Урок Изо Русская матрешка


Тема: Декоративное рисование «Русская матрешка в осеннем уборе» (гуашь) 2 урок.
Цель : повторение материала о выразительных декоративных средствах  изобразительного  искусства;
Задачи:
-уточнение представлений о народной декоративной игрушке;
-побуждение интереса к историческому наследию Родины.
Оборудование: игрушки-матрешки из Семенова, Загорска, Полхов-Майдана; образец педагогического рисунка .Музыкальный ряд : русские народные мелодии,
презентация "Русские матрешки."  
                                                        Ход урока
 
 1  .Организация класса .1.Приветствие учащихся .2.Проверка готовности .3. Подготовка красок к работе.
 
II. Постановка темы урока .-Сегодня мы продолжим работу и выполним рисунок в цвете.
III-Актуализация знаний учащихся.
-О какой народной декоративной игрушке мы говорили на прошлом уроке?
-Что интересного вы запомнили с прошлого урока о матрёшке?
 
IV Вводная беседа.
-Перед вами матрешка из Загорска, Семенова . Рассмотрите их и расскажите о выразительных декоративных средствах , используемых при росписи этих матрешек.
-Как изображены платки?
-Выполнен ли рисунок на фартуке?
-Как оформлен сарафан и обозначен ли он вообще?
-Что общего в оформлении этих матрешек?
-Какие приемы кистевой росписи использованы в оформлении этих матрешек?
 
V. Работа над новым материалом.
Учитель. Дома вы подготовили материал о матрешках.
-Кто нашёл какой -то  интересный материал о русской матрешке? Сообщения детей.
-Заключительное слово учителя.
      Замечательная игрушка –матрешка! Общее мнение о  матрешке как об исконно русской древней игрушке, к сожалению, только  миф. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской  игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу
 привезенному из Японии. Первые  матрешки, которые выпускались артелью "Детское воспитание" хоть и предназначались детям, стоили дорого и пользовались спросом скорее у взрослых. На  конец XIX века пришелся настоящий матрешечный бум. В ответ на неожиданный спрос появились и производители. Уже через несколько лет
 практически весь Сергиев Посад рисовал матрешек. Именно там оказалось и
 множество опытных токарей, и отличный материал: береза и липа. Рисовали
 семейными артелями и старики и дети. В основном русские матрешки изображали девушек и женщин: в русских сарафанах и платках, с корзинкой, цветами, хлебом-солью и т.п. Матрешечный бизнес оказался настолько прибыльным, что вскоре появилось
 еще несколько центров матрешечного дела: в г. Семенове Нижегородской губерниии и с. Полхов-Майдан.
 Деревянные куклы, помещающиеся одна в другой, пришли к нам из Японии. Родственница русской матрёшки –складная кукла Фукурума-веселый старик. Эта кукла по форме похожа на яйцо.
Первым расписал русскую матрёшку художник С.М.Малютин (1859-1937). Всем полюбилась веселая девочка. Одета она в традиционный русский костюм: платок, сарафан и  передник. В руках у неё черный петух. От русского имени Матрена и возникло ласковое название  «матрёшка».презентация "Русские матрешки.",
 
VI. Педагогический рисунок.
 
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.
-Посмотрите , как  я выполняю рисунок матрёшки в цвете.
1 Начинаем с раскраски больших цветовых плоскостей – частей одежды. Сначала выполню красным цветом платок.
2 Теперь аккуратно, чтобы не был видно мазков от кисти заливаю всю поверхность туловища – центральную часть – жёлтым цветом.
3 Необходимо создать впечатление – иллюзию, что матрёшка настоящая. Для этого по всему краю игрушки прохожу коричневой краской. Плавным движением аккуратно вливаю один цвет в другой.
4 Теперь выполню завершающую стадию. Для этого раскрашиваю волосы и узор на передней части матрёшки Красный цвет для цветов беру такой же , что и платок. Убедитесь, что жёлтый цвет высох.
 
VII Самостоятельная работа.
 
Задание. Выполните самостоятельно рисунок матрёшки  в цвете.
 
VIII Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Обобщение изученного материала.
-Расскажите о выразительных средствах, используемых при росписи.
-Вспомните упражнения по выполнению приёмов росписи.
 
Приложение
 
 МАТРЕШКА ИЗ СЕРГИЕВА ПОСАДА.
Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Но сам образ стал иным по характеру – ярким, броским, открытым.
Я из Сергиева Посада
 Встрече с вами очень рада.
 Мне художниками дан Яркий русский сарафан.
 Я имею с давних пор
 На переднике узор.
 Знаменит платочек мой
 Разноцветною каймой.
СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА.
В Семенове Нижегородской области, на родине хохломской росписи, матрешки расписываются иначе. Роспись наносится на естественную золотистую фигурку, краски кажутся необычайно чистыми, яркими. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием семёновской матрешки является её форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
 
Я из тихого зеленого
 Городка Семенова.
 В гости к вам пришла.
 Букет цветов садовых
 Розовых, бардовых
 В подарок принесла.
 
ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА.
 
Это соседка семеновской матрешки. Матрешки в Полховском Майдане появились тоже не случайно. Это большое село – центр народного художественного промысла. Полховско-майданская матрешка неизменно расцвечена веткой с алыми цветами. У нее нет таких деталей, как руки, сарафан, кофта, как у семеновской матрешки, а из-под платка обязательно видны кудри.
 
А я, подружки, из Майдана.
 Могу я стать звездой экрана.
 Украшен мой наряд цветами
 С сияющими лепестками.
 И ягодами разными,
 Спелыми и красными.ВЯТСКАЯ МАТРЕШКА
 
Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.
 
Наши губки бантиком, да щечки будто яблоки,
 С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
 Мы матрешки вятские всех на свете краше.
 Расписные, яркие сарафаны наши.