Профориентационная игра для обучающихся с элементами тренинга


Профориентационная игра для подростков с элементами тренинга
 Цель: Представление информации о мире профессий, оказание психолого-педагогической поддержки обучащимся, открытие перед учащимися перспектив дальнейшего личностного роста, помощь подросткам в определении своих жизненных планов и выстраивание алгоритма действий.
  Ход занятия:
Разминка Игра «Цепочка».
- Я сейчас произнесу название профессии, а вам необходимо на последнюю букву данной профессии назвать следующую профессию.
Например: врач-часовщик и т.д.
Третий тур «Креативное мышление».
- Кем могли работать в наши дни Волк из сказки «Семеро козлят» (Пародистом)
Красная шапочка (Социальным работником),
Баба-Яга (Летчик),
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет (Ювелир),
Попугай Кеша (Артист).
«Мир профессий».
Вам будут зачитаны характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те из них, которые, по-вашему мнению, в наибольшей степени подходят данной характеристике: самая зеленая…, самая сладкая…, самая денежная…, самая общительная …., самая серьезная…, самая экстремальная…, самая короткая …, самая редкая…, самая творческая…., самая волосатая…, самая мобильная…
«Диагностический».
- Эта игровая методика предложена психологом В. Петелиной.
1.Вам необходимо выбрать любую из этих сверхъестественных способностей.
Если вы выбрали способность летать, то, вероятно, вам легче воспринимать явления и события в целом, без лишней детализации. Вы нуждаетесь в свободе поступков. Вам свойственно самостоятельно принимать решения, в том числе рискованные. Возможно, вы станете хорошим летчиком, испытателем техники, политиком. Подумайте о работе над глобальными проектами.
2. Если вы выбрали способность путешествовать во времени, то, возможно, вас интересуют причины происходящего, привлекает возможность извлечь пользу из прошлых ошибок. Вам должно быть очень интересно, как жили люди в разные времена и как они живут сейчас в разных странах. Вам должна понравиться работа, где вы сможете реконструировать прошлое и моделировать будущее. Обратите внимание на профессии аналитика, историка, археолога, писателя, ученого.
3. Если вы выбрали сверхъестественную способность быть невидимым, то, наверное вы любите быть в курсе всего, что происходит вокруг, предпочитая оставаться в тени. Вы предпочитаете «смотреть в корень» проблемы и видеть суть дела. Может быть, вы способны видеть решение таких задач, о которых другие не подозревают. Физика, политика, математика, медицина – вот сферы деятельности, на которые следует обратить внимание.
4. Если вы выбрали невероятную способность принимать облик других людей, животных, вещей, то, возможно, вы человек, который вписывается в любую ситуацию, в любую компанию. Вероятно, вам легко понять переживания других людей, стать на их место. Вам подойдут профессии, связанные с общением. Способность к перевоплощению – качество необходимое людям искусства –писателям, актерам.
5. Способность читать чужие мысли может в реальной жизни трактоваться, как способность чувствовать то, что на самом деле стоит за словами. Понимать человека «с полуслова», предвидеть действия другого человека, анализируя его поведение, поступки. Этим людям важно понимать, что думают и чувствуют другие люди. Им можно рекомендовать следующие профессии: юрист, психолог, педагог, социоло.
Профориентационная игра "Забавные профессии"
Название. Профориентационная игра "Забавные профессии"
Предназначение.
Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают новые, забавные профессии.
Эта игра направлена на то, чтобы приучить школьников анализировать профессии, вдумываться в характер профессиональной деятельности, а не судить о профессии лишь поверхностно.
Игра ориентирована на учащихся средних классов.
Сам ведущий должен более-менее хорошо разбираться в мире профессий – чтобы в нужном месте проконсультировать участников о характере деятельности тех или иных профессионалов. Желательно, чтобы ведущий был специалистом в области профориентации.
Качества. Профессиональное самоопределениеСодержание
Каждый участник самостоятельно придумывает какую-то новую профессию. Для этого он берет две уже существующие профессии (например, "врач" и "водитель") и объединяет их в одну новую (например, "врач-водитель" или "водитель-врач").
Автор идеи представляет выдуманную профессию другим участникам, вкратце описывает характер работы "новых специалистов". Например, "врач-водитель" это может быть что-то вроде таксиста, который параллельно оказывает медицинскую помощь. Или "фотограф-строитель": он строит дома по фотографиям или строит и одновременно фотографирует.
Каждую такую вымышленную забавную профессию следует довольно хорошо проанализировать, делая упор на то, какие именно операции будет совершать "новый профессионал".
В конце проводится обсуждение:
– чья профессия вам показалась наиболее забавной?
– какая профессия может быть наиболее востребованной? наименее?
– почему таких профессий до сих пор нет?
– вы бы сами какую профессию выбрали из тех, что мы сегодня придумали?
Библиографическая ссылка
 Профориентационная игра "Горизонт событий"
Название. Профориентационная игра "Горизонт событий"
Предназначение.
Процедура для группового профориентационного тренинга. Участники учатся прогнозировать будущее.
Игра рассчитана на школьников. Участников желательно предварительно "разогреть" другими играми и упражнениями.
Качества. Профессиональное самоопределениеСодержание
Ведущий сообщает название следующего упражнения (игры) – "Горизонт событий". Вкратце объясняет, что данный термин пришел из теоретической физики, в которой обозначает некоторую линию или плоскость, разграничивающую пространство. Таким образом получается как бы две части пространства, события которых друг от друга не зависят (события в одной части пространства не зависят от событий в другой части). Типичный пример – черная дыра. Что происходит в черной дыре – никто знать не может. Равно и наоборот, тот, кто сидит в черной дыре, не может ничего знать о нас, тех, кто вне черной дыры.
В данной профориентационной игре под горизонтом событий понимаются те события будущего (ближайшего и отдаленного), которые могут произойти, а могут и не произойти. При этом вероятность этих событий примерно одинакова. Например, какова вероятность того, что кто-то из участников тренинга в будущем заработает своим трудом хотя бы один рубль? Очевидно, вероятность этого близка к 100%, поэтому это событие (сам факт зарабатывания) находится не за горизонтом событий, а ближе. А какова вероятность того, что тот же участник тренинга станет космонавтом? или же станет машинистом метро, в то время как сейчас собирается учиться на бухгалтера? Очевидно, вероятность такого события тоже близка к нулю. Можно сказать, что эти события находятся где-то очень далеко за горизонтом событий.
А вот какова вероятность того, что у какого-либо участника зарплата будет выше средней? ниже средней? Какова вероятность того, что кто-либо из участников хотя бы раз будет повышен на работе? получит выговор? Или же какова вероятность того, что лет через двадцать после окончания вуза или техникума придется переучиваться, потому что актуальность старой профессии (специальности) резко снизилась? С какой вероятностью в обществе лет через 20 или 50 произойдут те или иные изменения: изобретут наконец лекарство от рака или СПИД? построят полноценных роботов? правительство, например, опять вернется в Петербург? будет построена колония на Луне? Это зависит от множества факторов, и поэтому можно условно считать, что вероятность каждого такого события около 50%, то есть оно принадлежит к горизонту событий.
Далее участники тренинга должны сами придумать те или иные события, которые, по их мнению, принадлежат к горизонту событий, то есть примерно с одинаковой вероятностью они могут произойти, а могут и не произойти. Ведущий должен особо отметить, что рассматриваемый промежуток времени – десятки лет. Примерно – 50 лет, то есть тот период, который выпадет на трудоспособный возраст нынешних участников.
Во время игры ведущий всячески поддерживает атмосферу дискуссии, спора. В этом и состоит суть игры – чтобы участники в споре проигрывали разные причинно-следственные связи.
Визуально-рефлексивное упражнение "Призвание"
Цель: образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений.
Ведущий предлагает участникам подумать над понятием «призвание». Что это такое? Как призвание может быть проявлено в жизни человека? Как найти свое призвание? Что (или кто) человека может «призывать»?
Далее предлагается визуализировать образ того, что каждого участника «призывает». Где это находится? На что (на кого) похоже? Какое это время года? Время дня? Какие слышны звуки? Запахи? Что каждый участник чувствует? Видит? Слышит? Ощущает? Предчувствует?
Далее следует обмен впечатлениями и обсуждение результатов визуализации в группе.
Библиографическая ссылка
Профориентационная игра "Горизонт событий" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 8.07.2015. – Режим доступа: http://azps.ru/training/proforientation/horizont_sobytiy.html (8.07.2015).
Профориентационная игра "Забавные профессии" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 1.11.2015. – Режим доступа: http://azps.ru/training/proforientation/zabavnye_professii.html (1.11.2015)