Статья Работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе


Работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе
По ФГОС второго поколения у учеников должны формировать коммуникативные универсальные учебные действия как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Начинать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.
К коммуникативным УУД относятся:
- сотрудничество с учителем и сверстниками;
-разрешение конфликтов;
-управление поведением партнера;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли при работе в паре, группе.
В возрасте 6—7 лет у детей появляется интерес к сверстникам. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д., что является одной из важнейших задач развития на школьном этапе. Какие методы и приёмы использую для формирования коммуникативных универсальных учебных действий?
В работе с учениками начальных классов использую технологию проблемно-диалогического обучения. Эта технология отвечает всем требованиям стандарта второго поколения. В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий. Важную роль в организации побуждающего диалога играет создание различных ситуаций на уроке:
1. Создание «ситуации успеха». (В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.)
2. Ситуация «интеллектуального разрыва». (В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может)).
3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. (Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.)
Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение – в форме подводящего диалога.
Учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое. Здесь важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. Реализацию данной компетенции наиболее эффективна при проверке домашнего задания в парах или группах и на этапе анализа и решения УЗ.
Когда начинаем обучать детей работать в группе, быть сотрудниками, то использовала такую форму работы, которая предполагает «конвейерный» тип взаимодействия в группе, так называемые, методы «пилы» и «вертушки», при котором между детьми распределена последовательность операций. Конвейерный тип взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков.
      МЕТОД «ПИЛЫ» (задание выполняется по частям, каждый ученик занят своей частью).  Каждый ученик – один зубчик пилы. Каждый ученик занят выполнением своего варианта задания. Каждой группе предлагается одна (своя проблема), один текст и серия вопросов/заданий к ним, на которые должна ответить эта группа. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос. Примером такого подхода к организации может служить задание оперативно написать небольшой доклад на изучаемую тему, групповой проект выполнить. В этом случае учащиеся группы вместе составляют план работы, распределяют, кто какую часть будет выполнять, чтобы выполнить задание, например, составить кроссворд по указанной теме или по изученным произведениям на уроке литературного чтения, а также и окружающего мира.
Прием "Зигзаг», используют, когда требуется в короткий срок усвоить большой объем информации. Например, в некоторых программах для изучения той или иной темы отводится мало часов. Этот прием можно использовать для изучения текста меньшего объема или, например, при изучении художественного произведения. Так, прием "Зигзаг" можно использовать и в начальной школе, например: на уроках литературного чтения или окружающего мира В этом случае текст изучается каждым учеником полностью.
Для деления на группы учитель изначально предлагает определенное количество вопросов.
Получив свой вопрос, ученик отвечает на него, так же составляет график, кластер или заполняет таблицу.
Далее также следует работа в экспертных группах, которая решит, чья презентация наиболее объективна.
Работа в рабочих группах проводится, где, только презентуются уже ответы на вопросы по тексту.
Итоговая работа — общая. Один из экспертов каждой группы представляет свой вариант ответа на вопрос. Вторичное прослушивание еще больше закрепляет информацию в сознании учащихся.
Таким образом, за один урок можно освоить довольно большой объём информации. Прием "Зигзаг" только на первый взгляд кажется громоздким и неудобным. На практике дети быстро втягиваются в процесс, так как работа в группах активизирует элемент соревнования.  
МЕТОД «ВЕРТУШКИ»: работая в группе, дети отрабатывают необходимые каждому из них навыки: один, по просьбе учителя, проверяет написание слов с парной согласной, другой- заглавных букв в тексте на карточке, следующий вставляет в этот текст безударные гласные в корни слов и пр. Использую этот метод и при работе с предложением: разбор по членам, частям речи, распознавание орфограмм в словах, характеристика предложения. Каждое следующее задание выполняется другим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый, при этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После завершения работы всеми группами учитель организует обсуждение, если задание было одинаковым для всех групп. Или встречаются эксперты групп, у которых были одинаковые задания. Эти методы работы помогают выполнять поддержку для робких, создают чувство защищенности, для тревожных детей или слабых учеников Они понимают, что они не одни. Работа в группе способствует сплочению коллектива. В группе ребята могут высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия. Для того, чтобы научить детей общаться и взаимодействовать, предстоит ввести правила или нормы работы в паре/группе. Каждый учитель имеет в своем арсенале такие правила, наработанные предшествующим опытом. Взглянув на них с новой позиции, можно особенно выделить следующие:
- слушай внимательно партнера по общению;
- переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял;
- отмечай прежде всего положительное;
- уважай чужие ошибки, вежливо объясни свое мнение;
- старайся работать хорошо;
- при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если другой просит об этом;
- результатом работы пары/группы является ваше общее мнение;
- помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;
- поблагодари партнера за работу.
Все эти правила должны вводиться постепенно, выводиться непосредственно из опыта детей, собираться в виде памятки.
Можно сказать, что игра увлекает их, работают они с огромным интересом, следовательно, игра способствует стимулированию деятельности школьников, повышает их интерес к урокам. Примером таких игр являются игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями. Игра — не урок. Но это не значит; что не надо играть на уроке. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое.
Детям нравится работать в паре, например: когда проводится взаимный диктант словарных слов; когда для всего класса по очереди готовят вопросы для блиц-опроса по русскому языку или устный счет для одноклассников Важным моментом для отработки способов взаимодействия и установления отношений между участниками совместной деятельности в паре является организация парного контроля, который может осуществляться в разной форме. Одной из форм может быть следующая: ученики, получая задание под одним и тем же номером, действуют так: один ученик — исполнитель — должен выполнять это задание, а другой — контролёр — должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролёра имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем – становится контролёром, а контролер — исполнителем. Использование парной формы контроля позволяет не только обеспечить контроль над ходом процесса усвоения и овладения всей информацией, но и решить ещё одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля. В силу этого выполнение функций контролёра по отношению к другому ученику есть одновременно этап формирования внутреннего контроля самого себя. Цели данного метода:
- Обучение учащихся умениям грамотно писать.
- Формирование умений сотрудничать.
- Развитие интереса к предмету.
На основании опыта работы можно отметить возможности уроков русского языка:
- в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
- при освоении основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность) ;
- при формировании адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания и других личностных действий.
Использование методов активного обучения позволяет ученикам активно добывать, перерабатывать и реализовать учебную информацию, представленную в такой дидактической форме, что это обеспечивает объективно существенно лучшие, по сравнению с традиционными способами, результаты обучения практической деятельности. Метод проектов использую, как метод активного обучения. Умение сотрудничать наиболее полно проявляется и успешно развивается в деятельности, причём деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.
Использую и Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.  Быстрее это можно сделать, работая не одному ,а фронтально или коллективно в группе.
Прием ТРКМЧП "Корзина идей" можно использовать как для подготовки к восприятию большой по объему новой информации, так и для разрешения актуальных проблем, возникающих по ходу урока. Во время высказывания учащимися их идей и предположений, стараюсь требовать полных ответов. Таким образом, прием будет работать и для развития устной речи и навыков логического изложения. На этапе записи учителем идеи и мнений, записываются все, даже ошибочные и неверные. Никакой критики и анализа! Цель работы учителя: в ходе урока подвести учащихся к анализу своих ошибок. Если тема урока совершенно не известна, то можно попросить учащихся высказать свои предположения и домыслы — что они представляют и что они предполагают сегодня узнать. Прием "Корзина идей" использую для проведения на этапе вызова. То есть на начальном этапе урока, когда происходит процесс актуализации знаний по теме — "вызываются" из памяти учащихся все, что имеет отношение к заявленной теме, происходит обобщение накопленного опыта и подготовка к восприятию нового материала.
При закреплении материала применяю в работе прием "перепутанные логические цепочки". Учитель предлагает ряд понятий, терминов, в котором нарушена логическая последовательность. Задача учеников: выявить ошибку и исправить ее, аргументируя свой выбор. Логическая цепочка в форме игры помогает развивать воображение, при этом выстраивая последовательность событий аргументировано. Игра проходит в устной форме. Ученикам предлагается первое звено цепочки, которое начинается со слова "Чтобы…": Чтобы съесть яблоко, нужно сорвать его с дерева. Задача учеников: продолжить ряд, совершив своеобразное "путешествие в прошлое": Чтобы сорвать яблоко с дерева, нужно это дерево вырастить. Чтобы вырастить дерево, нужно его посадить. И т.д.
Можно привлекать другие формы, например, не только проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков. Сейчас разработано немало программ, направленных на развитие у младших школьников умения общаться.
Использование методов активного обучения позволяет обучаемым активно добывать, перерабатывать и реализовать учебную информацию, представленную в такой дидактической форме, что это обеспечивает объективно существенно лучшие, по сравнению с традиционными способами, результаты обучения практической деятельности.
Таким образом, младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося. Для формирования коммуникативных УУД необходимо систематически включать каждого учащегося в соответствующие ситуации и организовывать рефлексию учащимися своих действий в этих ситуациях. Я описала те методы и приёмы для формирования УУД, которые ученикам нравится выполнять.
Стандарты нового поколения, учитывая и сохраняя продуктивные идеи традиционного обучения, предлагают более эффективный способ достижения современной цели образования, основанный на деятельностной парадигме, которая связана не с усвоением и запоминанием готовых знаний, а с раскрытием, развитием и становлением личностного потенциала каждого ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности. Определяется такое развитие характером организации деятельности детей, в первую очередь учебной. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях психолого-педагогической концепции, разработанной в отечественных трудах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, рассматривающих основные закономерности личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития детей. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом, а деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели.
Список литературы:
1. Запятая О.В. «Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников»./ Волгоград, издательство «Учитель», 2012г.
2.Лебединцев В.Б. «Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий». /Волгоград, издательство «Учитель», 2012г.
3.Методические рекомендации по формированию УУД средствами различных учебных предметов/З.И. Дмитриенко, С.Н. Колесова, А.В. Молокова, Е.В. Погребняк, Т.В. Смолеусова, З.В. Бродовская/ Издательский Дом «Федоров», Издательство «Учебная литература» 2010г.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
5.Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Российская академия Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.