Активизация работы с одаренными детьми по математике в рамках концепции математического образования


структурное подразделение государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 5 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад №1»
«Активизация работы с одаренными детьми по математике в рамках концепции математического образования»
Подготовил:
старший воспитатель
Искаева Е.Н.
2016 г.
В соответствии с ФГОС ДО и Концепцией математического образования в РФ приоритетной целью дошкольного математического образования является развитие способностей к:
- логическому мышлению, конструированию;
- поиску решений принципиально новых математических задач, преодолению интеллектуальных препятствий;
- математическому моделированию, применению математики, в том числе, с использованием ИКТ.
В данных условиях проблема детской одаренности является актуальной. Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике.
В нашем ОУ выявление интеллектуально одаренных детей происходит при проведении психолого-педагогической диагностики и в ходе наблюдений.Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:
высоко развитая любознательность, пытливость;
способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
раннее развитие сенсорных способностей;
оригинальность суждений, высокая обучаемость;
стремление к самостоятельности.
Перспективным и важным направлением в нашей работе с детьми, имеющими склонность к математике, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения, делать выводы. Это направление способствовало разработке проекта по развитию логического мышления у старших дошкольников. При реализации данного проекта дети были очень активны в восприятии задач-шуток, занимательных вопросов. Они настойчиво искали ход решения, который вел к результату. Детям была интересна конечная цель, которая увлекала их. Воспитанники с удовольствием решали задачи-головоломки. Игры на моделирование плоских или объемных фигур способствовали развитию образного и логического мышления, пространственных представлений, содействовали развитию познавательной активности детей, воображения. Все развивающие игры применялись в свободной игровой деятельности детей. Дети имели возможность самостоятельно выбирать интересующий их материал, создавать, придумывать интересные задачи и переносить полученный опыт из совместной деятельности в самостоятельную. Поэтому очень важным было создание развивающей среды в виде центра математического развития.
Также в нашем ОУ большое внимание уделяется содержанию математических уголков в группах. Они удовлетворяют потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, становлению его способностей. В математических уголках содержится большое и разнообразное количество игр и пособий: (игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Логическая мозаика»; развивающие кубики: «Сложи узор», «Уникуб», «Хамелеон», «Кубики Никитина», игры на изучение чисел, состава числа, на решение арифметических задач; игры на ориентировку в пространстве, лабиринты; игры на классификацию, обобщение, сравнение, анализ; игры на развитие логического мышления - палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша, развивающие игры В. В. Воскобовича); книги познавательного характера; математические сказки; дидактические игры. Данные пособия содействуют развитию математических способностей детей, аналитического восприятия, познавательной активности детей, устойчивого внимания, памяти, воображения, речи.
Уже в младшем дошкольном возрасте происходит развитие интеллектуальной одаренности в виде дополнительного образования, математического кружка «Развивайка», а в более старшем возрасте работает программа интеллектуального развития – кружок «Путешествие в страну Экономики».
Важным значением в работе с одаренными детьми, обладает организация работы с их родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников выстраивается по следующим направлениям: 1. Информационно-аналитическое направление (анкетирование, беседы, опросы родителей). 2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические собрания. Основной задачей этого направления работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по развитию интеллектуальных возможностей ребенка. 3. Наглядно-информационное направление (папки передвижки, брошюры).