Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира


Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования определил в качестве главных результатов универсальные учебные
действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».
Цель учебников «Окружающий мир» - осмысление личного опыта общения ребёнка с природой и людьми, понимание своего места в природе и человеческом обществе, приучение детей к рациональному постижению мира.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
При этом учебник учит не только объяснять мир, но и объяснять своё отношение к нему, и предложенные в нём задания способствуют выращиванию у школьников личностной позиции, помогают их личностному развитию. Принцип минимакса позволяет приблизить учебник к нашей жизни: каждый ученик найдёт в нём как обязательный учебный материал для всех, так и сведения по интересам, научится выбирать главное. УМК по окружающему миру гармонично сочетает личностные, предметные и метапредметные результаты. Предметные умения перечислены в программе и таблице требований. Метапредметные результаты перечислены в дневнике школьника, специально разработанного авторами программы, для каждого класса, а в учебниках специальными значками выделены продуктивные задания, которые формируют познавательные УУД, проблемные вопросы, которые развивают регулятивные УУД и задания для работы в группе – коммуникативные УУД.
Достичь этих результатов можно, если захотеть и постоянно к ним двигаться. И мы, учителя, работающие по учебникам ОС «Школа 2100» имеем возможность достигать этих результатов, качественно проводя уроки с использованием принятых в этой системе технологий.
Для формирования регулятивных и коммуникативных УУД служит технология проблемного диалога. С её помощью школьники на каждом уроке учатся ставить цель, составлять план её достижения, ищут решение и рефлексируют результаты своей деятельности. Для всех этапов урока в учебниках предусмотрены специальные вопросы и задания, что очень помогает учителю.
Для формирования познавательных и коммуникативных УУД используется технология продуктивного чтения. Именно её использование позволяет научить детей работать с информацией, понимать и преобразовывать её. Уникальность данной технологии состоит в том, что её применение возможно на всех уроках по всем учебным предметам.
Для формирования регулятивных и личностных УУД разработана технология оценивания учебных достижений. Она способствует развитию у учащихся умения самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки, мотивирует ученика на успех, избавляет его от страха перед оцениванием, сохраняет его психологическое здоровье. Учебники ОС «Школа 2100» помогают организовать исследовательскую деятельность учащихся. В них даны рекомендации для организации наблюдений, опытов и экскурсий, и учителя делают попытки использования проектной технологии.
Примеры заданий для формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.
Формирование личностных универсальных учебных действий.

Примеры заданий на объяснение своего отношения к миру (в скобках приведено конкретное умение, на формирование которого наряду с предметным нацелено данное задание)
Учебник 1-го класса, ч. 2 (с. 72)

На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. (Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил.)
Учебник 3-го класса, ч. 2 (с. 21)
Объясни, что означают для тебя слова: «Моя Родина — Россия!». (Осознавать себя гражданином России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.)
Учебник 4-го класса, ч.1 (с. 25) (слайд)
Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл. (Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе.)
Формирование регулятивных универсальных учебных действий.


Формирование познавательных УУД


Формирование коммуникативных УУД