Библиотекарь и учитель-сотрудничество.Совместная работа.


Библиотекарь и учитель-сотрудничествоСовместная работа библиотекаря и учителя по воспитанию культуры чтения начальных классовМБОУ:Донская ООШсоставитель: Фильчакова Т.В. Работу по воспитанию культуры чтения ведут одновременно учитель и библиотекарь, используя каждый свои методы и учитывая развитие и возрастные особенности читателей. Работа с детьми –читателями развивается успешно тогда, когда библиотекарь и педагог любит детей, горячо заинтересован делом, стремится овладеть педагогическим мастерством в руководстве чтением. Читатели всех возрастов нуждаются в руководстве и помощи библиотекаря и учителя. А чтобы помочь читателю, надо повседневно изучать его интересы и запросы.Каждый возраст читателей имеет свои отличительные черты, свои ярко выраженные особенности; их надо учитывать при руководстве детским чтением. Значительную роль в развитии детей играют школьные занятия, которые с каждым годом наполняются новым содержанием и постоянно приучают детей к чтению. Школьники 1 класса только начинают овладевать техникой чтения; в классе они читают учебник но процесс чтения им труден и они охотнее слушают чтение вслух, чем читают сами. В книге их привлекают иллюстрации, они с увлечением их рассматривают, не всегда понимая их связь с текстом.
Во втором классе школьники уже самостоятельно читают небольшие рассказы, отрывки, а главным образом сказки; любят рассказы о животных.Школьники третьего класса вполне овладели техникой чтения они отличаются от второклассников своими читательскими интересами. Здесь сказывается различие в чтении мальчиков и девочек: мальчики особенно охотно читают приключения; у девочек преобладает интерес к сказкам. Дети этого возраста умеют не только передавать содержание прочитанного и указывать,. что им особенно понравилось, но и по своему оценить поступки героев книги. И даже изобразить сказочного героя на сцене.
Третьеклассники начинают пользоваться рекомендательными пособиями. Живой интерес школьников этого возраста вызывают многие темы и вопросы.Они хотят узнать из книг, как живут и трудятся взрослые люди, как живут дети в нашей стране и за ее рубежами, как работают машины; они охотно читают рассказы о природе, домашних и диких животных, небольшие рассказы исторического содержания.
Но любимое чтение детей этого возраста-сказки; они захватывают юных читателей своим сюжетом, уносят их в мир,полный чудес, развивая у детей фантазию. Сказка помогает детям понимать, что такое добро и зло, правильно оценивать поступки героев- положительных и отрицательных. Простой понятный детям язык сказок развивает речь, учит родному языку.
С переходом в 4 класс у школьников складывается более широкий диапазон интересов, связанный со школьной программой; они шире знакомятся с вопросами естествознания и истории; начинают читать исторические рассказы небольшие описания путешествий. В этом возрасте они активно приобщаются к общественной работе, регулярно читают детские газеты ,спрашивают книги помогающие в труде.Четвертоклассники пользуются рекомендательными пособиями; они охотно прислушиваются к совету не только библиотекаря и учителя, но и товарища, выбирая себе книгу для чтения. Самая читающая семьяв школе. Братья МуртазаевыС каждым годом постепенно улучшается качество чтения школьников, воспитывается привычка дочитывать книгу до конца, умение самостоятельно выбирать книгу. Характерно также слово библиотекаря и учителя,доверчивость,дисциплинированность; они охотно выполняют правила библиотеки
Методы по воспитанию культуры чтения Ознакомление читателя с библиоткойС библиотекой дети знакомятся учась в первом классе. С этой целью в нашей школе организуются экскурсии в библиотеку. Учитель приводит класс на экскурсию ,а библиотекарь рассказывает что такое библиотека, как стать ее читателем, какие есть в библиотеке книги, показывает наиболее интересные из них, обращает внимание на иллюстрации, читает им небольшой отрывок, рассказ, стихотворение.Экскурсии в библиотеку проводятся не только для детей младшего возраста, они интересны и старшим школьникам. К их приходу в библиотеке готовится выставка книг, подбираются иллюстрированные материалы. В беседе даются общие сведения о библиотеке и советы о том, как выбрать книгу по рекомендательным пособиям с книжной выставки,как обращаться с книгой, как вести себя в библиотеке. Экскурсия первоклассников в школьную библиотеку. Знакомство.
Ознакомление читателя с книгойСистематическое воспитание культуры чтения начинается с записи читателя в библиотеку. В это время обычно проводится беседа, знакомящая читателя с основными правилами обращения с библиотечной книгой. Правила гигиены чтения разъясняются и учителем и библиотекарем не только при записи читателя в библиотеку. В течении всего первого чтения регулярно проводятся беседы о том, как сидеть, когда читаешь, как держать книгу и.т.д. Для читателей младшего возраста составляются плакаты и памятки с краткими советами по гигиене чтения. Вручение читательского формуляра ученицы 1 класса Шахзадаевой Нармине
Навыки выбора книгиС первых лет чтения детей библиотека начинает воспитывать у них умение выбирать книгу. Большое место занимают индивидуальные беседы. Библиотекарь или учитель расспрашивает школьника прежде всего о том, что его интересует, что он любит читать в свободное время,о чем хочет читать; затем предлагает самому попробовать выбрать книгу.Как читать книгу Советы читателям о том,как работать с книгой,следует давать в соответствии с содержанием книги: рассказывая как правильно читать художественные произведения,обращать внимание не только на развитие сюжета, но и на характеры героев.Библиотекарь учит читателей работать и сжурналом и с газетой.Читать их полностью подряд,как книги, нет надобности,можно по оглавлению в журнале выбрать то,что наиболее интересует. «Что мы любим читать»-беседа библиотекаря
Отзывы о книгах.Постоянные беседы с детьми при выдаче книг приучают детей анализировать прочитанное; они охотно делятся впечатлениями о книге и выражают свое мнение не только устно но и нередко писменно.Такую запись приятно называть отзывом читателя о книге.Книжные выставки.Одной наиболее эффективных форм наглядной пропаганды книги является книжная выставка.Читатель видит на выставке книги и статьи периодической печати,объединенные одной темой, данные в определенной последовательности.Это помогает систематизировать чтение юных читателей.Рекомендательные списки.В рекомендательном списке,можно дать краткий текст,входящий в содержание литературы,указанный в списке,а также иллюстрации.Списки как и плакаты,могут быть настенными и настольными.Рекомендательные списки для читателей 1-4 классов должны быть красочно оформлены и невелики по объему. Сказки К.Чуковского не оставили равнодушными наших читателей

Массовая работа.Массовые мероприятия помогают знакомить читателей с лучшими произведениями литературы и искусства.1.Громкие чтения и художественное рассказывание.Громкое чтение в силу своих особенностей является одним из самых действенных средств пропаганды книги. Хорошее, выразительное чтение эмоционально затрагивает ребенка, помогает ему лучше воспринимать книгу, способствует более глубокому пониманию ее содержания, пробуждает интерес к литературному произведению..Чтение вслух помогает школе в разрешении одной из важных воспитательных задач - развитию литературной речи детей, обогащению и расширению их словаря. Основной материал для громкого чтения дают любимые всеми детьми народные сказки. Многие дети неохотно читают стихи и не любят их. Выразительное чтение вслух лучших стихотворений поможет привить им любовь к поэзии. В этом направлении в нашей школе проводится конкурс чтецов, а также конкурс «Юных сказочников»,регулярное коллективное чтение и обсуждение газет и журналов.2.Литературные утренники и вечераСпособствуют художественному воспитанию читателей, пробуждению у них интересов к искусству, формированию литературного вкуса Обсуждение первой главы сказки «Конек –горбунок»«В мире приключений»Беседа с читателями 4 класса кл. рук. Тарасова Л.П.
Проверка внеклассного чтенияРеклама приключенческой литературы
Вручение памяток читателяУчащиеся 2 класса .Кл.рук. Мышковец И В.
Конкурс чтецов .Учащиеся 1 класса кл. рук. Матвиюк Н.А.Выставка рисунков «Близкие люди, близкими будьте»Учащиеся 4 класса кл. рук. Матвиюк Н.А
«Осень словами русских поэтов» выразительное чтениеУчащиеся 3 класса. Кл. рук.Недопекина Е.В.
Библиотекарь школы:-принимает активное участие в работе кафедры начальных классов-знакомит учеников с новинками литературы- оформляет тематические выставки в соответствии с календарем знаменательных дат-составляет план работы в соответствии с планом внеклассной работы учителей начальных классовПлан совместной работы библиотекаря и учителей начальных классов расчитан на совместное участие в этих мероприятиях учащихся 1-4 классовПлан совместной работыПеререгистрация и запись читателейЗапись 1 класса в библиотеку.Разъяснеие правил пользования библиотекой..Экскурсия .Ознакомление с книжными выставками.Утренник «Посвящение в читатели»Библиотечные уроки:1. «Откуда к нам пришла книга»-2 класс2 «Узнай мир из книги»-3 классОформить рекомендательный список литературы «Узнай наш мир»Обзор-путешествие с книгами –юбилярами.- 4 класс Конкурс чтецов «Осень словами русских поэтов»1-4 классКонкурс чтецов «Юный сказочник»-3-4 классКонкурс рисунков по произведением К.И Чуковского-2-4 класс.Оказание помощи учащимся и учителям при подготовке к литературным и художественным конкурсам. Школьная библиотека- учреждение, где осуществляется развитие и воспитание целостной, гармоничной личности, это институт духовного, общекультурного, гражданского взросления.Главная ее характеристика- способность растить культурного, эстетически развитого читателя.
Спасибо за внимание!