Классный час на тему: Песня в солдатской шинели


Классный час «Песня в солдатской шинели».
Цель: расширить представление детей о ВОВ; ознакомить с историей создания знаменитых песен; формировать у детей положительное отношение к песням военных лет; воспитывать художественный вкус, эстетическое чувство; пробуждать желание петь и слушать песни ВОВ.
Оформление: атрибутика времён ВОВ (плакаты, фотографии, ордена и медали)
Музыкальное оформление: музыкальные аудиозаписи песен: «Землянка», «Тёмная ночь», «Синий платочек», «Священная война»
План классного часа:
Вступительное слово.
Информационный блок:
Песни против песен.
«Землянка».
«Тёмная ночь».
«Синий платочек».
«Священная война».
Интерактивная беседа по теме «Старые песни о главном».
Заключительное слово.
Музыкальный финал «Споёмте, друзья!».
Ход классного часа:
Классный час открывается с видео «На безымянной высоте» муз. В. Баснер Сл.: М. Матусовский
Вступительное слово.
Учитель: Ребята, каждый день вы слышите десятки песен. Некоторые песни приобретают сумасшедшую популярность и внезапно забываются. Но есть такие песни, которые пережили своё время и стали классикой. Классический – значит образцовый, безукоризненный, безупречный. Авторы этих песен уловили какой-то нерв, какой-то тайный механизм, который воздействует на слушателя даже спустя десятилетия. И делает песню вечной. К таким песням можно отнести песни Вов. Тема нашего классного часа - «Песни в солдатских шинелях». А теперь прочитайте эпиграф: «Песня так же может разить врага, как и любое оружие». Как вы понимаете эти слова?
(ответы детей: песня может быть бойцом, так как она ведёт в бой; пока люди поют песни, они верят в победу; песня может поднять дух воинов, поднять их на подвиги, поэтому песня – это грозное оружие; песня помогает солдатам в их фронтовой жизни, поэтому можно сказать, что песня воюет вместе с солдатами, а значит, песня - тоже боец)
Учитель: Действительно, песня – это и боец, и грозное оружие. Сегодня мы будем говорить о песнях ВОВ. Эти песни провожали наших солдат на фронт и встречали в освобождённых городах, песни поднимали в бой и помогали пережить потерю близких, песни шагали вместе с пехотой и ехали с танкистами по пыльным дорогам войны, песни поднимались в небо на крыльях с красными звездами и бороздили морские просторы. Песня – это музыкальная летопись ВОВ. Я передаю слово нашей творческой группе, которая подготовила информационный блок сегодняшнего мероприятия.
Информационный блок.
Песни против песен.
Ученик 1: И песни, действительно сражались!
Немецкий учёный Эберхард Дикман рассказывал нашему писателю Вадиму Кожинову, что в Германии перед войной вообще не пели песен – повсюду слышались одни марши!(звучит немецкий марш - фрагмент). В этих маршах прославлялась Германия, воспевалась немецкая нация, восхвалялся фюрере и нацистские вожди. Эти песни должны были поднять боевой дух немецких солдат перед походом на Восток для завоевания жизненного пространства. С таким духом немецкий солдат переступил границу нашей страны, и полились нацистские марши по нашей земле. И везде, во всех уголках России, против этих маршей поднялся весь наш народ: солдаты и матросы, старики и дети, люди всех национальностей поднялись на борьбу, чтобы никогда не слышать на своей земле этих нацистских маршей.
Какие же песни вдохновляли на борьбу наших людей? Я перечислю только названия: «Соловьи», «Смуглянка», «Синий платочек», «Тёмная ночь», «Катюша», «Землянка», «Ой, туманы мои, растуманы» (записи на доске фамилий авторов песен). Это были не маршевые, а лирические песни. В них говорилось о любви, о родном доме, о весне, о берёзках, соловьях. И эти песни победили! Потому что с этими песнями наши люди защищали не жизненное пространство, а родную землю, родные берёзки, любимых и близких. Наша группа подготовила рассказ об истории создания некоторых известных песен. Сегодня мы прослушаем песни ВОв, мысленно перенесёмся в те сороковые грозовые, представим себе, что чувствовали наши прабабушки и прадедушки, когда слышали эти песни на фронте или в тылу.
Звучит песня «Священная война» (показ слайдов о ВОв; маршировка детей под песню)
Ученик2: Главная песня ВОВ – «Священная война». Эта песня содержала заряд такой силы, что до сих пор у многих людей комок подкатывается к горлу и слёзы наворачиваются на глаза, когда они слышат: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…».
«Это гимн мести и проклятия гитлеризму», - так говорил об этой песне её автор композитор А.Александров. Он вспоминал, что во время войны эту песню слушали всегда стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением, и не только бойцы, но и сами исполнители нередко плакали.
Эта песня родилась в самые первые дни войны. За одну ночь поэт Василий Лебедев-Кумач написал стихотворение, которое сразу же было напечатано в газетах. В одной из газет это стихотворение прочитал композитор А. Александров. Он был руководителем Ансамбля песни и пляски Красной армии. Стихотворение произвело на него сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день Александров уже репетировал новую песню.
Ученик 3: Вот что писали современники об этом первом исполнении (зачитывает)
«…В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них на глазах невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале – шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова и зал постепенно затихает…
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда прозвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слёзы, и это волнение передаётся исполнителям. У них тоже слёзы на глазах…
Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».
Ученик 4: Так начался боевой путь этой песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальным гимном ВОВ. Её пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после кремлёвских курантов она звучала по радио. В летописи Отечественной войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня-гимн. Один из них относится к весне 1942 года. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту крепость, забрасывали гранатами. Силы защитников таяли… И вдруг из глубины подземелья послышалась песня:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой…
Потом раздался сильный взрыв, и обломки скалы завалили пещеру… Не сдались советские воины ненавистному врагу. Многие военачальники говорили, что по силе воздействия эта песня может сравниться с «целым бронетанковым корпусом».
«Землянка» (поют ребята 7 – 8 классов).
Ученик 5: Нет, наверное, на земле человека, который бы не слышал строки этой песни. А написал её Алексей Сурков в 1941 году в землянке, в «белоснежных полях под Москвой». Он и не думал, что пишет слова всенародно известной песни. Он просто писал своей жене письмо в стихах, описывая свои чувства после трудных боёв за Москву. Через год в Москве проездом оказался композитор Константин Листов. Он пришёл в редакцию фронтовой газеты, где работал поэт Сурков и попросил дать что-нибудь «песенное». Поэт предложил это лирическое письмо. Композитор сразу же сочинил мелодию и записал её на обычном тетрадном листке – начертил пять линеек, записал ноты и ушёл. Слова и мелодию песни напечатали в газете «Комсомольская правда». Песня получилась очень тёплая, задушевная, немного грустная, но не тоску вызывала она у бойцов, а презрение к смерти. Эта песня была песней-бойцом, участвовала в борьбе и помогала приближению победы. Её полюбили и запели на всех фронтах, так же как и другую песню, которую вы сейчас услышите.
«Тёмная ночь» (показ видеоролика из кинофильма «Два бойца»).
Ученик 6: Песню «Тёмная ночь» из фильма «Два бойца» впервые исполнил всенародный любимец актёр Марк Бернес (фото), который играл главную роль. Песня сразу запомнилась зрителям. Фильм снимали в 1942 году на Ташкентской киностудии. Музыку к фильму писал известный композитор Никита Богословский. По замыслу режиссёра в фильме должна была прозвучать задушевная песня. Как только режиссёр объяснил композитору состояние и чувства героя, Никита Богословский сразу же сел за рояль и без остановки сыграл мелодию будущей песни. Так с первого раза и родилась эта музыка. Такой и вошла она в фильм без единого изменения. На всех фронтах звучала эта песня в минуты короткого отдыха, в перерывах между боями. За родной дом, за детскую кроватку, за любимую воевал наш солдат, пока не закончилась над нашей страной «тёмная ночь» войны.
«Синий платочек» ( показ фото Клавдии Шульженко под песню в её исполнении)
Ученик 7: Песенку «Синий платочек» московские любители джаза распевали ещё до войны. Но эту лёгкую джазовую песенку забыли бы очень скоро, если бы не народная артистка Советского Союза Клавдия Шульженко. В 1942 году она попросила молоденького лейтенанта, сотрудника фронтовой газеты, написать другие слова на эту мелодию. Лейтенант сочинял всю ночь. Так и появилась песня с военными словами.
- Мне сразу понравились простые, берущие за душу, слова, - говорила Шульженко. – В них было много правды. У каждого воина есть одна женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдания, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу.
Строчит пулемётчик
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!
Это было второе рождение песни. С новым текстом «Синий платочек» занял своё место на боевых позициях и дошёл с нашим солдатом до самого Берлина. О том, как сражался «Синий платочек», говорят такие эпизоды войны. Однажды Шульженко давала концерт в авиационном полку. После концерта один из лётчиков сказал ей, что «Синий платочек» будет с лётчиками во всех боях и первый же сбитый «юнкерс» или «мессер» они посвятят ей. Ждать долго не пришлось. На следующий же день этот лётчик сбил фашистский «мессершмитт». «Песни Шульженко, как снаряды и патроны, были нужны нам в бою, » - говорили солдаты и офицеры.
Песня «Катюша». (девочки исполняют танец под песню Е. Ваенги)
Ученик 8: В 1938 году в Москве был создан Государственный джаз-оркестр Союза ССР под управлением М. Блантера и В. Кнушевицкого, и в феврале 1939 года состоялась премьера подготовленной им программы. Среди новых песен, впервые исполненных в этой программе, была «Катюша». Спела ее в сопровождении оркестра солистка Валентина Батищева. Вскоре песню стали петь и другие певцы и певицы — Георгий Виноградов, Лидия Русланова, а вслед за ними профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы, армейские ансамбли. Ее распевали в селах и городах, на демонстрациях и народных гуляньях, а то и просто в домашнем кругу, за праздничным столом. Едва появившись, песня эта стала знаменитой, родной и близкой миллионам людей.
Ученик 9: Как же родилась «Катюша»?
Вначале были написаны стихи — всего несколько строк. Написал их Михаил Исаковский.
«Я не знал, — говорил потом поэт, — что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. Поэтому стихи пришлось отложить…» Неизвестно, как долго ожидали бы они своего часа, не повстречай Исаковский композитора М. И. Блантера.
«Я начал одну песню»,— сказал мне Михаил Васильевич и показал четверостишие, — вспоминает Блантер. — Это было удивительно. Я попросил поэта оставить мне зачин его песни. Теперь я буквально не находил себе места… «Катюша» без остатка заняла мое воображение. Вслушиваясь в слова Исаковского, я заметил, что в стихотворении его очень звонкая интонация. И в частности, вот что: берег, на берег! Какая причудливая игра ударений! Ну прямо-таки как в веселой народной припевке. Не исключено, что эта деталь окончательно определила подвижной жанр «Катюши».
Ученик 10: Однако над мелодией песни пришлось потрудиться немало. Наконец, родилась именно та мелодия, которую все мы сегодня знаем и любим. Но песни пока не было. Ведь стихотворение оставалось незавершенным. И тогда поэт и композитор стали вместе искать, какой же быть песне. Направление поиска и построение ее сюжета подсказано было самой жизнью, напряженной обстановкой предгрозовых довоенных лет.
“Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти, — говорил Исаковский. — Впрочем, мы не только предчувствовали, что война будет, но уже переживали ее: ведь в 1938 году еще пылало пламя войны в Испании; в том же году Красная Армия вынуждена была вести и вела тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан; не очень спокойно было и на западных наших границах.
По этим причинам тема Родины, тема защиты её от посягательства врага была темой самой важной, самой первостепенной”.
Так в советскую песенную лирику вошла новая тема — тема любви девушки и воина, защитника Родины.
Ученик 11: Восприятие «Катюши» народом как чего-то своего, личного, задушевного стало причиной удивительного явления – рождения множества новых песен – переложений.
Песенные ответы с пограничных застав (пропеть куплеты): Не цветут здесь яблони и груши…
Образ девушки, захваченной в плен в Германию: Здесь звенела песенка Катюши…
Девушка, которая работает в тылу: Обещала милому Катюша…
Катюша – партизанка: Отцвели вы, яблони и груши…
Катюша – медсестра: Катя слово раненому скажет…
- Если собрать все песни о «Катюше», созданные за время ВО войны, то получится обширная энциклопедия, главное в которой показ войны «изнутри», через сокровенные переживания, доверяемые чаще всего письму, адресованному близкому человеку.
Песня «Смуглянка» (показ видеоролика «В бой идут одни старики»)
Ученик 12: Мы хотим рассказать ещё об одной известной песне «Смуглянка». Песня была частью сюиты, написанной композитором Анатолием Новиковым и поэтом Яковом Шведовым в 1940 году по заказу ансамбля Киевского Особого военного округа. В ней воспевалась девушка-партизанка времён Гражданской войны. А вся сюита посвящалась Григорию Ивановичу Котовскому. Однако песня в довоенные годы так и не исполнялась. У авторов остались только черновики. Композитор вспомнил об этой песне четыре года спустя, когда ему позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля Александр Александров и попросил показать песни для новой программы этого прославленного художественного коллектива. В числе других Новиков показал и "Смуглянку”, которую прихватил на всякий случай. Но именно она и понравилась Александрову, который тут же начал ее разучивать с хором и солистами.
Впервые ансамбль спел песню в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году. Запевал ее солист Краснознаменного ансамбля Николай Устинов, которому песня эта в значительной степени обязана своим успехом. Концерт транслировался по радио. "Смуглянку” услышало, таким образом, очень много людей. Ее подхватили в тылу и на фронте. Песня, в которой говорилось о событиях войны гражданской, была воспринята как песня о тех, кто героически боролся за освобождение многострадальной молдавской земли в войну Отечественную.
А теперь мы приглашаем всех исполнить песню «Смуглянка» (караоке).
Интерактивная беседа по теме «Старые песни о главном».
Учитель: Сегодня вы познакомились с историей создания нескольких песен ВОВ. Какое впечатление произвели на вас эти песни?
( за столом поют эти песни; комок в горле; родители. Бабушки любят эти песни, знают слова многих песен наизусть..)
Учитель: «Старые песни о главном» - в телепередаче с таким названием сейчас исполняют песни военных лет современные артисты. Как вы думаете, о чём самом главном поётся в этих песнях?
(о любви, доме, семье , детях; о Родине, свободе, о чистом небе над головой; о долге, верности, чести)
Заключительное слово.
Учитель: Всё дальше уходит от нас ВОВ. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остаётся в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах прадедов. Но песни хранят не просто память – они сохраняют душу народа. Слушая эти песни, понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно. Но они выстояли. В этом сила и величие наших прадедов. А песни им помогали побеждать, поэтому песни – это тоже ветераны ВОВ. На этом наше мероприятие заканчивается. Спасибо всем, кто участвовал в нашем мероприятии, и вам, уважаемые гости.
(звучит финальная песня «День Победы»)