«Приручи дракона». Занятие по снижению тревожности с элементами арт-терапии.


«Приручи дракона»
Занятия по снижению тревожности с элементами арт-терапии.
Занятие 1.
Цели:
— сформировать группу участников;
- способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе;
— выяснить ожидания детей;
— развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы.
Материалы:
Листы бумаги с матрицами; фломастеры; карандаши,маркерыЗнакомство
Рассказ о целях и особенностях предстоящих занятий.
Упражнение «Представление имени»
Группа встает в круг. Поочередно каждый участник выходит в центр круга и называет свое имя, сопровождая его каким-либо жестом или движением. Все остальные участники копируют жест и интонацию. Упражнение заканчивается, когда каждый из участников представится.
Работа по теме занятия
Принятие правил
Психолог предлагает принять свод правил. Правила должны быть такими, чтобы всем было:
1. Интересно! Для этого необходимо быть активным, правдивым и уметь слушать каждого.
2. Комфортно! Запрещаются оскорбления, упреки, обвинения. А вот внимание к положительным сторонам каждого приветствуется и даже поощряется.
3. Безопасно! Все, что происходит на занятиях, — для всех, кроме нас, секрет.
4. Полезно! Выполняем задания добросовестно.
Ведущий говорит о добровольности участия в работа группы. Если кто-нибудь из участников не захочет выполнять какое-либо упражнение, он может отказаться.
Перед тем как принять правила, следует обсудить их с детьми, а также продумать санкции за их нарушение. Санкции должны соответствовать проступку и быть выполнимыми, например, нарушивший правило выходит за круг и пропускает следующее упражнение. Дети могут предложить свои правила, и если группа согласится, они включаются в основной список.
Если дети согласны с предложенными правилами, они вслед за ведущим торжественно принимают правила под аплодисменты группы.
Упражнение «Твоя школа такая, какой ты ее видишь»
Выполняя это упражнение, каждый ребенок получает возможность высказать свое мнение о школе и увидеть положительное в новой ситуации, научиться конструктивно относиться к школьным проблемам.
Скажите следующее: «В жизни нам постоянно приходится привыкать к чему-то новому. В этом году вы стал пятиклассниками, взрослыми и самостоятельными учениками средней школы. Вы уже почувствовали, что обучение отличается от того, что было раньше: у вас появилось много новых учителей, новые предметы, новые одноклассники. Наверняка у вас возникли вопросы. Давайте поговорим о том, что вам нравится в школе в этом году, а что — нет».
Дискуссия на тему занятия
1. Как вы думаете, все ли люди испытывают одинаковые чувства по отношению к школе?
2. Почему впечатления одних людей сильно отличаются от впечатлений других?
3. Как вы думаете, какие проблемы могут возникнуть вас в пятом классе?
4. О чем вы хотели бы узнать, что хотели бы обсудить за время наших занятий?
Упражнение «Пустой или полный»
Показать детям, что один и тот же факт, одно и то событие кто-то может посчитать хорошим, позитивным, а кто-то — негативным. Люди разные, поэтому они по-разному относятся к происходящему.
Сказать следующее: «Сейчас я покажу вам стакан, наполненный водой до середины. Одни люди скажут, что о наполовину пустой, а другие — что наполовину полный, то, и другое — правда, однако эти высказывания виража ют разное отношение к происходящему. Позитивное отношение к фактам и людям лучше, чем критическое. Каждом из нас приятнее, когда в конкретной ситуации (даже в наших ошибках) люди видят хоть что-то положительное. Пусть возникают сложности, но всегда можно найти что то хорошее. Давайте попробуем увидеть положительны стороны в новой ситуации обучения».
В ходе упражнения дети стараются увидеть плюсы в негативных проявлениях школьной жизни. Например:
• У нас появились новые учителя, у них новые требования, к ним трудно привыкать. — Зато интересно, узнаешь новых людей,
• Задают много домашних заданий. — Учишься быть более организованным.
Практическая часть «Драконовы ключи»
.Предложить детям варианты раскрасок.2.Дать время для осуществления выбора конкретной одной раскраски.3. Предложить широкий выбор карандашей, мелков, гелиевых ручек, фломастеров.4. Время для работы не ограничивается.5. Рисунок не обсуждать, стараться меньше разговаривать.
Когда раскраска Драконовы ключи будет завершена, нужно предложить ребятам рассказать о ней, придерживаясь следующего плана
Почему ты выбрал именно эту картинку?Что привлекло в этой картинке?Ппочему ты использовал именно эти цвета?Нравится ли работа?Какие чувства и эмоции возникали во время работы?
Это раскраска не простая, она придумана в методике схемы-матрицы, резонирующей с ритмом психических процессов человека. Работая над такой схемой, мы активизируем внимание, интуицию, повышаем активность головного мозга, улучшаются межполушарные связи. Происходит гармонизация психического состояния, улучшаются взаимоотношения через развитие коммуникативных навыков.
Обсуждение итогов занятия
Обсуждение чувств участников группы. Пусть они скажут о том, что им понравилось, что удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными,
Домашнее задание
Постарайтесь найти как можно больше положительных сторон в новой школьной жизни. на обратной стороне листа написать небольшое сочинение о вашем рисунке. Можно придумать историю о том персонаже, который вы выбрали.