Заседание школьного методического объединения на тему Функции современного учителя в условиях реализации ФГОС ООО

Заседание школьного методического объединения учителей
Тема: « Функции современного учителя в условиях реализации ФГОС ООО

Дата проведения: 09.02.16

Ответственные: школьное объединение учителей технических наук

Цели заседания:
Выяснить, что значит современный учитель
Рассмотреть основные функции современного учителя



Ход заседания:
1. Организация работы
Сегодня нам предстоит с вами провести очередное заседание школьного методического объединения. А работать можно только в хорошем настроении. Давайте его себе создадим. Необычным способом поприветствуем друг друга. Я бы попросила в этом принять участие жюри
Встаньте те, кто родился зимой.
Зимой ночи темные, темные. А звезды на небе яркие, яркие. Скажем хором: “Звездные вы наши!”
Встаньте те, кто родился весной.
Весной все расцветает, благоухает, красота. Скажем хором: “Прекрасные вы наши!”
Встаньте те, кто родился летом.
Лето-это каникулы, солнце, пляж. Скажем хором: “Солнечные вы наши!”
Встаньте те, кто родился осенью.
Осень – время романтиков. Шуршат под ногами опавшие листья, золотой лес манит своей красотой. Скажем хором: “Романтичные вы наши!”
– Как солнечно, звёздно, красиво и романтично стало в нашей аудитории.
Итак настраиваемся на работу и смотрим видеофрагмент « Об одном дне в школе» Как вы думаете, какую проблему поднимает видеоролик?
( проблемы в преподавании, из-за которых возникает усталость детей).
Этим мы и займемся на заседании, поэтому тема очередного заседания «Функции современного учителя в условиях реализации ФГОС ООО»
С этого учебного года мы начали работать по новым образовательным стандартам основного общего образования и сегодня часто появляются высказывания о том, что должны измениться функции учителя, а сам учитель должен быть современным
_ запишите на листочках ваше мнение в форме кластера, что значит современный учитель?
Озвучивают свои ответы


( Ответы групп: 1 группа - современный учитель – педагог знающий свой предмет, не останавливается на достигнутом в своей профессии, умеющий направить учащихся к поставленной цели, заинтересовать его, а также по характеру весёлый, справедливый.
2 группа - современный учитель: компетентный, требовательный, образованный, умеющий правильно организовать урок, владеющий современными технологиями.)
-- Ознакомьтесь с сообщением Арафаиловой О.Л.. « Современный учитель» Слушаем О.Л. и дополняем свой кластер ( приложение №1).
-- Совпали ли ваши мнения? Что у вас отсутствовало.
Мир меняется, изменяется общество, а с ним и система образования, и поэтому у учителя появляются новые функции.
-- Сейчас прослушаем Обатнину Л.А., она нас познакомит с « Изменением функций современного учителя», ( приложение №2)
Давайте обобщим полученную информацию какие же функции современного учителя.

Современный учитель глазами учащихся» ( Минина Л.А..)
С целью выявления мнения учащихся о современном учителе в настоящее время мы провели анкетирование учащихся нашей школы. Для исследования были взяты 2 группы обучающихся: 5 класса, которые работают по новым образовательным стандартам и 8 класса
Результаты оказались следующие:
* Что для вас современный урок: интересный, весёлый, понятный.
* Что вам больше всего нравится на уроке: всё.
* Какова роль учителя на уроке: объяснять новое, подготовить к ГИА, дать хорошие знания, координатор действий.
* Когда вам больше нравиться урок, когда учитель объясняет или вы участвуете сами в добывании знаний: когда участвуем сами.
Ваши впечатления о мнении учащихся. Совпали ли ваши мнения?
Вывод: возникает противоречие между мнениями обучающихся и вашим мнением, поэтому я предлагаю
Я предлагаю:
1 группе написать эссе современный учитель
2 группе нарисовать портрет современного учителя
Озвучивают свои работы

Подведение итогов
Для этого используем прием «Энергизатор».
Нужно на начальную букву вашего имени сделать вывод о нашем заседании, что мы должны для себя взять, например
Елена Николаевна- естественно мы должны быть современными учителями.
Ольга Леонидовна- однозначно мы должны быть хорошими учителями и шагать в ногу со временем.
Лариса Александровна- лишь только современный учитель идет в ногу со временем.
Людмила Алексеевна-лучшими мы обязаны быть.
Валерий Сергеевич возможно должны быть современными, компетентными, любознательными.
Альфия Рахимзяновна- анализ показывает, что нужно современно подходить к уроку.



Решение.
Учителям предметникам использовать материалы заседания при подготовке и проведении уроков.
В рамках предметных недель 2016-2017 учебного года провести фестиваль открытых уроков с целью оценки уровня развития функций современного учителя у педагогов МО.

В завершении нашего заседания я желаю вам занимаясь обучением и воспитанием ребят оставаться такими же активными. творческими, креативными и конечно же счастливыми..
Хочу подарить вам притчу о счастье: Бог слепил человека из глины и остался у него неиспользованный кусок. Что мне еще слепить тебе?- спросил Бог. Слепи мне счастье, попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. И это действительно так. Бог благословил каждого. И мы сами являемся творцами своего же счастья. Ведь оно в наших руках или совсем рядом – стоит лишь протянуть руку. Главное условие – это действие, а оно зависит от нас В бездействии оставшийся кусочек глины станет твердым. Поэтому не претендуй, а будь. Не обещай, а действуй. Не мечтай, а свершай. Ведь счастье в твоих руках.






















Приложения
№1.
Сообщение « Современный учитель». Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?».
Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества.
Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.
Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.
Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.
«Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш).
Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания.
Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.




№2
Доклад «Функции современного учителя»
Мир меняется, изменяется общество, должна меняться система среднего образования и учитель.
Мы живем достаточно в интересной системе взаимоотношений. С одной стороны в стране правят рыночные отношения, с другой стороны очень консервативная система школы.
Сегодня общество требует от учителя глобальных перемен. В первую очередь, необходима смена отношения к своей профессиональной деятельности, изменение характера взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Информационный поток в современном мире увеличивается глобально. Каждые 5 лет знания удваиваются. Появляются новые технологии и новые профессии.
В традиционной модели учитель обязан был дать предметные знания, единый, ориентированный на запрос государства набор качеств, составляющий абстрактную модель выпускника.
В современных условиях основой для работы учителя являются
создание психолого-педагогических условий для саморазвития личности каждого (и учителя, и ученика);
возможность построения индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося.
При этом ученик получит возможность самостоятельно выбирать
место и время, ;удобный темп ;тематику и глубину изучаемого материала.
Функции учителя в изменяющейся системе:
Эмоционально-коррегирующая функция
- Умение создавать и поддерживать мотивацию детей к учебно-познавательной деятельности. Создание ученику ситуации успеха в обучении.
- Понимание образовательных и других потребностей учащихся и готовность помочь им в их реализации.
- Создание системы ценностей у ученика.
Коммуникативно-стимулирующая функция
- Умение организовать эффективное общение учителя и ученика, привлекая стили общения, педагогический артистизм, свой образ.
- Умение организовать взаимодействие школьников в ходе обучения, создавать классную или школьную команду для решения образовательных задач. Управление конфликтами.
- Умение организовать взаимодействие с коллегами, родителями, партнерами по образовательной деятельности.
Информационно-обучающая функция
- Учитель знает содержание предметного материала, имеет соответствующий интеллектуальный и культурный уровень
- Умеет применять интегративный подход к обучению на основе целостного видения картины мира.
- Обращает внимание на адекватность методических приемов поставленным целям и возрастным особенностям учащихся
Контрольно-оценочная функция
- Контроль своей педагогической деятельности в соответствии с ее функционалом, анализ, отчет и коррекция.
- Контроль за образовательной деятельностью учащихся. Умение диагностировать образовательный уровень каждого ученика и ученической команды в целом.
- Умение организовать самоконтроль обучающегося с последующей самооценкой.
Организационная функция
-Умение предвидеть результат своей деятельности, умение определить цели, поставить профессиональные задачи, выбрать оптимальные пути их решения.
- Умение мобилизовать все средства для обеспечения стабильного и эффективного результата: формы, методы и средства, технологии и техники, материально-технические и человеческие ресурсы.
- Способность рационально использовать время и средства.
Развивающая функция
- Учитель сам обладает опытом изучения содержание предмета, его осмысления и применения и умеет помочь учащимся в приобретении такого опыта.
- Умение организовать активную индивидуальную или коллективную самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся.
- Учитель умеет активизировать творческий потенциал учащихся, обеспечивает логичность и вариативность видов учебной деятельности.
Конструктивная функция
- Учитель способен иметь свой взгляд, свое мнение, исходя из этого, ставить цели, планировать совместную с учащимися деятельность, обеспечивать продуктивность работы на основе рационального анализа, разъяснения целей ученику и организации принятия целей учеником.
- Учитель понимает, как можно трансформировать предметное содержание в соответствии с приоритетами ученика и помогает ученику освоить на его уровне этот материал и в соответствии с его потребностями, выстроить индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение создавать атмосферу, способствующую плодотворному образовательному процессу.
Модулирующая функция
- Умение генерировать новые идеи, творчески мыслить.
- Способность принимать изменения, происходящие в системе образования, быть мобильным в изменяющихся условиях.
- Готовность к конструктивному обсуждению преобразований, инициированных учениками и их родителями в соответствии с их образовательными запросами.
Современное обучение базируется на обязательности коммуникативно-стимулирующего взаимодействия учителя и ученика.
Учитель организует педагогическое сотрудничество, отвечает за осведомленность учащихся о том, что они должны знать, понимать, научиться делать.




№3Анкета
«Современный учитель глазами учащихся»

№ п/п
Основные вопросы

1
Что значит для вас современный учитель?

2
Что вам больше всего нравиться в уроке?

3
Какова роль учителя на уроке?

4
Когда вам больше нравится урок: когда учитель все преподносит сам или когда вы непосредственно участвуете в добывании знаний?