Презентация Формирование УУД на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС


Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС В составе основных видов универсальных учебных действий (УДД) можно выделить четыре блока: 1)личностный; 2)регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4)коммуникативный. Личностные действия  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные универсальные действия включают: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и решение проблемы. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя.2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы4. Недостаточное развитие связной речи. 1. Неустойчивое внимание.2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.3. Недостаточное развитие способности к переключению.4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности. I.1 Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:1) устойчивости внимания;2) наблюдательности (особенно к языковым явлениям);3) способности к запоминанию;4) способности к переключению;5) навыков и приемов самоконтроля;6) познавательной активности;7) произвольности общения и поведения; II.1 Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:1) умение внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);2) умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;3) умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;4) умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда I.2 Формирование полноценных учебных умений:1) планирование предстоящей деятельности:а) принятие учебной задачи;б) активное осмысление материала;в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели;2) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);3) работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.) II.2 Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:1) ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;2) ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;3) ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания)4) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;5) обращение к учителю- логопеду или товарищу по группе за разъяснением;6) пояснение инструкций, учебной задачи с использованием нужной терминологии;7) подведение итогов занятия;8) формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;9) соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог). Содержание коррекционно-воспитательной работы (ПО А.В. ЯСТРЕБОВОЙ) Упражнения, развивающие умение принимать и пониматьсловесную или письменную инструкцию1. «Объясните домовёнку Кузе» Логопед дает ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для Кузи.2. «Письмо с пропусками» Логопед дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку. Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.3. «Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий:1). В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.Полезла Оксана за красной розой,А вернулась Оксана с занозой.2). В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц.Черная цапля циркулем чертила.Внимание!Цапля старательно циркулем водила.Получился очень чистенький чертеж. Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану1. «Расскажи о звуке по плану-схеме» Через 1–2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.2. «Определи порядок действий». Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.Например:На уроках математики встречаются сложные примеры, в которых действия нужно совершать по порядку. Задание к упражнению по русскому языку тоже может содержать несколько действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. Кроме того, нужно подумать, что удобнее сделать сначала, а что потом.3. «Составьте алгоритм» Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах). Задание общее для всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной задачи. Например:– Составьте алгоритм разбора слова по составу и др.Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по разбору слова, используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и четкий алгоритм, нужно ли его дополнить.Пример алгоритма, составленного учениками:Как разобрать слово по составуИзменить форму слова → выделить окончание, обозначить.Выделить основу – часть слова без окончания, обозначить.Подобрать однокоренные слова → выделить общую часть слова – корень, обозначить.Посмотреть на оставшиеся части слова:Если есть часть слова перед корнем → это приставка, обозначить.Если есть часть слова между корнем и окончанием → это суффикс, обозначить. Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтрольЭтапы самопроверки:I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.II этап – поиск орфографических ошибок в слове.III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова 1. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки.Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к четкому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей.Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.)Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка . Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки).Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.Проверка предложений (III этап самопроверки).Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка.В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок).Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена.И только если ошибка так и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает найти ошибку.Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам. Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности1.«Лесенка успеха». Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из 3 ступенек. Логопед просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если ученик считает, что был внимательным, старательным и сдает логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо.2. «Линейка достижений». Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка, например, такого содержания:1) Я научился различать буквы Б и Д (умения по теме занятия)оценка от 0 до 52) Я старался оценка от 0 до 53) Какую оценку я сам себе поставлю оценка от 0 до 5 Литература:Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ Метусс Е.В., Литвина А.В., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006.Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.