Конспект урока по литературному чтению А.И. Куприн Слон 4 класс

Этапы,
Формы или виды работ.
время
Содержание занятия.
Примечание.


Самоопределение к деятельности
(1 мин)










Подготовка к первичному восприятию текста.



1)работа с загадкой







2) рассказ о слонах
(5 мин)

















3) сообщение темы урока.

(1мин)



5)рассказ об авторе
(5 мин)
























6) словарная работа.
(5 мин)










Первичное восприятие текста.
(Комбинированное чтение -чтение учителем и учащимися)
(20мин)

Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.
(5 мин)























Итог урока.
(2 мин)






Рефлексия.







Домашнее задание:
(1 мин)
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я снова рада вас видеть!
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны

Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.
Целью нашего урока будет знакомство с новым произведением и с творчеством писателя, который его написал. В конце урока нам предстоит ответить на контрольные вопросы. Прочитать 1и 2 вопрос
К какому жанру относится новое произведение?
Кто является главными действующими лицами?

Прочитайте загадку, отгадку скажите хором.
Читаем загадку.

Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит .(Слон)




- Ребята, сейчас я вам расскажу про слонов.
Слоны – крупные животные. Самые
крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метра, вес – до 7 тонн. В Африке их можно увидеть в саванне. Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами.
У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.

Ребята, о ком мы будем сегодня читать?
- Да, сегодня мы с вами познакомимся с произведением русского писателя А.И. Куприна «Слон».


Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде.
Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. (Белый пудель, Барбос и Жулька, Синяя звезда, Счастье-сказка, Серебряный волк)



Прежде, чем мы начнём читать, выясним значение некоторых слов, которые нам встретятся.
(горничная-работница в частном доме убирающая комнаты, гостиная-комната для приема гостей, попона-покрывало, укрывающее спину, туловище, фисташки -зеленоватые орешки, пуд-16, 38 кг, аршин-71см, 4 аршина 284см=2м84см, вершок-4,4 см 3 аршина 4 вершка=301 см=3м 1см)



А сейчас я предлагаю вам посмотреть иллюстрации художника Г. Мазурина и подумать, о чём мы будем читать. (ответы детей)


- А теперь подошло время для того, чтобы узнать, о ком же это произведение.
- Давайте прочитаем внимательно и подумаем, Все внимательно следим за чтением. Комбинированное чтение рассказа учителем и учениками.





1)Почему в дом часто приглашали доктора?
2)Какой совет дает доктор родителям?(прочитайте)
3) Что девочке предлагают родители?
4) С какой просьбой девочка обратилась к родителям?
5)Как отреагировали на ее просьбу родители? ( найдите в тексте и прочитайте)
6)Куда отправился Надин папа?
7)Прочитайте, что увидел Надин папа в зверинце?
8) С какой просьбой отец обратился к хозяину зверинца?
9) Как удалось поднять слона на второй этаж? –Прочитайте!
10) Прочитайте описание слона.
11) Прочитайте встречу Нади со слоном.
12) Как Надя общалась со слоном? Прочитайте.
13)В произведении Куприна описываются реальные или вымышленные, фантастические события. Обоснуйте свое мнение





- Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним наши контрольные вопросы.
- К какому жанру относится новое произведение? Докажите.
- Кто является главными действующими лицами? (ответы детей)
- Какой вывод можем сделать? (поставленную задачу выполнили)
Закончите предложения:
* Сегодня на уроке я узнал ..
* Мне показалось интересным .
* Меня удивило..





1.Прочитать текст ещё раз.
2. Разделите текст на части.




Оформление доски.


Двадцать пятое января.

« Слон»

А. И. Куприн




















Слайд №1









Слайд № 3














(Слайд№ 4)

(Слайд№ 5)


(Слайд № 6)



(Слайд №7)











(Слайд № 8)
Тема урока записана на доске и в презентации.


Портрет, выставка книг ( в презентации)


















(Слайд 10)









выставки
(Слайды №12)

(Слайды № 13, 14)











Отметки за чтение с комментированием.













Требование полных доказательных ответов.

(Слайд № 15)






































На доске стр.25- 40