Занятия с младшими школьниками


Занятия с младшими школьниками.
Занятие №1
Цель: развитие словарного запаса младших школьников.
Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Игра «Комплименты»
В этой игре предлагается бросать мячик любому из участников круга со словами: «Мне нравиться в тебе то, что ты…». Получивший мяч бросает его другому участнику с теми же словами.
Игра «Закончи слово»
«Внимание! В этой игре мы будем пытаться заканчивать слова, которые могут начинаться, например, на слог ра; зем; го; па. Я буду кидать каждому из вас мяч и говорить первый слог слова, вы должны будете поймать мяч и, кинув его мне обратно, договорить это слово (т.е. закончить слово). Сначала все дети заканчивают слова, начинающиеся на слог ра( дается несколько раз закончить слова, начинающиеся на один и тот же слог), а потом можно каждому из детей задавать разные слоги, с которых начинаются слова.
Игра «Гомеостат»
«Внимание! Сыграем в следующую игру. Эта игра поможет нам узнать, умеем ли мы работать вместе. Это сложная игра. И сразу она у нас не получиться. Потребуется несколько занятий, чтобы ее освоить. Игра заключается в следующем. Вся группа собирается в круг. По моей команде все выбрасывают пальцы. Группа наша должна стремиться к тому, чтобы все участники выбросили одно и то же количество пальцев. Участникам игры запрещено договариваться, перемигиваться и так далее, то есть нельзя пытаться согласовать свои действия каким - либо незаконным способом». Для того, чтобы предоставить друг другу оценить обстановку и учесть ее в последующих играх. Участники, после выбрасывания пальцев, фиксируют их на какое - то время.
Рекомендации: в первый раз эту игру следует провести не более трех раз, посмотреть на результат. Если у ребят с первых попыток будут получаться неплохие результаты, то следует обязательно сказать ребятам, что они неплохо уже научились чувствовать друг друга. В противном случае, если и после трех попыток игра не получилась, нужно ребят успокоить и настроить на то, что с первой игры очень сложно добиться желаемого результата, но они постараются и вскоре его добьются.
Занятие №2
Цель: развитие межличностного общения в группе; развитие словарного запаса учащихся.
Инструментарий: мяч, карточки с вопросами.
Ход занятия:
Игра « Ручеек»
В произвольном порядке разбиться на пары, например, встать в пару с тем, кто стоит рядом. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки, подняв сомкнутые руки вверх, как бы образуя крышу. Водящий проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнера. Новая пара становиться сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеек и ищет себе пару и т.д. по сути эта игра представляет собой социометрическую процедуру и оказывается эмоционально – значимой для каждого участника.
Игра «Закончи предложение»
Эта игра проводиться практически аналогично игре «Закончи слово», только теперь детям нужно, поймав мяч и кинув его обратно педагогу, закончить предложение: летом тепло, а зимой… (холодно); птицы летают, а змеи… (ползают); осенью листья желтые, а летом… (зеленые); сахар сладкий, а лимон… (кислый) и т.д. Рекомендации: если ученик неверно заканчивает предложение, то это предложение стоит разобрать и выяснить, почему слово, подобранное учеником, не подходит. Также необходимо подобрать правильное слово и объяснить, почему оно подходит.
Игра «Гомеостат»
«Внимание! Сыграем в следующую игру. Эта игра поможет нам узнать, умеем ли мы работать вместе. Это сложная игра. И сразу она у нас не получиться. Потребуется несколько занятий, чтобы ее освоить. Игра заключается в следующем. Вся группа собирается в круг. По моей команде все выбрасывают пальцы. Группа наша должна стремиться к тому, чтобы все участники выбросили одно и то же количество пальцев. Участникам игры запрещено договариваться, перемигиваться и так далее, то есть нельзя пытаться согласовать свои действия каким - либо незаконным способом». Для того, чтобы предоставить друг другу оценить обстановку и учесть ее в последующих играх. Участники, после выбрасывания пальцев, фиксируют их на какое - то время.
Примечание: на этом занятии игра повторяется не более 3 раз. Подводиться итог этой игры. Необходимо отметить все положительные моменты в этой игре.
Рекомендации: во второй раз эту игру следует провести 1-2 раза. Если у ребят будут получаться хорошие результаты, то следует обязательно сказать ребятам, что они неплохо уже научились чувствовать друг друга.
Занятие №3
Цель: развитие общения в группе.
Инструментарий: лист бумаги, ручка.
Ход занятия:
Игра «Гомеостат»
«Внимание! Сыграем в следующую игру. Эта игра поможет нам узнать, умеем ли мы работать вместе. Это сложная игра. И сразу она у нас не получиться. Потребуется несколько занятий, чтобы ее освоить. Игра заключается в следующем. Вся группа собирается в круг. По моей команде все выбрасывают пальцы. Группа наша должна стремиться к тому, чтобы все участники выбросили одно и то же количество пальцев. Участникам игры запрещено договариваться, перемигиваться и так далее, то есть нельзя пытаться согласовать свои действия каким - либо незаконным способом». Для того, чтобы предоставить друг другу оценить обстановку и учесть ее в последующих играх. Участники, после выбрасывания пальцев, фиксируют их на какое - то время.
Примечание: если дети достигли цели этой игры, то ее следует больше не включать в занятия. Если же игра еще не получилась до конца, то ее можно включать и в последующие занятия.
Рекомендации: в третий раз эту игру следует провести один раз. У ребят уже должны получиться хорошие результаты. В конце игры ребят необходимо похвалить.
Игра «Задай вопрос»
Педагог на листе бумаги пишет фразу, например, «Мальчик играет с котом». «Ребята, вам необходимо сказать, что я написала. Для того, чтобы узнать, что написано на листе, вам нужно задавать мне вопросы. Вопросы могут быть таким: «В этой фразе есть животное?» «то животное - собака?»
Рекомендации: заранее обговаривается, что вопросы не должны повторяться. С одним предложением необходимо работать пока у детей не кончатся варианты, и, только после этого, переходить к следующему предложение. Дети задают вопросы по очереди.
Игра «Монолог портрета»
Детям предлагается рассмотреть портрет и за несколько минут (5-7) придумать монолог этого портрета.
Рекомендации: во время монолога ребенка не следует исправлять допускаемые им речевые ошибки. Нужно выслушать до конца. И только после того, как ребенок расскажет свой монолог, исправить допущенные им ошибки. В конце этой игры выделить учеников, у которых получились оригинальные, грамотные монологи.
Занятие №4
Цель: расширение словарного запаса учащихся.
Инструментарий: карточки с вопросами.
Ход занятия:
Игра «Составим сказку» (1-й вариант)
Нужно с детьми выбрать хорошо знакомую всем сказку. При необходимости можно кратко вспомнить ее содержание. «А теперь мы попробуем рассказать эту сказку следующим образом: каждый из присутствующих будет говорить по одному предложению из этой сказки, причем так, чтобы у нас с вами получилась целая сказка».
Рекомендации: если у кого - то из детей возникают трудности во время игры, следует ему помочь. Помочь этому ребенку может педагог или сами дети.
Игра «Угадай, о чем спросили»
Выбирается один ученик, которому педагог дает несколько заранее подготовленных карточек с вопросами. Ребенок, не читая вопросы вслух и не показывая их другим учащимся, громко отвечает на вопросы. Например, на карточке написано: «Ты любите спорт?». Ребенок отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным учащимся надо догадаться, каким был вопрос.
Образцы вопросов:
Какой окрас обычно имеют лисы?
Почему совы охотятся ночью?
Ты любишь сладости?
Какая твоя любимая игра?
Что делает почтальон?
Рекомендации: прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.
Беседа «О чем думал художник?»
Учащимся демонстрируется картина. « Внимательно рассмотрите картину и подумайте,о чем хотел нам рассказать художник? Какое настроение у вас от просмотра этой картины?
Как вы думаете, какое название можно дать картине? Попробуйте составить устный рассказ к картине».
Рекомендации: детям может быть трудно самостоятельно составить рассказать, поэтому первые 2-3 раза эту работу следует проводить в парах.
Занятие №5
Цель: Расширение словарного запаса учащихся.
Ход занятия:
Игра «Составим сказку» (2-й вариант)
Повторение игры составим сказку. Меняются условия: когда в игру играют второй раз, нужно усложнить правила составления сказки. Усложнение может быть следующим: каждое предложение должно начинаться на одну букву «п», «н», «к» и т.д.
Рекомендации: детям может быть трудно самим справиться с этим условием. Ребятам нужно помочь, подсказать принцип подбора слов, с которых будет начинаться каждое из предложений этой сказки. В последующих играх ребята уже сами смогут выполнять это задание.
Игра «Монолог картошки»
«Представьте, что картошка оживает. Сейчас вы должны за 6 минут придумать монолог картошки, а потом рассказать его мне от имени картошки».
Рекомендации: если дети затрудняются, то можно рассказать несколько возможных вариантов. В конце игры выделяют лучшие монологи.
Игра «Задай вопрос»
Педагог читает учащимся небольшое детское произведение, в котором большое количество разных героев, например:
У меня друзей не мало,
Но я всех нарисовала:
Коля колет,
Поля полет,
Паша пашет,
Соня спит,
Катя катит,
Тоня тонет,
Я не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Подрисую что - нибудь!
После чего учитель дает задание: подумайте и составьте по одному вопросу к каждому предложению.
Рекомендации: проводя игру первый раз педагогу необходимо корректировать вопросы учащихся. Второй раз игра проводиться по правилам. Отгаданные слова фиксируются педагогом на листе бумаги, классной доске и т.д.
Игра «Рассказ наоборот»
Детям предлагается сочинить рассказ наоборот, то есть с конца. Начинает рассказ ученик, сидящий «в конце часовой стрелки». Например, «И после этого жили они долго и счастливо». Следующий перед ним продолжает: «Наконец они помирились». И дальше таким же образом. Причем тот, кто нарушил обратную последовательность повествования, выходит из игры.
Рекомендации: в эту игру нужно поиграть два раза, причем первый раз не следует ошибающихся детей исключать из игры, а нужно им помочь исправить ошибку. Второй раз в игру поиграть, уже честно, соблюдая правила, с исключением ребят, допустивших ошибки. Выделить из детей лучших.