Конспект урока по всеобщей истории на тему Средневековая литература и искусство (6 класс)


Конспект урока истории в 6 классе (учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской)
Тема: Средневековая литература и искусство.
Цель: познакомить учащихся с известными произведениями средневековой литературы и памятниками средневековой архитектуры, скульптуры и особенностями живописи.
Задачи:
Образовательные: продолжить формирование умений анализировать различные виды художественных произведений, архитектурные стили, делать выводы. Подвести к пониманию ценностей средневекового человека через художественные произведения этого времени.
Воспитательные: воспитывать чувство эстетического вкуса, чувства уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры.
Развивающие: развитие мышления, памяти, умения анализировать, делать выводы.
Оборудование: исторический источник: Альба "Боярышник в саду листвой поник" , отрывки из стихотворений вагантов, отрывок из произведения "Роман о лисе", вид романского храма, готического храма, скульптуры, витража, проектор, экран, мультимедийная презентация.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Повторение ранее изученного материала.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Домашнее задание.
Ход урока
Этапы урока Методы Содержание учебного материала, деятельность учителя Содержание учебного материала, деятельность учащихся Примечание
1. Приветствие учащихся. 2. Беседа Работа с классом. Ответьте на следующие вопросы:
1. В Средние века грамматика, логика, физика, арифметика и геометрия причислялись к низшей ступени знания. А какие науки стояли на самом верху?
2. В Средние века рукописная книга была очень дорогой. Библиотека из нескольких десятков книг могла стоить целое состояние. Первые печатные книги стоили в 5-10 раз дешевле, но все же оставались достаточно дорогими. С развитием книгопечатания книги значительно подешевели. Почему рукописные книги были так дороги?
3. Почему печатные книги стоили дешевле?
4. К чему вело удешевление книг? Примерные ответы учеников:
1. Высшими науками считались философия и богословие. Среди наук о природе самой таинственной и сложной считалась астрономия.
2. Их создание требовало много труда и времени, при этом книга оставалась штучным товаром и ценилась как произведение искусства.
3. Процесс их изготовления значительно упростился в результате применения печатного станка. Более того, они издавались сразу в большом количестве экземпляров.
4. Удешевление книг вело к их большей доступности, распространению грамотности и просвещения среди более широкого круга людей. 3. Объяснение и беседа Итак, мы продолжаем изучать тему "Культура Западной Европы в XI-XV вв.". Частью культуры любого народа является не только технические открытия, образование и наука, орудия труда, различные изделия ремесленников,
но и литература, здания, которыми были застроены средневековые города и населенные пункты, памятники скульптуры, картины, которыми украшались здания. Зная специфические особенности архитектурного стиля, художественных приемов, можно безошибочно определить период их создания. С такими особенностями литературы, архитектуры, скульптуры и живописи мы познакомимся на сегодняшнем уроке и тема нашего урока "Средневековая литература и искусство" (слайд 1).
Целью сегодняшнего урока является не просто познакомиться с выдающимися произведениями литературы, памятниками архитектуры, скульптуры и живописи, а постараться понять, что ценили люди того времени, что их волновало, радовало или огорчало, к чему они стремились.
План урока представлен на доске (слайд 2).
Рыцарская литература (слайд 3)
Расцвет рыцарской культуры приходится на XII-XIII вв., что обусловлено, во-первых, окончательным его оформлением в самостоятельное и могущественное сословие, во-вторых, приобщением рыцарства к образованию (в предшествующий период большая его часть была неграмотной).
Если в раннем средневековье рыцарские ценности имели в основном военно-героическй характер, то к XII столетию формируется специфические рыцарские идеалы и рыцарская культура.
В обязанности рыцаря входила не только защита чести и достоинства сюзерена. Традиция требовала от рыцаря следовать определенным "правилам чести", так называемому "кодексу рыцарской чести". Основа кодекса - идея верности долгу, кодекс регулировал правила ведения боя и т.д. К числу рыцарских достоинств относились благородное поведение в бою, поединке, щедрость, смелость. Традиция требовала от рыцаря знать правила придворного этикета, уметь вести
себя в обществе, утонченно ухаживать за дамой, благородно относиться к женщине, защищать униженных и оскорбленных. В число "семи рыцарских добродетелей", наряду с верховой ездой, фехтованием, плаванием, игрой в шашки, умелым обращением с копьем, входило также поклонение и служение даме сердца, сочинение и пение стихов в ее честь.
Указанные идеалы составляли основу представления о специфическом рыцарском поведении - куртуазии (от франц. court - двор).
Куртуазность, куртуазия - средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюбленным и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином.
В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Поэты-певцы назывались трубадурами.
В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труверами и миннезингерами (в переводе певцы любви). В эти же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести (слайд 4).
Особенно широко в романах отразились легенды о короле Артуре и рыцарях и рыцарях круглого стола. Двор Артура представал как место. Где процветали лучшие рыцарские качества. Романы переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, великаны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие помощи от смелых рыцарей. Популярная тогда и сейчас легенда о беззаветной любви и горестной судьбе Тристана и Изольды - один из самых поэтических сюжетов в мировой литературе.
Сообщение учащегося (слайд 5).
Работа с историческим источником (слайд 6).
Один из традиционных лирических жанров в
литературе - это Альба (в переводе "утренняя звезда", песнь о расставании влюбленных). Изображает тайное свидание рыцаря с женой сеньора, прерываемое
наступающей зарей. Сейчас мы познакомимся с таким произведением, которое называется "Боярышник в саду листвой поник". Самостоятельно прочтите его.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Вспомните, каким было содержание рыцарской морали?
2. Чему посвящено это стихотворение?
Городская литература (слайд 7)
В XII веке начался рассвет городской литературы. Горожане любили короткие рассказы в стихах и басни на бытовые темы. Их героями были ловкий, хитрый бюргер или веселый, находчивый крестьянин. Они неизменно оставляли в дураках своих противников - чванливых рыцарей и жадных монахов. С городской литературой связаны стихи вагантов (в переводе с латинского - бродяг). Вагантами называли школяров и студентов, которые кочевали по городам и университетам Европы в поисках новых преподавателей. К ним прибивались подмастерья и другой бродячий люд. Это был буйный и веселый народ, не гнушавшийся мелким воровством и грубыми шалостями. Ваганты сочиняли стихи на латинском языке. Они прославляли любовь и вино, высмеивали лицемерие, жадность и обман, особенно в среде священников и папском троне.
Наиболее прославился своими стихами французский вагант Франсуа Вийон, музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы (слайд 8).
Крестьянская литература (слайд 9)
Французский "Роман о лисе" (XII в.) - памятник французской городской литературы. Произведение состоит из 27 глав ветвей, или независимых рассказов, написанный попарно рифмующимися стихами. Объединяющим сюжетом является борьба лиса Ренара с его заклятым врагом, волком Изегрином (триумф хитрости над силой).
Опережающее задание.
-Ребята, дома вы прочитали отрывок из произведения "Роман о лисе" (ветвь III). Ответьте на вопросы:
1. Какой характер носит произведение "Роман о лисе"?
2. Как вы думаете, какие слои населения средневекового общества скрываются под видом Лисы, Волка?
3. Как вы думаете, за что Лис так называет Волка, обманывая его?
4. Сходство с какой русской народной сказкой вы находите в этой сатирической поэме?
5. Как вы думаете, что обсуждали и что воспевали, чем восхищались городские и крестьянские поэты?
Сегодня мы познакомимся с самым великим поэтом Средневековья. Это Данте Алигьери.
Сообщение ученика об этом поэте (слайд 10).
В изгнание Данте написал великое произведение в стихах, которое назвал "Комедией". Во времена Данте комедией называлось серьезное действие со счастливым концом. Потомки назвали ее "Божественной комедией" в знак высшей похвалы. "Божественная комедия состоит из 3-х частей, которые называют "Ад", "Чистилище", "Рай". Поэт посещает каждое из этих мест (слайд 11).
Физ. минутка (слайд 12)
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Поднимитесь на носочки столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руках у вас.
Архитектура (слайд 13)
В Средние века архитектура становится главным видом искусства, подчиняющим себе другие виды. В ней традиционно выделяют два стиля - Романский и Готический.
Романский стиль (слайд 14)
В XI веке в Западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь расширяла храмы, чтобы они могли вмещать возросшие массы местных жителей и паломников. Непрочные плоские деревянные перекрытия заменялись долговечными каменными сводами. Только очень толстые стены могли выдержать тяжесть сводов. Строители того времени, обычно монахи вместе с нанятыми ремесленниками, многое восприняли от архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения XI-XII веков называют романским.
Романский храм (слайд 15) - удлиненное массивное здание с почти гладкими стенами и высокими башнями. Всюду повторяются очертания полукруглой арки - на сводах, оконных проемах, входах в храм. Своей суровостью и мощью романские храмы напоминают крепости. И действительно, они нередко служили убежищем для населения округи.
На вид романский храм грубоват и приземист, но в нем заложен стройный замысел.
Внутри он состоит из трех или пяти нефов
(слайд 16).
Неф ( от франц. "корабль") - прямоугольный проход с двух сторон обрамленный колоннами. Центральный неф романского храма обычно сильно поднят над боковыми.
Таким образом, романский храм в плане имеет вид креста, в центре его высился не купол, а башня, завершавшаяся пирамидой.
Роскошный романский стиль представлен на экране (слайд 17).
Одним из шедевров романского стиля является Пизанская башня (слайд 18).
Сообщение ученика о Пизанской башне.
Готический стиль (слайд 19)
С середины XII века в городах, освободившихся от власти сеньоров, горожане сооружали ратуши, торговые помещения, больницы, гостиницы. Главным украшением города был собор. Постройки XII-XV веков
получили позже название готических.
Дальнейший рост мастерства строителей позволил заменить тяжелый полукруглый свод более легким и высоким стрельчатым сводом. Он опирается внутри на пучки узких, высоких колонн, но в основном силы тяжести и распора берут на себя не стены, как в романском храме, а вынесенные наружу массивные опорные столбы; на них передают давление свода соединительные арки. Залы стали более просторными и поднялись в высоту, в них поступало больше воздуха.
Толстые стены стали ненужными, на их месте поднялись широкие проходы и сквозные галереи. В отличие от полутемных романских храмов готические соборы кажутся прозрачными от множества огромных окон. Повторяющиеся очертания стрельчатой арки, крутые скаты крыш, высокие башни колоколен - все создает впечатление стремительного порыва ввысь. Высота башен самих больших готических соборов приближается к 150м, превышая египетские пирамиды.
Долгое время собор был самым большим зданием в городе - нередко он мог вместить всех городских жителей. В нем не только проводили церковную службу, но и устраивали собрания горожан, театральные представления на религиозные темы, чтения лекций профессоров университета. В огромном нарядном соборе посетитель проникался ощущением могущества Бога, устремлял к нему свои помыслы и чувства. Он испытывал вместе с тем восторг перед красотой и величием самого здания (слайд 20).
Средневековые соборы и сейчас восхищают смелым полетом мысли и фантазией их создателей. Соборы строили и украшали в течение многих десятилетий, а порой и столетий. В их сооружении участвовало множество городских ремесленников, даже целые поколения каменщиков, столяров, скульпторов, стекольщиков. На время строительства мастера городских артелей, объединялись под руководством ведущего мастера - архитектора (слайд 21).
Шедевром готической архитектуры является Нотр Дам де Пари - Собор Парижской Богоматери. Сообщение ученика (слайд 22)
-Ребята, давайте вспомним отличительные черты двух стилей в архитектуре. Работа со слайдом 23.
Как вы думаете, какое здание и к какому стилю Средневековья относится?
Скульптура (слайд 25)
Неотъемлемой частью Средневековой архитектуры является скульптура.
Скульптура романского стиля (слайд 26). В романских храмах большое внимание уделяли западному фасаду, где был главный вход: богатые украшения фасада как бы зазывали в храм.
Порталы (входы) собора обозначали границы двух
миров - грешного, земного - и священного, небесного: собор их разделял и связывал между собой.
Портал в романской и готической архитектуре - пышно орнаментированный вход в церковь, замок, ратушу или другое значительное задание. В больших храмах главный, обыкновенно западный, фасад имел три портала, из которых средний соответствовал среднему нефу, а остальные два - боковым (слайд 27).
Скульптуры готического стиля (слайд 28). В готических статуях, в их гибких, вытянутых фигурах особенно живо передан облик людей, под складками одежды четче проступают формы тела, в позах больше движения. Заметнее проявляется идея гармонии внешнего и внутреннего облика человека. В готической архитектуре порталы строились особенно обширными и украшенными, в некоторых церквах три портала западного фасада близко соприкасаются между собою и занимают почти весь низ здания (слайд 29).
Живопись (слайд 30)
Живопись также была неотъемлемой частью Средневековой культуры.
Витражи. Стены романских храмов были покрыты росписями. Но на стенах готических соборов для них
оставалось мало места. Огромные окна заполняли витражи (слайд 31).
Витражи - картины или узоры их кусков цветного стекла, скрепленных свинцовыми ободками. Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах, сводах и камнях пола красочными бликами.
До нашего времени дошло немало витражей Средневековья конца XII-XIV вв. Один из самых величественных и прекрасных витражных ансамблей находится в Шартрском соборе (слайд 32).
В его главной композиции представлена Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях (слайд 33).
Книжная миниатюра. Во множестве ярких рисунков отражалась вся жизнь людей: как люди разного происхождения и достатка одевались и причесывались, обставляли жилище, работали и проводили досуг, во что верили и чего боялись (слайд 34).
Самый прославленный образец миниатюры - "Календарь герцога Беррийского". Он был выполнен братьями Лимбург (слайд 35). Записывают тему и план урока.
Записывают определения в тетрадь.
Слушают сообщение.
Читают произведение и отвечают на вопросы учителя.
Примерные ответы учеников:
1. Настоящий рыцарь должен совершать подвиги, защищать слабых, нуждающихся в помощи людей, быть щедрым, великодушным, уметь понравиться женщине....
2. Это стихотворение посвящено самому возвышенному чувству молодого человека - любви).
Слушают сообщение.
Проговаривают считалочку.
Слушают и делают записи в тетради.
Слушают сообщение.
Слушают объяснение, наблюдают и делают записи.
Слушают сообщение.
Отвечают на вопросы.
Слушают объяснение, делают записи, наблюдают. 4. Беседа В завершении нашего давайте вспомним "Что ценили люди того времени?"
Вспомните с какими новыми словами мы сегодня познакомились? (слайд 36)
Посмотрите на доску и ответьте на следующие вопросы (слайд 37). Отвечают на вопросы.
Ценили справедливость, трудолюбие, находчивость, острый ум, великодушие, щедрость, умение любить. 5. Задание на дом представлено на слайде (слайд 38). Записывают домашнее задание.