Методический материал Анализ многокомпонентных задач по химии и выбор методики обучения учащихся решению комбинированных задач


Анализ многокомпонентных задач по химии и выбор методики обучения учащихся решению комбинированных задач.
Цель данной работы продемонстрировать умение анализа многокомпонентных задач и выбора методики (алгоритма) обучения учащихся решению задач комбинированного типа.
1.1.Смешали 100 мл 15% раствора гидроксида калия (плотностью 1,10 г/мл) и 150 мл 10% раствора соляной кислоты (плотностью 1, 05 г/мл). Определите среду полученного раствора и массовую долю хлорида калия в нем.
При решении данной комбинированной задачи используются различные типы решения задач:
Типы решения задач Примеры задач
Вычисление относительной молекулярной массы вещества МrВычислить относительную молекулярную массу известняка CaCO3 .
Вычисление массы раствора, если известен объем раствора и его плотность. Рассчитайте массу 750 мл раствора хлорида калия, плотность которого равна 1,063 г/мл.
Нахождение массы вещества по массовой доле этого вещества в растворе. Желудочный сок представляет собой 5%-ную соляную кислоту. Определите массу HCl в 1 кг желудочного сока.
Определение массовой доли растворенного вещества Поваренную соль массой 20 г растворили в 120 г воды. Определите массовую долю (%) соли в растворе.
Расчеты с использованием понятия «моль». Какое количество вещества составляют 132 г оксида углерода (IV)?
Вычислите массу 3,5 моль аммиака.
Решение задач на избыток. К 27,6 г карбоната калия добавили 315 г азотной кислоты. Вычислите, какой объем оксида углерода (IV) (н.у.) при этом образуется.
Расчеты по химическим уравнениям. Рассчитайте количество и массы всех веществ, участвующих в реакции 4 P + 5 O2 = 2 P2O5, если прореагировало 155 г фосфора.
2. Составьте перечень тех универсальных умений, которые формируются или развиваются у обучающихся при решении данной ( выбранной Вами) комбинированной задачи.
При решении данной задачи у обучающихся формируются или развиваются следующие универсальные умения:
Регулятивные УУД:
- планирование своей деятельности;
- нахождение алгоритма решения задачи;
- оформление; проверка; если необходимо, коррекция и оценка конечного результата.
-ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;  - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; - составлять план и последовательность действий; - осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае расхождения эталона; 
Познавательные УУД:
- осуществление смыслового чтения текста задачи, выделение существенной информации; 
- уметь производить выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- осуществлять структурирование знаний;
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
- умение осуществлять логические операции: сравнение, анализ, обобщение;
- использовать правила (алгоритм) в планировании задачи и коррекцию своей деятельности;
- использование различных способов моделирования текстовой задачи: схемы, таблицы, рисунка, краткой записи, диаграммы; 
- анализ задач, определение корректности формулировок, дополнение условия задачи недостающими данными или вопросами; 
Коммуникативные УУД:
- уметь объяснить решение задачи;
- умение принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Личностные  УУД:
- понимать значимость математических знаний для решения задач;
- осуществлять саморефлексию - осознать необходимость самосовершенствования; - адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении; - умение связывать успехи с усилиями, трудолюбием;  - воспитание терпения, настойчивости, воли.