовательного процесса? Какие изменения должны произойти в его содержании? Как организовать учебный процесс, чтобы учесть интересы, склонности и способности учащихся? Какие условия дополнительно к имеющимся следует создавать? Из каких оснований следует исходить, собирая учеников по тем или иным профилям? Что должна содержать структура предпрофильной подготовки?
Для рациональной и успешной реализации системы профильного обучения в 10-11 классах необходима предпрофильная подготовка учащихся 8-9 классов. Целью предпрофильной подготовки является создание условий для организации эффективной системы, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования. Реализация цели осуществляется через апробацию программ курсов по выбору, прежде всего, предметно-ориентированных по содержанию, создание системы информационной профориентационной работы, психолого-педагогического мониторинга, отработку модели формирования портфолио обучающегося.
Задачи и цели предпрофильной подготовки:
1. Выявление интересов и склонностей, способностей старшеклассников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля.
2.Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении учениками представлений о жизненных, социальных ценностях.
3.Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.
4.Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание предпрофильного обучения:
-пропедевтический (при завершении обучения в 8 классе)- выявление образовательного запроса учащихся;
-основной (в период обучения в 9 классе) - моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях;
-завершающий (при окончании 9 класса) оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.
Содержание предпрофильной подготовки ставят перед учительским корпусом, родительской общественности и учащимися значительное количество сложнейших вопросов, решение которых возможно только путем поиска решения в практической деятельности учителей. Именно поэтому проблема организации, отбора содержания и определения структуры образования предпрофильного обучения учащихся является актуальной.
Предметно-ориентированные курсы по выбору являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам повышенного уровня, они помогают выпускнику основной школы сделать осознанный и успешный выбор профиля. Программы предметно-ориентированных курсов включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а так же их расширение, то есть изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Исходя из указанных позиций, и составлялся нами учебно-методический комплекс курс по выбору «Основы биохимии» для учащихся 9-х классов для общеобразовательных школ.
Настоящий курс направлен на становление творчески грамотных людей, которые смогли бы жить в гармонии с природой в цивилизованном мире, т.е. вооружить учащихся теми биохимических знаниями, которые необходимы во многих отраслях народного хозяйства. Поэтому объем этих знаний должен быть достаточным, так как без усвоения минимального объема биологических и химических знаний, формирования в сознании школьников «естественнонаучной» картины мира, невозможно выработать реалистические взгляд на мир, научное материалистическое мировоззрения, культуры мышления и поведения, что является основной целью школьного курса по выбору «Основы биохимии».
Концепция программы учебно-методического комплекса курса заключается в том, что её содержание направлено на реализацию личностно - ориентированного процесса обучения, при котором максимально учитываются интересы, склонности, и способности девятиклассников. Основной акцент курса ставится на приоритет освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в контрольно-измерительных материалах единого национального тестирования. Подбор материалов для занятий осуществляется на основе компетентностно - ориентированных заданий, направленных на развитие трёх уровней обученности: репродуктивного, прикладного и творческого.
Работа по программе учебно-методического комплекса курса по выбору «Основы биохимии» включает занятия с преподавателем и самостоятельную подготовку учащегося. Учитель излагает теоретический материал, проводит консультации, организует практикумы и семинары, а учащиеся вне школьной аудитории самостоятельно готовят выступления, выполняют письменные тренировочные задания, составляют задачи творческого уровня.
Реализация курса по выбору «Основы биохимии» предполагает использование электронных носителей информации, что призвано способствовать развитию у учащихся навыков использования ИКТ для приобретения, закрепления знаний и диагностики результатов. Контроль знаний и умений осуществляется на основе результатов выполнения тренировочных и зачетных практических работ, участия в семинарах, выполнения проектов.
Учебно-методический комплекс курс «Основы биохимии» рассчитан на учащихся IX классов общеобразовательных учреждений. Общий объем часов – 34.
С целью ознакомления коллег с содержанием курса, в таблице 1, мы приводим (в сокращённом виде для общего представления) тематику курса по выбору.
Таблица 1.
Тематическое планирование


Тема
Кол-во часов
Форма проведения
Образовательный продукт

1-2
Эволюция химических элементов в космическом пространстве. Образование планетных системах
2 часа
Лекция
Конспект

3-4
Химические предпосылки возникновения жизни
2 часа
Лекция, практикум
Конспект

5-6
Теория происхождения протобиополимеров
2 часа
Семинарское занятие
Опорный конспект

7-8
Эволюция протобионтов
2 часа
Лабораторный практикум
Лабораторная работа

9-10
Элементарный молекулярный состав живого вещества
2 часа
Лекция
Конспект

--
---
--
--
--

31-32
Лабораторный практикум № 2. «Изучение каталитической активности фермента катализы в живых тканях»
2 часа
Лабораторный практикум
Лабораторная работа

33-34
Лабораторный практикум 3.«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»
2 часа
Лабораторный практикум
Лабораторная работа

Практически каждая тема курса содержит примерные диагностические материалы для тестирования исходного и конечного состояния учеников, позволяющего оценить эффективность курса. В приложение мы представляем разработку одного из занятий предложенного курса.
Подобное структурно-содержательное наполнение УМК курса по выбору «Основы биохимии» для пред профильной подготовки, и разработанная на его основе примерная модель предпрофильной и профильной подготовки учащихся, позволит использовать их с минимальными доработками и исправлениями преподавателями и методистами, организующими преподавание курсов по выбору.
В заключении хотелось бы отметить, предпрофильное обучение помогает решить социальные проблемы, обеспечивает подготовку выпускников основной общеобразовательной школы к трудовой деятельности, продолжению обучения в колледжах, профессионально-технических лицеях, а с другой стороны, оно позволяет решить проблему более полного учёта индивидуальных возможностей и потребностей учащихся, которые представляют разные социальные слои населения. Обилие и разнообразие направлений обучения в старших классах позволяют учитывать склонности и способности практически всех учащихся, а также потребности государства в различных специалистах.












15