Управление процессом обучения (проектирование и реализация процесса обучения)


Управление процессом обучения (проектирование и реализация процесса обучения)
Многое зависит от умения педагога выбирать оптимальные методы и приёмы, определять их место в изучении предмета, правильно строить систему уроков.
Чтобы уроки математики были высокоэффективными, активизировали ребенка, способствовали раскрытию творческих способностей его, оставляли след в душе ученика, я систематически в практике использую педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение, коммуникативные и игровые технологии). Считаю их средством преодоления укоренившегося стереотипа урока, изменения привычных способов общения, демократизации отношений между преподавателем и учеником.
Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами.
«Принцип активности ребенка в процессе обучения» был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии и методов обучения.
Основным условием обеспечения результативности учебного процесса, на мой взгляд, является сформированность положительной мотивации в учебной деятельности ребенка.
Сформированная положительная мотивация на обучение способствует формированию у учащихся стремления к продуктивной учебно-познавательной деятельности.
Опыт работы с детьми показывает, как важно уделять значительное внимание благоприятной психологической обстановке урока, позволяющей раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, сформировать учебно-познавательную и коммуникативную компетенции. В ходе занятий и во внеурочной деятельности я демонстрирую ученику свою открытость для общения, стараюсь подтвердить то «ощущение» знаний, которое он высказывает, побуждаю ученика играть активную роль и быть уверенным в себе, тогда дети активно участвуют в разговоре, выдвигают свои собственные гипотезы, я стараюсь задавать наводящие и перспективные вопросы, обеспечивать обратную связь.На уроках применяю здоровье - сберегающие технологии. Физкультурные паузы, смена видов деятельности, рациональное использование видов деятельности на уроке и т.п. создают условия для рационального сочетания труда и отдыха обучающихся в образовательном процессе.
Задачи достижения высокой успеваемости и заинтересованности предметом каждым учеником решаю на основе личностно – ориентированного  подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. Использование  личностно – ориентированного  подхода в  обучении позволяет:
- создать оптимальные условия для развития ребёнка с учётом сохранения и укрепления его физического и психического здоровья;
- формировать у учащихся умения и навыки рациональной организации учебного труда.
Организация работы на уроках математики
Основные цели:
обеспечить прочное и сознательное освоение учащимися системой знаний и умений по математике, добиваться понимания; воспитывать математическую строгость;
формирование навыков самостоятельной работы (в том числе исследовательской деятельности), устойчивого интереса к предмету;
подготовка учащихся к практическому применению полученных знаний на других уроках и в жизни (участие в олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, поступление в ВУЗ)
научить объективно оценивать свои и чужие достижения, проявлять инициативу, воспитывать уважение к чужому мнению, выявлять недостатки, обращаясь к решению, а не к человеку как к личности.
Задачи:
обеспечить качественное усвоение предложенного программой базового материала, отработать основные умения и навыки в рамках программы;
подготовить необходимую математическую базу для дальнейшего самостоятельного применения на уроках физики, химии, географии, экономики, технологии и в практической деятельности;
научить четко и математически грамотно говорить, строить логические цепочки, обобщать, делать выводы, оценивать полученные результаты;
научить самостоятельно получать необходимую информацию из справочной литературы.
В результате своей деятельности я могу отследить следующий положительный результат. Выпускники, которых я обучала, поступают в ВУЗы, продолжают заниматься проектной деятельностью.
Материально-техническая база. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.
Для организации учебно-воспитательного процесса и достижения поставленных целей важную роль играет материально-техническое обеспечение кабинета и оснащенность образовательного процесса. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе даёт возможность, сэкономить время при подготовке к уроку, найти необходимую информацию в нужном разделе.
К информационным инструментам, применяемым в своей работе, я отношу в первую очередь электронные тренажеры, компьютерное тестирование в формате ОГЭ и ЕГЭ, интерактивные обучающие программы, где обучающийся может самостоятельно ознакомиться с разделом, а затем проверить себя сам.
Компьютер помогает осуществить всесторонний (текущий, промежуточный, итоговый) контроль учебного процесса. Компьютер - помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении урока, опроса и контроля уровня знаний учащихся.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам  является создание  мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание. Одновременное  воздействие на два важных органа восприятия (слух  и  зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Презентация даёт возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентаций учитывается, что она:
Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
Усиливает запоминание предложенного учебного материала.
Главное – научиться использовать предлагаемые материалы при подготовке презентаций. Большое количество слайдов, изображений, анимационных эффектов, видеоматериалов не только не улучшают, но затрудняют восприятие сложного учебного материала, снижают эффективность работы. Краткость, точность излагаемого материала и уместность использования электронных средств обучения позволяют повысить качество обучения, донести до ученика нужное знание, простимулировать самостоятельную творческую работу и закрепить пройденный материал. Использование электронных средств обучения в образовательном процессе не должно быть целью преподавателя. Как и традиционные, электронные образовательные ресурсы остаются средством, с помощью которых педагог формирует картину мира обучаемого. Всё это способствует увеличению объёма знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире. А значит, даёт ученикам возможность стать более успешными в жизни, конкурентоспособными на рынке труда в будущем.