Конспект урока Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины».



Конспект урока
Тема: Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины».
«Княгиня Трубецкая».

Цели: 1.Помочь учащимся усвоить идею произведения путем анализа.
2.Учить отбирать материал на предложенную тему.
3. Работа над понятиями «литературный портрет», «литературный образ», «средства создания образа».
4. Формировать интеллектуальные умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Деятельность учителя
Деятельность ученика

I.Мотивационный этап.
На интерактивной доске запись даты, темы урока:
Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины»
«Княгиня Трубецкая» и эпиграф:
Она другим дорогу проложила,
Она других на подвиг увлекла!
Н.А.Некрасов.

-Откройте тетради, запищите дату и тему урока.
-Прочитайте эпиграф к уроку.



Учащиеся читают с доски эпиграф.


На доске появляются картины декабрьского восстания, портреты декабристов, страница черновика А.С.Пушкина поэмы «Полтава».

-Какое историческое событие вы видите? Расскажите о нем.

-Как решилась участь восставших?


-Судьба декабристов тревожила А.С.Пушкина, потому что среди восставших были его единомышленники, товарищи по лицею. Чтобы поддержать осужденных, поднять их дух, он пишет стихотворение «Во глубине сибирских руд»:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье.
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
-Как декабрьское событие связано с поэмой Н.А.Некрасова «Русские женщины»?

-Давайте построим линию жизни героини. Что было радостное, светлое в жизни?
Учитель вычерчивает линию на интерактивной доске, ученики в тетрадях.
Учащиеся рассказывают о восстании декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.
Ученики называют фамилии и имена пяти повешенных, рассказывают о других участниках восстания.










-Н.А.Некрасов рассказывает о жене декабриста княгине Трубецкой.




Детство Юность Замужество Поездка в Рим 14 декабря 1825 г.



-Какую роль сыграло 14 декабря 1825 года в жизни княгини?




-Определите учебные задачи урока.
Итак, наши задачи – проследить как события 14 декабря повлияли на судьбу героини.
Кто такая Трубецкая? Почему Некрасов посвящает ей поэму?
Какие средства использует автор, создавая литературный образ?

-Муж княгини Сергей Трубецкой был арестован и сослан в Сибирь на каторжные работы, княгиня поехала за ним, она оставила богатый дом, родных.
-Жизнь княгини стала другой.



-Рассмотреть образ Трубецкой.
-Роль 14 декабря в жизни Екатерины Ивановны.

II.Операционный этап

-Детство. Что мы узнаем о нем? Зачитайте фрагменты из текста.
-Юность. Как вспоминает княгиня об этой поре?
-Какие еще счастливые события происходят в жизни Екатерины Ивановны?
-Почему Н.А.Некрасов пишет о предыстории героини?
-Учащиеся зачитывают фрагменты текста.



-Мы узнаем о том, как она жила, о ее доме, родных.

-Автор создает образ княгини.

На интерактивной доске рисуется кластер «Трубецкая»

Средства создания образа
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Вывод: автор использует средства создания художественного образа.
Некрасов считал, что семья играет большую роль в формировании характера человека.

-Найдите и прочитайте описание 14 декабря в поэме, сравните его с историческим событием.


Обобщение: Некрасов дал первое в художест-венной литературе описание декабрьского события, могучей кистью художника-реалиста нарисовал эпизоды восстания.

-Какую роль сыграло событие в судьбе княгини?
Послушайте ее письмо, написанное Тарасенко О.(методика РАФТ)
-Легко ли далось княгине ее решение?


Найдите в тексте диалог Трубецкой с отцом и ответьте текстом.
-О каких качествах характера Трубецкой мы узнаем?
-Какие средства создания художественного образа использует автор?





-Ученики зачитывают фрагменты из текста.
-Писатель правдиво описывает то, что произошло на Сенатской площади.






Ученица читает письмо.

-Нелегко, ведь ей пришлось оставить тех, кого любила, родных, отца и мать.
-Княгиня решила следовать за мужем.
-Учащиеся зачитывают фрагменты.



-Княгиня показана через отношение к родным, к отцу.

Продолжается работа над созданием кластера
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Косвенная характеристика



-Итак, княгиня в дороге. Найдите в тексте
описание пейзажа.
-Какова его роль в тексте?





-К какому виду характеристики относится
пейзаж?
-Заполните кластер

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Косвенная характеристика

-Давайте посмотрим, как характеризует княгиню встреча с иркутским губернатором.

-Какие аргументы выдвигает губернатор, заставляя княгиню вернуться?



-Почему губернатор создает препятствия?

-Решение княгини – это временный порыв или результат твердого убеждения в правоте?


I вариант. Найдите в тексте, как характеризует княгиню светское общество.


II вариант. Как отвечает княгиня на слова губернатора о том, что она «жалкая раба»?

-О чем свидетельствует ответ Трубецкой?


Вывод: решение княгини следовать за мужем является результатом твердого убеждения в правоте.
- Почему автор избрал для II части поэмы не описательную, а драматическую форму?

Вывод: драматическая форма повествования помогает глубже раскрыть характер героини,
делает ярче описание событий.
-Как показана героиня?



Учащиеся зачитывают пейзаж (описание неба).
-Он подчеркивает внутреннее состояние княгини, тоску, одиночество.
-Ей тоскливо, одиноко.
-Она не видит красоты неба, потому что ей очень плохо, она думает о том, как скорее встретиться с мужем.
-К косвенной характеристике.












-Ученики показывают инсценировку встречи Трубецкой с губернатором)

-Говорит о трудном пути, о климате, который ее убьет.
-Княгине придется отказаться от гражданских прав, от дворянства.

-Он выполняет волю царя.






-Учащиеся зачитывают фрагмент текста.


-Дает отрицательную характеристику, высмеивает его.

-Учащиеся читают текст.

-О ее патриотизме.
-О ее гражданской позиции.



-Мы как будто видим события так, как они происходили.

-Образ княгини показан ярче.
-Мы слышим ее речь.

-Через отношение к губернатору.


Продолжим заполнение кластера

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Косвенная характеристика


-Назовите черты характера княгини Трубецкой.
(Составляется кластер №2).

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Обобщение: испытания, выпавшие на долю
княгини, проявили силу ее характера,
решительность, мужество, способность к
самопожертвованию.
-Давайте вернемся к линии жизни и найдем
на ней дату 14 декабря 1825 года.
На интерактивной доске появляется временная
линия.
-Какую роль сыграло это событие в жизни Трубецкой?

Обобщение: 14 декабря 1825 года сыграло в судьбе княгини Трубецкой роль трагическую, но испытания раскрыли лучшие черты характера героини.










-Трагическую, ведь она многое потеряла.
-Но она любила мужа, поэтому поехала за ним.





III. Этап рефлексии



-Можно ли назвать подвигом то, что сделала Трубецкая?
-Напишите эссе.
-Прочитайте свои работы.
-В чем заключается смысл названия поэмы «Русские женщины»?
Обобщение: При всей исторической конкретности образ княгини Трубецкой обобщен, он воплощает лучшие черты русских женщин, русского народа. Говоря о княгине, писатель приветствует ее за то, что:
Она другим дорогу проложила,
Она других на подвиг увлекла!
-На экране появляется портрет Марии Волконской.
-Вы видите портрет М.Волконской, последовавшей за мужем в ссылку после княгини Трубецкой.



-Ученики пишут эссе и зачитывают вслух.

-Такие черты характера, как у княгини, были, наверное, у многих женщин.



Домашнее задание: прочитать 2 поэму Некрасова «Княгиня Волконская» и написать эссе на тему «Способна ли современная женщина поступить, как княгиня Трубецкая»


Ю

Д

З

П

Т

самохарактеристика

Речь

Поступки

Т

Самохаракте-
ристика


Через отноше-ние к отцу

Т


Пейзаж

Через отношение к губернатору, царю

Т

Харак-
тер

Мужество

Твердость духа

Сила воли

Чувство долга

Самопожерт-вование



15