Педагогический проект: Формирование и поддержка педагогом положительной самооценки у детей,




Формирование и поддержка
педагогом положительной
самооценки у детей,
их самоуверенности в собственных силах

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ





Выполнила:
Шатылович Вера Давыдовна.
МБДОУ Детский сад №9
«Родник»

2015год.










ПАСПОРТ ПРОЕКТА
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА «Формирование и поддержка педагогом положительной самооценки у детей,
их самоуверенности в собственных силах »
АВТОР ПРОЕКТА :Шатылович Вера Давыдовна.

МЕСТО РАБОТЫ (должность) воспитатель МБДОУ Детский сад№9 «Родник»п.Константиновка.
№ Содержательный блок паспорта проекта Описание блока
1. Аннотация проекта Проект рассчитан на моделирование собственных сказочных историй по преодолению тревожности старших дошкольников.
Для создания положительной самооценки, повышения уверенности в собственных силах дошкольника помогают упражнения с элементами сказко- и арттерапии.
Значимой для реализации проекта становится позиция Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, основоположницы сказкотерапии: « процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта».
2. Описание проблемы
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Тревожность часто провоцирует эмоциональные зажимы ребёнка, мешающие его комфортному взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
Через средства массовой информации и сеть Интернет современные дети получают массу негативной информации, которая калечит нежную детскую душу. Порою трудно узнать причину резкого изменения в поведении ребёнка, не умеющего защитить себя от разрушающего воздействия внешнего потока часто ненужных сведений.
Поэтому как нельзя кстати эффективным методом диагностики и коррекции нежелательных форм поведения выступает сказкотерапия. Использование её элементов, в сочетании с арт-терапией, поможет ребёнку распознать свои скрытые страхи, разобраться со способами избавления от них, сформировать активную позицию в поиске приемлемых способов преодоления и решения различного рода сложных ситуаций. Сказки, воспроизводя кризисные жизненные ситуации, учат ребёнка продуктивно переживать страх
3. Цель проекта Обеспечить раскрытие внутреннего потенциала ребёнка
4. Задачи проекта -формирование собственной рефлексивной позиции при восприятии и анализе различных ситуаций и событий;
- развитие критического мышления, творческого воображения;
- развитие эмоционального отклика на обсуждаемые ситуации;
-совершенствование изобразительных навыков;
-воспитание доброжелательного и терпимого отношения к окружающим;
-воспитание самостоятельности при выборе содержания, техники рисования и материала для изображения сюжета.
Задача зеркала: помочь ребенку увидеть самого себя, встретиться с собой в сказочной истории, развить самосознание и дать возможность гармонизировать свое личностное пространство.


5.
Целевая группа, на которую направлен проект
Дети старшего дошкольного возраста.
Форма: групповая
Длительность проведения: средней продолжительности (3 месяц)
Вид проекта: творческий

6. Механизм реализации проекта
(замысел проекта) Девиз: «Торопитесь делать добро!»
Идея: «Сказка- ложь, да в ней намёк…»
Направление педагогического проектирования: реализация принципа индивидуализации в условиях ДОУ
Форма реализации педагогического проекта:
Обучающая мультимедийная презентация для использования в образовательном процессе с детьми.
Направления деятельности:
1.Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения
Основной механизм воздействия сказок — через эмоциональное переживание, отождествление себя с главным персонажем, а значит, и идентификацию (сравнение) своих чувств и чувств главного героя, преодоление вместе с ним жизненных перипетий, приобретение опыта конструктивного выхода из ситуации. В процессе прочтения ребенок поймет, что не только он сталкивается с подобными сложностями и испытывает сильные и порой противоречивые чувства по отношению к близким. Заключительная и самая главная часть психотерапевтической сказки — моделирование конструктивного поведения в каждой конкретной ситуации. Всегда позитивный финал формирует у ребёнка веру в то, что побеждает добро, а не зло, что сильнее мудрость и искренность, а не жестокость и физическая сила. Положительный эффект заключается в том, что не только корректируется поведение, но еще и развивается активная речь, мышление, воображение и творчество ребенка.
Принципы построения развивающих занятий.
Создание образа главного героя
Помещение своего героя в конфликтную или проблемную ситуацию.
Создание образы друзей и помощников, а также врагов или препятствий на пути к цели.
Обучающие ситуации, где герой впервые побеждает благодаря помощи извне (с помощью силы, использования хитрости, волшебных предметов и помощников (передача герою оберегающих его предметов- талисманов, внушение чувства защищенности и
уверенности),и, наконец, совет мудреца.
Самостоятельное преодоление героем всех препятствий.
Осознание самого себя в новом качестве в результате одержанных побед.
Позитивный финал — торжество, на котором все отдают должное особым заслугам героя.
Вопросы к сказке.
– О чем эта сказка, чему она нас учит?
– Почему герой поступает именно так?
– Чего он хотел на самом деле?
– Как герой решает проблему, какой способ поведения или решение выбирает?
– Какие эмоции приносит поведение героя окружающим? Какие эмоции вызывает каждый из эпизодов и почему?
– Кто же такой по сути главный герой?
Периодичность сеансов: 1 раз в неделю
7. Календарный план реализации проекта Обеспечение проекта:
- методическое обеспечение
Комплект наглядных пособий: «Воспитываем сказкой».- Х.: Изд-во «Ранок», 2008г.
Этапы реализации проекта:
1.План деятельности
1) Изучение методической литературы
2) Составление плана мероприятий
3) Работа с родителями
4) Чтение с детьми литературных произведений
5) Подготовка и проведение семинара
6) Сбор детских творческих работ
2. Практическая часть:
1) анализ по теме: «Сказкотерапия»
2)разработка планирования (цикл ОД)
Сценарий образовательной деятельности «В гостях у сказки «Колобок»
Сценарий образовательной деятельности «В гостях у сказки «Волк и семеро козлят»
Сценарий образовательной деятельности «В гостях у сказки «Три поросёнка»
Сценарий образовательной деятельности «В гостях у сказки «Репка»
Сценарий образовательной деятельности «В гостях у сказки «Хромая уточка»

3.ИТОГ:
1) Выставка детских работ (размещение рисунков )
2) Составление и оформление книг с детскими работами: «Сказки на новый лад»
3) Подготовка презентации для методического объединения педагогов: «Сказкотерапия- эффективное средство преодоления проблем личностного развития»

8. Ожидае-
мые результаты Преодоление дошкольниками эмоционально- личностных затруднений ( результаты наблюдения и диагностики)
Критерии оценки создаваемого продукта ребёнком:
-целостность картины восприятия
-новое решение ситуации
-воплощение замысла в рисунке: визуальный образ продукта

9. Продукт проектной деятельности Оценка эффективности применения продукта проектной деятельности, профессиональная рефлексия, последующая коррекция собственной профессиональной деятельности.
Тематические сборники детских сказок на новый лад.
Фото- и видеоматериалы.
Размещение материала в Интернет. Публикация на сайте работников образования. : «Сказкотерапия как модель интеллектуально- личностного роста дошкольника»
Используемая литература:
Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог» / Под ред. И.Б. Гриншпуна. — М.: МОДЭК, МПСИ, 2007.
Майер, А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. [Текст]/ А.А.Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2008. № 3.
Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье.- М.: ТЦ Сфера, 2010.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.
Тебенева Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ / Т.Н. Тебенева // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2007. № 1.