Формирование поликультурной компетенции как интегративного качества развития личности


Формирование поликультурной компетенции как интегративного качества развития личности
Поликультурная или космополитическая компетенция – знакомство со множеством различных образов жизни, образцов поведения и разнообразных идей, происходящих из нескольких культур, и умение к ним приспособиться или пользоваться ими. (Песков И.В)
Языковое поликультурное образование (иностранные языки)
Языковое поликультурное образование определяется как «процесс овладения знаниями о культурном разнообразии окружающего мира стран соизучаемых языков и о взаимоотношениях между культурами в современном поликультурном мире, а также формирования активной жизненной позиции и умений взаимодействовать с представителями разных стран и культур согласно принципу диалога культур». 
Основные задачи языкового поликультурного образования: 
1. Формирование представлений о культуре. 2. Формирование у обучающихся представлений о разнообразии современных поликультурных сообществ стран как родного, так и изучаемого языка. 3. Формирование представления о сходствах и различиях между представителями различных этнических, социальных, лингвистических, территориальных, религиозных, культурных групп в рамках определенного региона, страны, мира. 4. Формирование способностей позитивного взаимодействия с представителями других культур. 5. Культурное самоопределение личности средствами родного и изучаемого языков
Жизнь свидетельствует, что на почве неприятия и вражды к людям других национальностей, рас, вероисповеданий в мире возрастает уровень социальной напряженности, сопровождающийся нескончаемыми военными конфликтами, террористическими актами и другими проявлениями межнационального противостояния.
Для того чтобы подрастающие поколения имели определенный «иммунитет» к негативным проявлениям межэтнических отношений образование должно оснастить молодых людей поликультурными компетенциями, среди которых особое место занимают: открытость к межэтническим различиям, способность жить с людьми других культур, языков и религий, готовность к диалогу.
Формирование поликультурных компетенций включает несколько направлений:
формирование культуры знаний, которая подразумевает высокий уровень знаний о культурном многообразии цивилизации как в пространстве, так и во времени
развитие культуры поведения, его видов и форм, соответствующих поликультурной среде;
формирование эмоциональной культуры адекватной поликультурной среде;
формирование культуры саморазвития в поликультурной среде. 

Основными формами формирования поликультурных компетенций являются предметы гуманитарного цикла.
Развитие поликультурной творческой личности на уроках иностранного языка есть требование современности. В начале нового тысячелетия ЮНЕСКО была определена концепция образования, назначение которой – обеспечить в будущем обществе преобладание ценностей и идеалов культуры мира, активной межкультурной коммуникации. Глобализация выдвигает перед образованием актуальную и значимую проблему подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных рас, национальностей, вероисповеданий.
Иностранный язык является одной из гуманитарных дисциплин, имеющих огромный социолизирующий потенциал. Более того, он является средством международного общения, инструментом познания мировой культуры, духовного наследия стран и народов, историко-культурной памяти. В современном мире подрастающее поколение должно знать не только родной язык, но один или несколько иностранных языков, как средство общекультурного развития.
Владение иностранными языками воспитывает молодежь в духе общительности, миролюбия, толерантности и уважения всех народов и их культур. Межкультурные аспекты в обучении иностранным языкам приобретают новый смысл в связи с переходом к открытому информационному обществу, интернационализацией образования с широким использованием новейших информационных и коммуникационных технологий во многих сферах человеческой деятельности. Современные технологии обучения иностранным языкам, включающие использование мультимедийных средств, значительно расширяют возможности создания на уроках условий, максимально приближенных к условиям пребывания в стране изучаемого языка и непосредственного общения с носителями иноязычной культуры.
В связи с этим необходимо создать условия для развития поликультурной многоязычной личности.
Сейчас появилась необходимость в разумной комбинации традиционных и инновационных методик обучения, в умелом сочетании использования освоенных приемов и новейших практик, которые отвечают современным запросам общества.
Использование инновационных информационных технологий – актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений.
Проектная деятельность учащихся мотивирует их переход на новую стадию учебно-исследовательской деятельности, приближенную к реальному исследованию, так как предполагает аргументацию актуальности выбранной для исследования проблемы, анализ источников информации, оформление результатов своего исследования и умения аргументировать достигнутые результаты.
Проектная деятельность является одним из компонентов творческой деятельности учащихся, помогающая эффективно решать задачи воспитания коммуникативной, многоязычной личности, готовой к адекватному взаимодействию в ситуациях поликультурного общения и обладающей всеми необходимыми составляющими коммуникативной компетенции.
Не менее важное значение имеет развитие творческой индивидуальности учащихся, их интеллектуальной одаренности, мотивации учащихся на поиск нестандартных и рациональных решений в результате самостоятельной исследовательской работы.
Развитие креативности как универсальной способности к творчеству крайне необходимо для успешной реализации любой продуктивной деятельности.
12. Проанализировав весь опыт использования в педагогической практике методов, мы пришли к выводу, что в контексте наших научных разработок желательно использование следующих пяти основных групп:
1) традиционные методы (грамматико-переводной метод, прямой метод, аудиолингвальный метод, объяснение, упражнение, демонстрация учебных видеофильмов, использование наглядных пособий);
2) проблемно-коммуникативные методы (мозговая атака, управляемое чтение, перекрестное чтение, альтернативное сравнение, мини-лекция, избирательное прослушивание, интервью);
3) методы стимулирования интереса старшеклассников к активному освоению иноязычной речевой деятельности (использование культурных образцов, ролевая игра, лото из открыток, функциональные игры на доске);
4)продуктивные методы (проектная работа);
5)Внеклассные меоприятия.
Кроме этого большую роль в решении данного вопроса играет внеурочная деятельность, которая позволяет уделить дополнительное внимание личностным качествам каждого ребенка. Не следует забывать и о внеурочной воспитательной работе. Социально значимые формы и методы, такие как поисковая деятельность, позволяют формировать национально-культурную идентичность обучающихся в процессе активной самореализации.