Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время.


Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время.
Цель общего среднего образования ориентирует сегодня педагога на такую организацию учебного процесса, которая предполагает постоянное развитие учащихся и приоритет компетентностного подхода в обучении, когда на первое место выходит не информированность ученика, а владение им ключевыми и предметными компетентностями, умениями разрешать возникающие проблемы.
Широкие возможности для осуществления компетентностного подхода предоставляет метод проектно-исследовательской деятельности - педагогическая технология, позволяющая развить у школьников способность к самостоятельному познанию нового, учит ставить цели, выдвигать гипотезы, формировать умение решить жизненную проблему, создать новый практически значимый образовательный продукт.
В своей практике педагогической работы реализую метод проектно-исследовательской деятельности через урок и внеурочную деятельность.
Задачи:
Обучить планированию: определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижение цели на протяжении всей работы.
Формировать навык сбора и обработки материалов, информации.
Развивать умение анализировать.
Учить составлять письменный отчет, план работы, презентовать информацию.
Формировать позитивное отношение к работе: проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом, графиком работы.
 Углубить интерес к предмету в ходе работы на уроках и внеурочной деятельности.
Мною апробирована методика создания учебных проектов различного характера: творческих, информационных, исследовательских, экспериментальных.
Формирование проектно-исследовательских компетенций на уроке происходит в основном при создании групповых мини-проектов.
К формированию групп всегда подхожу дифференцированно, с учётом психологической совместимости, учитывая интересы и способности обучающихся. В ходе самостоятельной работы учащихся учитель играет роль консультанта, помощника, наблюдателя, координатора, следя за ходом их работы. Главная его задача заключается в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на организацию деятельности учащихся. В результате учащиеся проводят поиск и анализ информации, самостоятельные экспериментальные работы, готовят презентации к отчёту о выполненной работе, в процессе работы формируется умение работать в больших и малых группах. (развиваются коммуникативные качества)
Пример1. На уроке в 7 классе по теме «Атмосферное давление» учащиеся выполнили проект, цель которого: экспериментально доказать существование атмосферного давления. В ходе работы над проектом им предложено было решить следующие задачи:
Подобрать необходимое оборудование для выполнения эксперимента.
Проделать по описанию предложенные опыты
Выполнить рисунки к опыту
Продемонстрировать результаты работы
Объяснить наблюдаемые явления
1 Этап: Организация деятельности: учащиеся, заранее разбитые на группы занимают места, подбирают оборудование для выполнения предложенного эксперимента, распределяют роли руководителя, экспериментатора, теоретика, художника.
2 этап: Осуществление деятельности: Учащиеся работают самостоятельно, сообща и каждый в соответствии со своей ролью. Выбирают нужные приборы, изготавливают самодельные конструкции. Пробуют провести эксперимент, по необходимости консультируются с учителем.
3 этап: Презентация итога работы групп: Группы демонстрируют свои эксперименты, объясняют их. Рефлексируют свою деятельность и оценивают результат своей работы, а так же работу других групп. Дают взаимооценку деятельности и ее результативности. Результаты само- и взаимооценки заносятся в оценочный лист и обсуждаются.
В результате коллективным усилием создано методическое пособие для начинающих молодых специалистов (учителей физики) по теме «Атмосферное давление. Экспериментальное доказательство его существования».
Пример2. Урок по теме «Действие жидкости и газа на погруженное в них тел», строю как занятие в мини-лаборатории, дети в которой, выполняют роль физиков-экспериментаторов. Обучающиеся самостоятельно ставят перед собой цель: в ходе исследования узнать, от каких факторов зависит выталкивающая сила. На первом этапе выдвигают гипотезы, предполагая, что архимедова сила зависит:
от объема погруженного тела;
от массы (плотности) тела
от плотности жидкости;
от глубины погружения тела;
от формы тела.
Затем, следуя словам великого соотечественника М. В. Ломоносова «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением» подвергают экспериментальной проверке все гипотезы.
2 этап: Работа в группах. На столах: «таблички с номерами групп, оборудование, лист с заданием, лист самооценки работы группы, каждого участника группы.
Каждая группа выполняет проверку одной из гипотез, исходя из предложенного оборудования, готовит краткий отчет о проделанной работе.
3 этап: Отчеты по результатам эксперимента.
По ходу отчетов каждой группы на доске заполняется схема:
ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА                  НЕ ЗАВИСИТ ОТ ЗАВИСИТ ОТ:
                объема тела;                                         формы тела;
                 плотности жидкости;                           плотности и массы тела;
                                                                                  глубины погружения тела
                                                                                  внутри жидкости.  
         
4 этап: Самооценка, оценка работы каждой группы. 
Выводы:
Чем больше объем тела, тем больше архимедова сила.
Чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила.
Следовательно архимедова сила прямопропорциональна объёму, погруженного в жидкость тела и плотности жидкости.
Учитель: Мы вместе прошли путь от гипотез, догадок к подлинно научной теории и переоткрыли уже известный закон. Все цели исследования достигнуты. Вы показали себя хорошими экспериментаторами, способными самостоятельно проводить научное исследование.
Экспериментальные исследования важны обучающимся, поскольку владение исследовательской компетентностью актуально для каждого человека. В каждом ребенке живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже ученик, который не очень хорошо учится, обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь ''открыть экспериментально''.
На уроке в 8 классе при изучении темы «тепловое действие тока. Лампа накаливания» учащимся были предложены темы мини-проектов по энергосбережению:
1 группа: «Возможности энергосбережения в школе».
2 группа: «Возможности энергосбережения в своем доме». Цель: привлечение внимания учащихся школы, населения к проблеме экономии электроэнергии. В результате групповой деятельности были созданы два информационных проекта, продуктом которых стали памятки по энергосбережению.
Памятка 1. «Возможности энергосбережения в школе».
Основные возможности энергосбережения зависящие от нас, учеников – это экономия электроэнергии и тепла. 
Пользоваться электрическим светом, только по необходимости.
В кабинетах не «гонять» компьютер с утра до вечера
Сохранять тепло помогает оклейка и утепление окон.
Следить, чтобы двери и окна были плотно закрыты
Открыть шторы в кабинетах иначе лампочки в кабинетах горят целый день 
В коридорах выключать свет во время уроков
Памятка 2. «Возможности энергосбережения в своем доме».
Заменить лампы накаливания на современные энергосберегающие лампы
Выключать неиспользуемые приборы из сети (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр)
Стирать в стиральной машине при полной загрузки и правильно выбирать режим стирки
Своевременно удалять из электрочайника накипь
Не пересушивать бельё это даёт экономию при глажке
Чаще менять мешки для сбора пыли в пылесосе
Ставить холодильник в самое прохладное место на кухне
Использовать светлые шторы, обои
За последние два года в результате внеурочной деятельности с учащимися школы созданы четыре проектно-исследовательские работы:
Экспериментальный проект «Измерение плотности тела человека» - автор Кузнецов Сергей, 7 класс.
Исследовательский проект «Консервирование овощей: физико-химические процессы» - авторы Старикова Анна, Родина Алена , 8 класс.
Исследовательский проект «Измерение электрического сопротивления тела человека» - авторы Малышев Алексей, Калинин Никита , 8 класс.
Практико-ориентированный проект «Выращивание кристаллов в домашних условиях» - автор Конышев Леонид, 8 класс.
Свои работы учащиеся представляли на различных уровнях, показывая неплохие результаты.
Название Уровень Результат год
Фестиваль IT –проектов ТГПУ (htt://planeta.tspu) федеральный Участие
Старикова А. Родина А. Декабрь 2011г
Фестиваль IT –проектов ТГПУ (htt://planeta.tspu) федеральный Участие
Малышев А.
Калинин Н. -9 кл. Декабрь 2012г.
Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» федеральный Участие
Кузнецов Сергей 8кл. 2011-2012г
IX научно –практическая конференция «Шаг в будущее,Сибирь» (инженерная выставка). региональный Участие
Калинин Н. 9 класс. 2013г.
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» муниципальный I место -Калинин Н, Малышев А. 2012г
Фестиваль «Проектирование и компьютерные технологии» муниципальный 2 место – Кузнецов
3 место - Старикова А. Родина А.
3 место – Конышев Л. 2011г.
2013 г.
Ученическая конференция по проектной деятельности ОУ 2 место – Кузнецов С 3 место - Старикова А. Родина А. 2011г.
Ученическая конференция по проектной деятельности ОУ I место -Калинин Н, Малышев А.
3 место – Конышев Л. 2012г.
  
Наблюдения показали, что большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к развитию таких качеств как трудолюбие, внимание, креативность. Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, а успешное выполнение и защита своего проекта формируют самоуважение.
Участие в проектной деятельности, я думаю, предопределило выбор экзамена по физике.
В 2012 уч.г. Старикова А., Родина А. сдавали экзамен по физике за курс основной школы, предполагают сдавать и ЕГЭ. Кузнецов С, Калинин Н., Конышев Л. в 2013 г. также сделали выбор экзамена по физике.
Результаты сдачи ЕГЭ по физике за последние 3 года выше районного и областного уровня.
год ОУ район область
2010-2011г.
53 43,2 45,2
2011 – 2012 г.
45,3 43,2 45,2
2012-2013 г.
56 50,63 51,4