Формирование информационной компетенции на уроках математики.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Азовская Е.В., учитель математики

В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знаний, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции. Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни.
Выделены следующие группы ключевых компетенций: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально - трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.
В число ключевых компетенций входит информационная компетенция, которая включает две группы базовых компетенций:
1) компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания;
2) компетенции использования информационных технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие.
Информационная грамотность – набор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией. Критерии информационной грамотности ученика
Ученик должен ощущать потребность в значимой информации, уметь формулировать вопросы, определять источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации.
Ученик должен разбираться в том, что в найденной информации является фактом, мнением, а также обнаруживать ненужную информацию.
Для обмена найденной информацией ученик должен организовывать эту информацию и интегрировать ее со своими знаниями. Для этого он должен привлекать навыки критического мышления и навыки решения проблем.
После того как ученик приобрел информационную грамотность, ему нужно начинать применять то, чему он научился, для своих личных интересов, продолжая самостоятельно учиться в течение всей жизни.
Ученик не только должен стать уверенным и заинтересованным читателем, но и уметь ценить представленную информацию, а также быть готовым представить ее с помощью различных средств.
Ученик должен оценивать процесс использования информации, достигнутые результаты, находить пути для пересмотра, улучшения или обновления своей работы.
Ученик должен быть ответственным потребителем информации, уважать принципы интеллектуальной свободы и прав на интеллектуальную собственность, указывая верные ссылки на идеи других. Он должен понимать, что демократическое общество основывается на уважении идей и мнений других людей.
Ученик должен уметь сотрудничать с другими в ходе поиска и использования информации, а затем делиться результатами своей деятельности.
Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок, оформление результатов исследований)
Наиболее адекватным при организации учебного процесса и формирования информационной грамотности является личностно-деятельностный подход, при котором в центре познавательного процесса находится ученик и его учебная деятельность, а главной целью организации процесса обучения является создание условий для развития его познавательной активности.
При работе с информацией учащиеся осваивают конкретные виды деятельности:
освоение логических способов извлечения смыслов (работа с содержанием понятий, деление и классификация понятий и т. д.);
работа с текстом учебника (построение модели текста, выделение его составляющих);
чтение дополнительной литературы по предмету (научно-популярной и научной) с ее анализом, сопоставлением мнений, формулировок понятий и т. д.;
построение текста на текст;
создание учебных проектов;
преобразование информации (построение таблицы по таблицам, построение таблицы по тексту, построение диаграммы по таблице и т. д.);
выполнение задания по инструкции как формирование навыков использования справочников;

При формировании информационной компетенции
используются  следующие приемы:
- Формулировать вопросы, задачи таким образом , чтобы у учащегося возникала потребность в поиске необходимой информации.
- При изучении новых терминов учащиеся дают различные определения математического понятия, например: в математике модуль – это, в строительстве модуль – это,  в космонавтике модуль – это и т.д, пользуясь толковым словарем, ресурсами Интернет другими источниками , тем самым определяя для себя самый удобный источник информации по данному вопросу.
-В формировании данной компетентности особую роль имеет умение работать с учебником (обычным и электронным), выделяя главную мысль и сортируя информацию по смысловым группам.
-Школьные учебники по математике предлагают задачи в основном текстового содержания. Необходимо использовать задачи из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.
тестовые конструкции с информационно – познавательной направленностью,  тестовые конструкции, содержащие задачи с пропущенными единицами измерения величин,  тестовые конструкции , содержащие задания с лишними данными; учащиеся самим составляют всевозможные  тестовые конструкции;
Используются задачи  прикладного характера. Вследствие чего  у учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности.

-Использовать в практической деятельности усвоенные задания, выработать умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для: доступа к информации, обработки информации, интеграции информации; оценки информации, создания информации. В целях закрепления материала учащиеся создают компьютерные презентации в программе: «Power Point». При создании презентаций учащиеся глубоко анализируют передаваемую информацию, создавая собственный «мини-учебник» по данному материалу, естественно повышают свой интеллектуальный уровень. При выполнении работы проявляются творческие способности учеников, их фантазия и глубина мышления. Важным является и структура презентации, в которой необходимо выделить основные моменты, тем самым, школьники обучаются связной структуре передачи и закрепления информации. Пользуясь математическими программами, успешно справляются с задачами построения графиков, таблиц, диаграмм.
Информационная компетентность позволяет учащимся обучаться на высшем уровне, и ученик сам добывает знания, а учитель как дирижер только направляет его в нужное русло и помогает развивать интеллектуально.
15