Статья «Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»


Автор: Трушникова Татьяна Вячеславовна, учитель начальных классов
МБОУ БГО СОШ №3
(Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Борисоглебского городского округа Борисоглебской средней общеобразовательной школы №3)
«Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу 
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.
Основу развития личности ребёнка составляет умение учиться – познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает «умение учиться».
В широком смысле слова универсальные учебные действия означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Я работаю по ФГОС пятый год. Главная цель моей педагогической деятельности это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
Рассмотрим, какие универсальные учебные действия формируются на уроках окружающего мира.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД - организация учащимися своей учебной деятельности.Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку, систематизацию и использование информации.
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Это работа в парах или группах.
Одной их эффективных технологий при формировании УУД на уроках окружающего мира является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
В процессе этого обучения я добиваюсь того, чтобы каждый ребёнок доказывал свою точку зрения, рассуждал, делал выводы, систематизировал информацию. При любом ответе ребёнок будет прав, если он сможет свой ответ аргументировать.
Работу в группах я начала с выработки основных правил. Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
полное внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие;
никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет право на ошибку.
Приведу пример урока – конференции, на которой учащиеся представили проект: «Хопёрский заповедник – «жемчужина» родного края».
Цель:
изучить историю создания, флору и фауну Хоперского государственного заповедника;
формировать умение задавать вопросы по прослушанной информации;
развивать умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;
воспитывать любовь к родному краю и к Родине, бережное отношение к природе
Планируемый результат:
познакомить с таким видом работы как проект;
способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, внимания, вербального, наглядно-образного мышления;
способствовать воспитанию чувства гордости за свою малую родину.
Предметные умения:
расширять знания о своем родном крае.
изучить историю создания, флору и фауну Хоперского государственного заповедника.
УУД
Личностные:
умение управлять своей познавательной деятельностью;
самоконтроль и самооценка.
Регулятивные:
постановка цели и анализ условий достижения цели;
прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата.
Познавательные:
определение понятий;
умение структурировать знания;
умение выделять существенные характеристики объектов;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение систематизировать материал.
Коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;
умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
В результате урока-конференции одна группа детей представляет проект, другая - выступает в роли корреспондентов, задает вопросы по услышанному материалу, третья - осуществляет оценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач. Проектная деятельность ориентирует учащихся на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, т.е. умение работать в разных группах, выполняя разные социальные роли.  Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора, развивает творческие способности.
Фрагмент урока «Окружающий мир» по теме: «Откуда берутся снег и лёд?»
С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД). К ним относятся: целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, учащиеся, разгадав загадки, самостоятельно формулируют тему урока «Откуда берутся снег и лёд?». Такую работу я часто проектирую на уроках окружающего мира. Потом перед детьми ставлю проблему: «Каким бывает снег? Каким бывает лёд?». Начинаем решать эту проблему методом исследования. Каждый из ребят думает по-разному, но опыт помог нам выбрать правильный ответ (проводим опыт с комментированием). Сравниваем свойства снега и льда. Начинается работа в группах. На каждом столе лежит снег и лёд. Учащиеся принимают активное участие в проведении опыта. Дети рассматривают их и делают выводы о свойства снега и льда:
Снег рыхлый, а лёд хрупкий.
Снег белый, а лёд бесцветный.
Снег непрозрачный, а лёд прозрачный.
В тепле снег и лёд тают, образуется вода.
Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учебника (чтение вывода в учебнике).
На этом этапе урока развивались УУД:
личностные:
формирование интереса, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья,
регулятивные:
постановка учебных задач;
нахождение пути их решения;
самооценка.
познавательные:
наблюдение;
формирование вывода;
работа с учебником;
умение проводить практическую работу;
желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
осваивать новые виды деятельности;
участвовать в творческом, созидательном процессе,
коммуникативные:
участие в диалоге, ответы на вопросы;
слушание и понимание речи других.
Очень важна на уроке рефлексия. Итог урока. Оценка своей деятельности.
Итак, формирование универсальных учебных действий - это один из приоритетов современного начального образования, процесс непростой, он носит систематический характер обучения.
Литература
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с. – С. 29-32
Виноградова Н.Ф., Рыдзе, О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе // Начальная школа. – 2007. - №19. – С. 14-18
Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 151-155.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., Просвещение, 2010.