Эссе на тему: «Мои размышления о профессиональном стандарте педагога — психолога»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Венгеровская средняя общеобразовательная школа №1
Эссе на тему: «Мои размышления о профессиональном стандарте педагога - психолога»
выполнила:
педагог-психолог
МКОУ Венгеровской СОШ №1
Хамулко Елена Алексеевна
Венгерово, 2015
«Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.»
СократВсё чаще мы слышим о реформах в образовании. А в последнее время в законодательстве активно вводится понятие профессионального стандарта. Разрабатываются и внедряются профессиональные стандарты в различных отраслях. Не является исключением и отрасль образования. Требования о соответствии педагогических работников в том числе педагога-психолога профессиональному стандарту. Следует учесть, что одной из основных задач профессиональных стандартов является актуализация квалификационных требований, т. е. требований к навыкам, знаниям и умениям.
Прежде чем начать разговор о профессиональном стандарте педагога-психолога, думаю важно определить для чего он нужен? Актуально ли его появление в системе образования сегодня? Привнесёт что-то новое и полезное этот документ? Ведь на сегодняшний день есть федеральный государственный образовательный стандарт для педагогических специальностей, который определяет требования к условиям и результатам подготовки педагогов-психологов в вузах. Также существует установленная государственная процедура, а значит, требования, утвержденные соответствующим нормативным документом, к аттестации педагогов-психологов. Это значит, что, государство свои требования к качеству квалификации педагога-психолога сформировало и их применяет. Поэтому я хочу понять, в чем принципиальные отличия профессионального стандарта педагога-психолога от вышеперечисленных документов. Если говорить о том, что требования к аттестации или ФГОС устарели, не соответствуют современным требованиям, и поэтому возникла необходимость ввести еще и профессиональный стандарт, то на мой взгляд, в этом случае получается простое увеличение документов, мало нужное и только мешающее работе. Ведь у педагогов-психологов и так большое количество документации, разнообразных инструкций и требований. Общаясь с коллегами, именно эти опасения звучат чаще всего. Поэтому хотелось бы чтобы профессиональный стандарт не стал еще одним жестким регулятором, который установит рамки допуска к профессии. Чего же я жду от профессионального стандарта? Наверное, если он профессиональный, значит, должен содержать профессиональные требования к профессии как к деятельности, а не как к ряду должностных обязанностей. И одновременно если он – стандарт, значит, задает образцы моделей профессионального мастерства, которые профессиональное сообщество будет считать общими для всех. Тогда профессиональный стандарт станет той основой, на которой будут формироваться и ФГОС, и требования к аттестации. Ведь, именно об этом говорится и в принятом законе «Об образовании в Российской Федерации», причем в целом ряде статей. Но ведь это лёгким и очевидным кажется только на словах, но сталкиваясь на практике, всё не так просто. На деле же необходимо приложить серьезные усилия, чтобы с помощью профессионального стандарта задавать образцы – модели, которые были бы ориентирами для педагога – психолога в его профессиональном самосовершенствовании. Считаю, что исходные положения стандартов педагога-психолога положительны: дать достаточно точные ориентиры для определения профессиональных компетенций педагога, для оценки его подготовленности к профессиональной работе и результатов его труда; сохранить творчество и профессиональную свободу педагога - психолога, освободить его от мелочной регламентации, от тотального контроля; упростить квалификационные требования к педагогу-психологу, избежать громоздкости квалификационных характеристик и излишеств в них. Справедливым является введение новых, актуальных профессиональных компетенций педагога-психолога: работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. И тут же возникает вопрос: почему оказание психологической помощи детям с ОВЗ особо выделено в трудовых функциях? В образовательных учреждениях могут быть и другие категории детей с особыми образовательными потребностями: талантливые и одаренные, дети-сироты и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов и переселенцев, дети с девиантным поведением. Поэтому необходимо четко прописать какими профессиональными компетенциями должен владеть педагог-психолог для работы с каждой категорией детей. Чем шире будет перечень – тем, на мой взгляд, лучше для формирования чётких критериев, определения терминов и оснований дальнейшей работы, инструментария и оценки результатов. Хотелось бы более конкретного, полного описания содержания трудовых функций, а также знаний и умений, используемых технологий методик.
Завершая своё размышление могу сказать, что, профессиональный стандарт педагога-психолога, который пришёл на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога -психолога, дать новый импульс его развитию. Считаю профессиональный стандарт позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста.
Думаю, нам предложен важный документ, который в конечном итоге определяет статус педагога-психолога, его обязанности, возможности, гарантии существования в современном образовательном пространстве.