Классный час с элементами тренинга для учащихся начальных классов по теме Одной рукой узла не завяжешь.

Занятие с элементами тренинга для учащихся начальных классов школы по теме "Одной рукой узла не завяжешь".
Цель: актуализация навыков сотрудничества.
Задачи:
создание позитивного психологического климата в группе;
развитие умения работать в паре, в группе;
определение условий эффективного взаимодействия.
Используемые материалы:
бейджи в форме цветка для каждого из участников занятия (цветы различаются по цвету – 9 цветов – и по форме – колокольчики, ромашки, тюльпаны);
плакат с названием темы занятия;
видео сказка «Репка» и басня «Лебедь, рак и щука»;
напечатанные на листе бумаги лабиринты, 24 кубика из набора Б.Никитина, карточки – ориентиры по количеству учащихся и пустые поля из клеток 3x4 (размеры клетки соответствует размерам грани кубика);
цветные карандаши;
скотч, газеты, ножницы, степлер;
кружочки, вырезанные из цветной бумаги (желтые, зелёные и красные), два мешочка из ткани.
План занятия:
Приветствие. Упражнение «Плечо к плечу»
Введение в тему. Беседа «Одной рукой узла не завяжешь».
Основное содержание занятия. Упражнение «Лабиринты». Упражнение «Собери узор из кубиков». Упражнение «Строим дом».
Подведение итогов занятия.
Ход занятия
1. Приветствие.
-Добрый день, ребята. Я рада вас видеть. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.
Упражнение «Плечо к плечу»
Я предлагаю вам поздороваться без слов, прикосновениями. Встаньте, пожалуйста, в круг. Поприветствуйте своего соседа, соприкоснувшись с ним локтями», плечами, мизинцами рук, пятками, коленями, кончиками ботинок.
-Подойдите к столу и возьмите по цветку. Разбейтесь на пары по цвету цветка, сядьте за столы, напишите своё имя и прикрепите бейджик.
На столе лежат цветки, каждый ученик выбирает себе цветок и садится на месте. На цветке учащиеся пишут своё имя.
2. Введение в тему. Беседа «Одной рукой узла не завяжешь».
-Наше занятие я начну известной народной поговоркой: «Одной рукой узла не завяжешь».
-Как вы думаете, о чём говорит эта поговорка? Каков её смысл?» (Ответы детей.)
Ребята, сотрудничество людей при выполнении какого-то дела необходимо для достижения общей цели.
-А сейчас я предлагаю посмотреть сказку «Репка». Внимание на экран.
-Почему герои сказки смогли вытянуть репку?
-Посмотрим, как в этой ситуации поступили герои басни Ивана Андреевича Крылова.
-Почему герои басни не смогли сдвинуть воз с поклажей?
-Что необходимо было сделать Лебедю, Раку и Щуке, чтобы их действия привели к желаемому итогу.
-Давайте попробуем выполнить задание, в котором вы сможете проявить все эти навыки.
3. Основное содержание занятия.
Упражнение «Лабиринты»
Выдаю изображение лабиринтов
- Сейчас мы будем проходить лабиринты. Для этого вы в паре должны определить, кто будет закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, а кто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу с помощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь». Кто первый выполнит задание, поднимет руку.
-Трудно было выполнять задание? Почему?
Упражнение «Собери узор из кубиков».
-А теперь я предлагаю вам выполнить упражнение «Собери узор из кубиков». Но теперь вы поменяетесь ролями, то, кто направлял, будет собирать, тот, кто прочерчивал путь, будет направлять. (Одному ребёнку из пары выдаётся рисунок узора, состоящего из 12 кубиков различных цветов, а его партнёру по упражнению – пустое поле из соответствующего количества клеточек. Тот ребёнок, у которого карточка, не показывая её своему товарищу, объясняет последнему узор, описывая лишь местоположение кубиков в узоре (например, «в нижнем левом углу кубик стоит белой стороной. Кто первый выполнит задание, поднимет руку.)
-Легко или сложно было выполнить упражнение и почему?
- Что помогло правильно выполнить задание?
-Итак, для того, чтобы достичь общей цели в совместной работе, необходимо умение слушать друг друга, уступать другому, договариваться.

Упражнение «Строим дом».
(модификация упражнения «Вавилонская башня» Д.В.Рязановой [2])
-Попробуем применить эти навыки в интересном задании.
-Ребята, выйдете из-за парт и соберитесь в центре класса.
-Объединитесь в группы по виду цветочков. ( Три группы по 6 учащихся. Каждая группа получает скотч, ножницы, степлер и стопку газет.)
-Вам необходимо построить башню. Башня должна быть как можно выше. После постройки она должна простоять хотя бы несколько минут. Нельзя использовать столы, стулья, другие предметы и людей. (Ребята в группах обсуждают способы выполнения задания, а потом приступают к его выполнению. На выполнение задания даётся 5 минут.)
-Легко ли было выполнять задание?
- Как вам удалось прийти к единому мнению, чтобы построить башню?
- Какие условия необходимы для успешного сотрудничества людей друг с другом?
-Ребята подумайте и ответьте, как вы работали: как герои сказки или как герои басни Крылова А.И.?
4. Подведение итогов занятия.
-А теперь я предлагаю оценить наше занятие. Выберите кружочек и положите его в мой мешочек: зелёного цвета, если занятие понравилось, было интересно, жёлтого – какие-то упражнения были не совсем интересны, а другие понравились, красного – если на занятии было скучно .
После того, как каждый ребёнок выбрал кружочек, кружочки опускаются в другой мешочек, а из него высыпаются на стол. Я анализирую результаты «анонимного» голосования.
-Ребята, что вас удивило? Что обрадовало? Что заинтересовало на занятии?
-Как достичь общей цели?
-Спасибо за дружную работу.
Использованная литература:
Осипова А.А. и др. Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал. М.: ТЦ Сфера, 2004г.
Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М.: Генезис, 2003г., 198с.
\ђ Заголовок 1\ђ Заголовок 2\ђ Заголовок 315