Доклад на тему Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках специальных дисциплин.

Мотивация учебной  деятельности обучающихся  на уроках специальных дисциплин.
«Деятельность, лишенная смысла, лишенная ценностной основы, не имеет права присутствовать в нашей жизни».  
Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.
Формирование мотивации учения без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного обучения. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у обучающихся приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Что не возможно без интереса учащегося к предмету. Каждый учитель желает, чтобы его учащиеся хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности обучающегося является одной из основных задач современного обучения.
     Формирование включает несколько блоков - работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью студентов. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств.
         Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Для мотивации обучающегося более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:
    1. Содержание учебного материала.
    2. Стиль общения учителя и учащихся.
    3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
Результатом работы  в этом направлении стала корректировка  программ с учетом факторов, влияющих на формирование положительной мотивации. Где в содержании разделов рабочей программы я учитываю и интересы обучающихся. Для наглядности на занятиях использую: натуральные образцы, выкройки и мини-выкройки., педагогические приемы, творческие задания.
Прием «Удивляй» Учитель: У древних людей была одна юбка: "и в пир, и в мир и в добрые люди". По праздникам она одевалась на чистую сторону, а во время выполнения работы на грязную, рабочую.

Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует о поглощенности от только что услышанного
Прием "Лови ошибку". Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Тексты готовлю заранее, либо поручаю приготовить уч-ся в качестве творческого задания.
Прием " Практичность теории".
При использовании данного приема создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.
Учебный материал на уроках подаю в такой форме, чтобы вызвать у учащихся эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.
- Использование, показ, выделение  различных элементов, привлекательных сторон содержания;
- Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
- Показ значимости знаний, умений:
а) общественной (подарки,  пошив для реализации продукции)
б) ( самоанализ , самооценка, самоутверждение)                                              
- связь теории с практикой, с социологией, химией, экологией, экономикой.
Учебно-позновательную деятельность на уроке я обычно разделяю на 3 этапа: мотивационный, операционально-познавательный и рефлексивно-оценочный.
1. Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.
Этот этап состоит обычно из трех учебных действий:
1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы, Это достигается с помощью следующих приемов:
а) постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему (например, раскроить и сшить юбку, выполнить ремонт изделия);
б) рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы (например, починить изделие);
в) рассказа о том, как решалась эта проблема с предыдущими учащимися (например, раскрой и пошив юбки в различных вариантах).
Использование на уроках проектной технологии, помогает сформировать постановку основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Например, научится кроить и шить юбку.
После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом, создается установка на необходимость подготовки к изучению материала. На уроках производственного обучения у учащихся, пропустивших занятия по теории, возникают определенные трудности, которые приходится решать индивидуально во внеурочное время.. Это помогает мне легче осуществить индивидуальный подход, узнать сильные и слабые стороны учащихся, их способности в освоении теории и возможности реализации этих знаний на практике, добиться дисциплины на уроке и выполнить необходимую работу на практических занятиях. Помочь не отстать от остальных учащихся и выполнить работу в срок.
2 - этап организации учебной деятельности - операционально-познавательный. На этом этапе для поддержания мотивации к учебной деятельности -важно добиваться, чтобы учащийся приступил к действию. Для этого необходимо создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия,): игровая (познавательная игра, соревнование ); эмоциональная (успех, увлеченность темой).
Из опыта моей работы хочется отметить, что групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.
Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата. Например: если в тему «Ручные швы» включить элементы «Нити», то интерес у учащихся на занятии заметно повышается и результатом является выполненная творческая работа.
3 - Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. К сожалению, я раньше  мало внимания уделяла подведению итогов так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познавания нового. В настоящее время у меня разработан большой дидактический комплекс заданий, контрольно – оценочных  работ, который включает в себя различные виды контроля: входной, текущий, рубежный и итоговый. Этот этап  служит своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приводит к формированию ее устойчивости.
Вывод:
Приёмы и методы обучения способствуют формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоций и интереса.
Учение только тогда станет для обучающихся радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
И какими бы знаниями мы ни обладали, какими методиками не владели, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.
Особенно важной является проблема взаимодействия внешней и внутренней мотивации. Ясно одно: разные ученики требуют разного подхода к мотивированию. Кого-то надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивировать поощрениями, а кого-то - предоставленной свободой. Но неоспоримо одно: «Если хотим мотивировать обучающихся надо найти общий язык со всеми учащимися без деления их на сильных и слабых, поощрять добрые начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и стремление к учебе. Тревожность и страх помеха развитию мотивации».






·