Групповое занятие с элементами арт- терапии Обида

Групповое занятие с элементами арт-терапии «Обида»
Цели: - осознание иррациональных установок;
освобождение от обид;
приобретение свободы и энергии для позитивного мышления.
Оборудование: игрушки, канцелярские товары, листы А-4, цветные карандаши, краски,пластилин, компьютер.
Ход занятия.
Игра-активатор « Контакт (мельница)».
- Встаньте в два круга лицом к лицу, возьмитесь за руки. Посмотрите человеку, стоящему напротив, в глаза. Сейчас вам не надо ничего делать, говорить. Просто слушайте и смотрите...
- Постарайтесь почувствовать этого человека, увидеть в его глазах то, что они хотят сказать вам. Поблагодарите его взглядом - перейдите к другому человеку
- Подумайте о том, что ничего случайного не бывает в этом мире и этот человек - подарок судьбы вам. Эта встреча призвана помочь вам понять что-то очень важное, открыть что-то новое в себе и в вашем отношении к миру... Поблагодарите его взглядом перейдите к другому человеку.
-Подумайте, что вы можете дать ему? Быть может, он нуждается в вашей поддержке? Просто в вашем присутствии рядом? Поблагодарите его взглядом перейдите к другому человеку.
- Пусть ваш взгляд скажет ему, как вы умеете любить и сопереживать. ...А теперь возвращайтесь на свое место.
Обсуждение:
Что вы чувствовали при выполнении данного упражнения?
С кем было легче контактировать?
Встретились ли вам сегодня глаза человека, с которым у вас какие-либо разногласия? Какие чувства при этом вы испытывали?
Были ли у вас случаи отвода глаз? Как вы думаете, о чем это говорит?
Какие чувства не дают одному человеку посмотреть прямо в глаза другого?
В человеке собран целый спектр чувств, одни нам помогают жить и несут созидательную миссию, а другие наоборот мешают жить и выполняют разрушительную функцию. Чувства вызывают то или иное наше поведение.

Упражнение « История игрушки».
Рассмотрите предметы, расположенные на столе. Выберите тот, который по каким - либо причинам кажется вам близким, похожим на вас. Рассмотрите внимательно, пощупайте, почувствуйте материал, из которого он сделан. Придумайте небольшую историю предмета - от его рождения (создания) до сегодняшнего момента. Расскажите эту историю от первого лица - так, как будто этот предмет говорит вашими устами.
В помощь вам несколько фраз:
-Я родилась(лся) ..
- Я живу с
- Я люблю заниматься(делать)
- Мне в жизни приходилось обижаться на
- В настоящее время.

Знакомство с основными понятиями тренинга (лекция с элементами дискуссии).
Чувство обиды - одно из самых разрушительных человеческих чувств. Оно оседает глубоко в душе и начинает калечить не только душу, но и тело человека. Не случайно слово « обижаться» исторически произошло от словосочетания « обижать себя». Обижаясь, мы творим зло, прежде всего, самим себе. Прощение необходимо нам самим гораздо в большей степени, нежели тем, на кого мы обижаемся.
Притча о гвоздях и обидах.
Отец, беседуя с сыном, отмечает, как часто тот говорит обидные, резкие слова окружающим. На что сын ответил, что это позволяет узнать правду человеку о себе. Тогда, отец попросил сына, когда он будет произносить их, вбивать гвоздь в столб .
Прошло время и весь столб оказался в гвоздях. Сын , подняв глаза на отца сказал « Я понимаю, отец, как был неправ с людьми!» Но отец ответил, что ты не все понял еще. И попросил сына, вытаскивать из столба гвозди ,когда тот будет заглаживать вину перед людьми,. И еще прошло время, и сын, довольный собой, привел отца показать столб, свободный от гвоздей. Но отец и здесь сказал, что сын его не понял до конца. Сын удивился. А отец сказал ему: « Посмотри сын внимательно на столб, сколько дыр ты видишь в нем, столько ран в душах людей ты оставил, столько на земле обиженных тобой.»
Обсуждение.
На какие мысли натолкнула вас эта притча?
Что вы почувствовали после услышанного?
Прощение не приходит само по себе. Прощение - награда за долгий и тяжелый труд души. Но результат стоит того!
Однако часто так бывает: решив для себя, что простили человека, мы вновь испытываем предательскую боль, вспоминаем прошлое. Значит, истинное прощение еще впереди. Его критерий - ощущение спокойствия и даже некоторой пустоты при воспоминании о былой обиде.
Но «высший пилотаж» - искренняя благодарность к обидчику за тот опыт, который вы приобрели с его помощью.
«Обида – несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство». (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, М., 1999).
Вспомните ситуации, которые могут вызвать обиду. Запишите их, не подписываясь Посмотрите как много ситуаций, при которых мы можем либо обидеть кого-то, либо обидеться. Обида, на кого-либо или на что-либо была, скорее всего у всех присутствующих .
Тренировочные упражнения.
Упражнение « Прикосновение к обиде» .
На фоне расслабления участники слушают ведущего, который говорит о том,
- Мы часто несем по жизни глубоко припрятанную обиду на самых близких нам людей: отца, мать, учителя, друга... и что вы чувствовали тогда?
- Какие были ощущения в теле?
-Какие мысли приходили вам в голову?
-Что вам хотелось сделать в этот момент?
Арт - терапевтическая техника « Скульптура чувства».музыка
-А теперь, сохраняя чувства, возникшие у вас, подумайте форму, цвет своей обиды и попробуйте ее образ вылепить.
-Что у вас получилось? –Тебе она приятна?- Хотелось бы изменить что-то? Давайте изменим, так чтобы образ(форма) была приятна.
Техника направленной визуализации « Подарок обидчику».
-Расположитесь поудобнее...
Постараться устроиться так, чтобы каждая часть тела чувствовала себя комфортно и расслабленно.
Руки и ноги отдыхают...
Лицо спокойно, челюсть разжата...
Сделайте несколько глубоких вдохов через нос - и сильных выдохов через рот... Подышите так, синхронизируя ваше дыхание с музыкой...
Нужно  освобождаться  от негативных мыслеформ, которые накапливаются в ваших телах. И отпускать все подавляемые эмоции на свободу. Это благоприятно скажется как на вашем самочувствии, так и на других областях вашей жизни. Вам станет легко и радостно идти по дороге бытия. Освобождаясь от негативных переживаний, вы очистите место для более позитивных эмоций, которые притянут в вашу жизнь счастье, удачу и успех.
А теперь представьте, что вы сидите в затемненном зрительном зале. Перед вами - ярко освещенная сцена и на ней человек, обидевший вас. Его лицо сияет, он счастлив и доволен собой. Он совершил что- то, за что ему благодарно огромное количество людей. Люди выходят из зрительного зала, поднимаются по очереди на сцену и поздравляют этого человека, говоря ему слова благодарности,- дарят цветы и подарки.
С какими чувствами вы наблюдаете за этой церемонией?
Готовы ли и вы подняться на сцену?
Подумайте, какой подарок вы бы могли преподнести этому человеку? Пусть этот подарок символизирует вашу любовь и прощение?
Когда будете готовы - поднимитесь на сцену, обнимите и искренне поблагодарите этого человека за то, что он - часть вашей жизни, за то опыт, который вы приобрели благодаря ему.
Если вам сложно это сделать - вернитесь в зал и через некоторое время повторите сначала. Помните - вы это делаете прежде всего для себя...
(если удалось, нарисуйте тот символический подарок, который вы вручили в своем воображении человеку на сцене

- Как вы считаете какими способами можно побороть обиду?(ответы детей)

Способы выхода из обиды( как памятка)
- поговорить с обидчиком, отражая свои чувства, не пересказывая поступка
написать свою обиду словами на листе и порвать его на мелкие части;
написать свою обиду словами и заштриховать;
проговорить присказку: «Обидно, досадно, но ладно!»
- соприкосновение с землей, деревом для передачи отрицательной энергии;
крик;
музыка;
физические нагрузки и т. д.
Обсуждение.
Попробуйте какой - либо из названных способов на практике!
Человек, не умеющий прощать, разрушает себя изнутри. Обиды копить бессмысленно. Их можно мысленно пускать на ветер, по воде и представлять, как она исчезает.


5)Наше занятие подходит к концу. Оцените важность и полезность встречи.
?- пока не вижу значимости решаемых вопросов для себя
!- здорово, мне понравилось
.- это совпадает с моим мнением
- посмотим что будет впереди.
Спасибо за занятие.
































с

Способы выхода из обиды

- поговорить с обидчиком, отражая свои чувства, не пересказывая поступка
написать свою обиду словами на листе и порвать его на мелкие части;
написать свою обиду словами и заштриховать;
проговорить присказку: «Обидно, досадно, но ладно!»
- соприкосновение с землей, деревом для передачи отрицательной энергии;
крик;
музыка;
физические нагрузки и т. д.



Способы выхода из обиды

- поговорить с обидчиком, отражая свои чувства, не пересказывая поступка
написать свою обиду словами на листе и порвать его на мелкие части;
написать свою обиду словами и заштриховать;
проговорить присказку: «Обидно, досадно, но ладно!»
- соприкосновение с землей, деревом для передачи отрицательной энергии;
крик;
музыка;
физические нагрузки и т. д.



Способы выхода из обиды

- поговорить с обидчиком, отражая свои чувства, не пересказывая поступка
написать свою обиду словами на листе и порвать его на мелкие части;
написать свою обиду словами и заштриховать;
проговорить присказку: «Обидно, досадно, но ладно!»
- соприкосновение с землей, деревом для передачи отрицательной энергии;
крик;
музыка;
физические нагрузки и т. д.


Способы выхода из обиды

- поговорить с обидчиком, отражая свои чувства, не пересказывая поступка
написать свою обиду словами на листе и порвать его на мелкие части;
написать свою обиду словами и заштриховать;
проговорить присказку: «Обидно, досадно, но ладно!»
- соприкосновение с землей, деревом для передачи отрицательной энергии;
крик;
музыка;
физические нагрузки и т. д.



Способы выхода из обиды

- поговорить с обидчиком, отражая свои чувства, не пересказывая поступка
написать свою обиду словами на листе и порвать его на мелкие части;
написать свою обиду словами и заштриховать;
проговорить присказку: «Обидно, досадно, но ладно!»
- соприкосновение с землей, деревом для передачи отрицательной энергии;
крик;
музыка;
физические нагрузки и т. д.



Способы выхода из обиды

- поговорить с обидчиком, отражая свои чувства, не пересказывая поступка
написать свою обиду словами на листе и порвать его на мелкие части;
написать свою обиду словами и заштриховать;
проговорить присказку: «Обидно, досадно, но ладно!»
- соприкосновение с землей, деревом для передачи отрицательной энергии;
крик;
музыка;
физические нагрузки и т. д.





Способы выхода из обиды

- поговорить с обидчиком, отражая свои чувства, не пересказывая поступка
написать свою обиду словами на листе и порвать его на мелкие части;
написать свою обиду словами и заштриховать;
проговорить присказку: «Обидно, досадно, но ладно!»
- соприкосновение с землей, деревом для передачи отрицательной энергии;
крик;
музыка;
физические нагрузки и т. д.




Способы выхода из обиды

- поговорить с обидчиком, отражая свои чувства, не пересказывая поступка
написать свою обиду словами на листе и порвать его на мелкие части;
написать свою обиду словами и заштриховать;
проговорить присказку: «Обидно, досадно, но ладно!»
- соприкосновение с землей, деревом для передачи отрицательной энергии;
крик;
музыка;
физические нагрузки и т. д.










































Тест "Обидчивость"
2. Долго ли вы помните обиду и обидчика?
3. Долго ли вы переживаете мелкие неприятности?
4. Долго ли вы можете находиться в таком состоянии, когда ни с кем не хочется разговаривать?
5. Легко ли вы отвлекаетесь на посторонние разговоры и шумы?
6. Способны ли вы длительное время анализировать свои переживания, чувства, поступки?
7. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?
8. Часто ли вам снятся кошмары?
9. Беспокоит ли вас мысль, что вы чем-то хуже других?
10. Часты ли у вас подъемы и спады настроения?
11. Бывает ли так, что во время спора у вас заметно меняется тембр голоса и появляются
обычно не свойственные вам низкие или высокие тона?
12. Легко ли вас вывести из себя?
13. Даже вкусная еда неспособна исправить ваше испорченное настроение?
14. Часто ли вы испытываете раздражение, когда вас не понимают?
А теперь подсчитайте набранные вами баллы.
За ответ «да» начисляется 0 баллов, «не знаю, по-разному бывает» 1 балл, за ответ «нет» 2 балла.
От 23 до 28 баллов. Вас трудно назвать обидчивым.
Ваше душевное состояние устойчиво и редко изменяется в зависимости от ситуации.
Кое-кто считает вас «непробиваемым», «твердолобым».
Иногда вам завидуют, иногда осуждают на это не обращайте внимания.
От 17 до 22 баллов. Вы слегка обидчивы.
Эта черта характера доставляет вам немало горьких минут.
Вы легко можете вспылить и наговорить грубостей обидчику.
Из-за этого у вас нередко случаются конфликты дома и на работе (в школе). Всегда помните поговорку:
«В реке обиды брода нет».
От 0 до 16 баллов. Вы обидчивы, мстительны, легко меняете свое настроение,
болезненно реагируете на отношение к вам окружающих.
Это серьезные недостатки в вашем характере. Необходимо заняться самовоспитанием.
И чем меньше у вас количество набранных баллов, тем скорее к этому следует приступить.
 













Три человека, которых ночь застала на дороге, увидели прохожего.
 
Каждый по-своему определил причину, заставившую его покинуть свой дом в столь позднюю пору.
 
«Этот человек вышел на ночное воровство», подумал один. «Он идет на тайное свидание с блудницей», решил другой.
 
«Этот благочестивый человек поднялся столь рано, чтобы успеть к заутрене в соседний город, там нынче большой праздник», подумал третий.
 
Как видны здесь и сребролюбие первого, и блудные помыслы второго, и благочестие третьего. Точно так же и мы обнаруживаем себя, высказывая суждение о ближнем.

Есть такая присказка: «Обидно, досадно, но ладно!» Очень правильная присказка. Кстати, это уже готовый рецепт прощения обиды номер один. Даже просто проговорив эти слова сразу после того, как вас обидели, вы сможете почувствовать, как немного отпустило. На самом же деле, не «немного», а здорово. А еще лучше применять эту фразу постоянно в стрессовых ситуациях. К примеру, каждый раз, когда близкие или друзья будут задавать вам вопросы о том, кто и как вас обидел, проговаривайте вслух эту присказку после короткого (не размазывая подробности) рассказа о сути проблемы (если совсем уж неймется и не можете отделаться шуткой).
1.Несмотря на кажущуюся простоту, ребятам бывает сложно справиться с возникающими в процессе упражнения эмоциональными реакциями. Контакт « глаза в глаза» требует способности к открытости и принятию другого человека. Важно обсудить чувства учеников, уровень доверия в группе.
2.Пробуждает интерес, творческий потенциал, проективный характер своих рассказов, учащиеся анализируют проявившиеся в них личностные особенности переживания обиды).
3.Это упражнение и его обсуждение можно считать кульминацией коррекционного процесса тренинга. Если предыдущая работа шла в основном на рациональном уровне, то здесь на первый план выходят эмоции. Индивидуально-групповой процесс, когда терапия группы происходит за счет присоединения к участнику, строится на основе переоценочного соконсультирования Харви Джеккинса.
4. - рисунки не интерпретируются, они являются не диагностическом материалом в данном случае, а средством коррекции; стимулируется спонтанность рисования, воплощение внутренних образов, экспериментирование с цветом и формой).