Педагогический совет Повышение мотивации учащихся в современной школе


Педагогический совет
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯВ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Цель педсовета
Способствовать осознанию учителями педагогической проблемы формирования мотивации учения как важнейшей из определяющих результативность образовательной деятельности
Формировать у педагогов установку на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьниковЗадачи педсовета
Выявление проблем снижения успеваемости в школе.
Анализ результатов исследования уровня мотивации учащихся школы.
Обсуждение методов и форм обучения в развитии и стимулировании познавательной мотивации учащихся в подростковом возрасте.
Разработка дополнительных мер, направленных на повышение мотивации учащихся.
План проведения педсовета
Анализ образовательной среды в школе (Жучкова Н.В., заместитель директора)
Проблемы повышения мотивации в современной школе (Даньшина И.В., руководитель МО математики)
Анализ мотивационоой сферы школьников (Рыжикова М.А., школьный психолог)
Пути повышения мотивации (Жучкова Н.В., заместитель директора)
Особенности мотивации младших школьников в условиях перехода на ФГОС (Дегтяр С.В., учитель начальных классов)
Использование методов повышения мотивации на уроках биологии (Гусарова С.В., учитель биологии)
Развитие мотивации через систему творческих заданий на уроках ИЗО (Липкина Е.Ю., учитель ИЗО)
ИКТ и мотивация школьников (Ходченкова М.В., учитель информатики)
Из опыта работы - заметки о мотивации (Сухая Н.В., учитель русского языка и литературы)

Анализ образовательной среды в школе
(Жучкова Н.В., заместитель директора)
Одной из проблем, заслуживающей особого внимания, является отсутствие интереса к учебе, школьная дезадаптация, недостаточный уровень культуры, что непосредственно влияет на поведение и общение школьника
Все психические процессы, явления в своей совокупности обусловлены мотивацией.
В литературе по психологии дается не менее 50 определений мотива, мотивации. Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен [К. Madsen, 1959]; Ж. Годфруа, 1992), в другом случае — как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас, 1990).
Понятие мотивации является центральным в психологии. В самом общем плане под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённой в деятельность учения (направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней).
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:
во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
во-вторых, - организацией учебного процесса;
в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в- четвёртых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу;
в-пятых, - спецификой учебного предмета.
Формирование мотивов учения – это создание в школе условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Стимулировать ее развитие возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Общий смысл развития учебной мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному. Объектом следует считать все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться. А именно:
Мотивы социальные и познавательные
Цели и их качества
Эмоции
Умение учиться и его характеристики
Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими.
Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро.
Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.
Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно- воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.
С результатами исследование уровня мотивации наших учеников познакомит школьный психолог Рыжикова М.А.
В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее болезненных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом.
Изменения сложившейся ситуации необходимы, но, прежде чем вырабатывать конкретные предложения, стоит проанализировать основные причины, которые приводят к снижению мотивации у наших и российских школьников в целом. Мотивация является многофакторным явлением, поэтому стоит предположить, что на снижение мотивации влияют самые различные факторы, идущие как от специфики устройства российского общества в целом и принятых в культуре стилей воспитания, так и от содержания, методов и форм обучения.
С факторами ДЕМОТИВАЦИИ ознакомит Даньшина И.В.
Задача школы в создании оптимальной образовательной среды, мотивирующей школьника на учебную деятельность и активизирующей труд учителя. Повышение учебной мотивации – это учить детей так, чтобы им захотелось учиться. Для этого учителя должны знать и владеть различными формами и методамиобучения, учитывать возрастные особенности учащихся.
Внутренняя и внешняя мотивации -это противоположные стороны единого явления, которое связывает учебу и ее цель.
Абсолютная внутренняя мотивация возникает в тех случаях, когда главной целью ученика является получение удовлетворения от самой учебы. Ученик совершает какую-то работу, чтобы насладиться ею.
Если же он учится, чтобы добиться какого-то результата, получить конкретную пользу от своей учебы (заслужить хорошие отметки, завершить курс, выполнить поставленные требования, приобрести знания в данной области), это значит, что на него действует внешняя по своему характеру мотивация.
Внутренняя мотивацияпобуждает к действиям, потому что школьники хотят учиться;
сам учебный процесс доставляет радость;
чем больше они учатся, тем больше удовольствия получают и тем больше им хочется учиться;
внутренняя мотивация сама себя укрепляет
Под действием внешней мотивациицель исчезает после ее достижения; она перестает мотивировать, и учащиеся больше не стараются. НО! Если, прилагая усилия
учащиеся были в какой-то мере озабочены конечным результатом,
испытывая при этом приятное чувство, что добивались успеха,
если материал был интересен, нов и связан с жизненной ситуацией,
если учитель дал оперативную и специфическую информацию о результатах работы, помог и дальше улучшать учебные результаты, есть большая вероятность, что учащимся понравится весь процесс и мотивация переместится с внешней стороны на внутреннюю.
Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется.
Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся
1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
От того, как чувствует себя учащийся в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Оттенки таких ощущений бесконечно разнообразны и охватывают самый широкий спектр - от безграничной радости до полного отвращения.
Приятные чувства, ожидание успехаУчащиеся склонны вложить наибольшие усилия в свою учебу в те моменты, когда учебная ситуация приятна для них и когда они предвидят, предвкушают успех. Здравый смысл и результаты научных исследований требуют от нас создавать приятную атмосферу в классе, чтобы предоставить учащимся максимальную возможность для успеха.
Негативные чувства тоже активизируют учащегося, побуждают его к действиям. ("Если не приготовишь урок, тебя ждут неприятности").НО!Хотя эти чувства стимулируют учащегося к активным действиям, они порой вызывают нежелательные побочные осложнения. Учащийся приложит больше стараний, но затем будет избегать преподавателя, который заставил его пережить неприятные минуты, и его уроков.
Нейтральные чувства (не радостные и не раздражающие)не способствуют мотивации. Однако они бываютполезны для ликвидации непродуктивной или неприятной ситуации, чтобы затем, спустя какое-то время вернуться к тому же материалу с более приятным настроем, например:
"Да, все устали, всем надоело; поэтому давайте оставим этот материал сегодня и поработаем над ним в другой раз со свежей головой".
"Не огорчайтесь, если вы что-то не поняли; это не повлияет на вашу оценку. Теперь вы знаете, чем вам надо заниматься".
Наша профессиональная задача определить, какие чувства наиболее продуктивны для ваших учеников - приятные, неприятные или нейтральные, какие из них побудят их полнее мобилизовать свои силы на учебу. Ни одна из разновидностей чувств не является универсально продуктивной.
Адекватная похвала. Стимулирует личностный рост и самореализацию ребенка, порождает уверенность в своих силах. Необходимо поощрять ребенказа успехи. Говорить надо так, чтобы ребенок знал своих возможности и способности: «Ты справился с этим заданием, потому что у тебя сильная воляи желание довести дело до конца!»
Метод поощрения и порицания. Однако здесь необходимо добавить и уточнить, что метод поощрения хорош для детей с заниженной самооценкойи низким уровнем притязаний, неуверенных в себе, тревожных и именно этот метод ведет к созданию ситуации успеха для отдельных учащихся. Порицание, может применяться к учащимся с завышенной самооценкой и высоким уровнем притязаний, а также для ребят с адекватной самооценкой, потому что именно у этих детей развита рефлексия. Они, как правило, осознают свой потенциал, на что они способны, свои недостатки и свои сильные стороны, на которые у них и опора.
Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями,небольших стихотворений, музыкальных минуток и т. п.
Учебно-познавательная игра
Создание ярких наглядно-образных представлений
Создание ситуации успеха
Стимулирующее оценивание
Свободный выбор задания
Удовлетворение потребности быть значимой личностью. Подходит для неуверенных в себе, но на многое претендующих детей. Для таких детей возможно давать задания, которые они приготовят самостоятельно дома, а потом их спросить именно это задание. У них обычно низкий темп учебной деятельности, они, как правило, тугодумы.
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
С интересом не рождаются - его приобретаютТ.к. само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности, то учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы у школьников вызвать эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.
Учитель может развить это качество в своих питомцах двумя путями:использование интереса учащегося к самому себе; привлечение материала из жизни самого учащегося, использование его имени и примеров, относящихся к его учебе и накопленному опыту, позитивные суждения о работе учащихся в классе и об их способностях;
выделение нового или яркого элемента в учебном материале; все, выходящее за рамки привычного, включает "рефлекс внимания" в сознании учащихся, побуждает их вдумчивее относиться к занятиям НО ничто не остается долго "новым"; очень скоро учащийся перестает реагировать на "новизну". Надо успеть использовать "рефлекс внимания", чтобы за это время обучить учащегося материалу, и чтобы этот материал стал представлять для него самостоятельную ценность, а не только потому, что он новый.
обилие яркой мишуры лишь отвлечет его от учебы
Главный принцип: используйте новизну и яркость впечатлений, чтобы привлечь учащихся к учебе, а не отвлекать их от нее
Опора на жизненный опыт. Здесь важно понять, что ребенку надо не только объяснять связь учебного материала с реальностью, но и способ«погружения в задачу». Другими словами, необходимо представить себя как бы внутри ситуации задачи, попробовать ее почувствовать, услышать, увидеть все вокруг себя. Что здесь происходит? Ребенок абстрагируется от цифр и букв, от знаковой системы и переходит в привычную для него образно-эмоциональную систему, он как бы «проживает» задачу. В итоге решение приходит в голову сначала некая логика события, его суть, а дальше остается подставить только цифры.
Познавательный интерес
Прогнозирование будущей деятельности. Педагог, прогнозируя результаты деятельности на уроке, тем самым мотивирует учащихся на определеннуюскорость выполнения задания, на глубину погружения в материал, либо на быстроту реакции, на генерирование творческих ответов. Здесь очень важноозвучивать то, что вы прогнозируете, информируя ребят об обязательных результатах обучения не в конце урока, а в самом его начале, тем самым развивая очень важное психическое качество – рефлексию при выполнении тех или иных заданий, вся их деятельность рано или поздно становится целенаправленной, это поможет избежать очень многих ошибок.
«Мозговая атака». В психологии этот метод еще называется «брейнсторминг» — методика стимуляции творческой активности и продуктивности.Суть ее заключается в том, что каждый член класса высказывает на предложенную тему любые мысли, не оценивая их как верные или неверные, бессмысленные или странные, стремясь при этом побуждать других к высказыванию своих детей. В рамках учебного процесса этот метод может применяться при устных обсуждениях тем. Причем высказываются ребята по очереди, не допускается критика ни со стороны учителя ни со стороны детей.Педагог же должен запомнить наиболее верные, а потом устно начать проверять каждую и уже тогда критиковать и анализировать вместе с ребятами,таким образом, отпадут неперспективные идеи, а останутся самые эффективные.
Побуждение ребенка к поиску альтернативных решений». Использование метода объяснения, подачи педагогом одного и того же материала разными способами.
Объяснения, подачи педагогом одного и того же материала разными способами (объяснение должно быть только качественным, а не количественным).
Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» всубъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознаниеи развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);Выполнение творческих заданий
Развивающая кооперация (парная и групповая работа. Групповые формы работы хороши тем, что снимают излишнее напряжение вокруг отметок, которые всегда связаны с внешней мотивацией. Кроме того, в группе всегда будет больше возможностей для индивидуальной учебной активности ученика, чем при фронтальной работе. Парная форма работы хороша при формировании внимательности учащихся, когда им предлагается проверить работы друг друга. Самостоятельное оценивание своей работы во время проверки тоже снимает нежелательное напряжение вокруг оценивания учителем и ведёт к формированию самооценивающегося субъекта.Однообразие форм работы на уроке способствует потере мотивации, особенно если преобладающей формой является фронтальная работа, в которой довольно мало возможностей для индивидуальной активности учащегося., проектный метод)
3. ВОЛЕВЫЕ
Предъявление учебных требований
Информирование об обязательных результатах обучения
Формирование ответственного отношения к учению
Познавательные затруднения
Самооценка деятельности и коррекции
Рефлексия поведения
Прогнозирование будущей деятельности
4. СОЦИАЛЬНЫЕ
Интерес к достижениям и делам учащегосяформирует у него желание достигать успеха. Очень внимательно и с заинтересованностью относитесь к тому,что для учащегося значимо. Стимулируйте и поддерживайте его интересы регулярно.
Опора на авторитет учителя. Педагог очень многое может просто внушить ребенку, причем его мнение наиболее весомо по сравнению с мнениемродителей. Авторитет педагога не сохраняется в том случае, если ребенок неуспешен и способен манипулировать своими родителями. Жалуясь родителям на педагога, ребенок в этом случае всегда получает поддержку последних, которые сами того не замечая, становятся орудием незатейливой мести «злому учителю».
При общении с родителями, делается акцент на атмосферу познания. Ребенок, растущий в атмосфере познания, имеет внутреннюю потребность знатьСама атмосфера в семьях должна быть познавательной. Этим прежде всего должны жить родители ребенка. Это главное условие повышение мотивации.Вы сами должны жить какой-либо темой: просматривать книги, кинофильмы, журналы, экскурсии и путешествия – все должно быть объединено одной темой, темой вашей жизни!
Социальные методы мотивации. Развивая контакты и сотрудничество, чувство коллективизма, вы тут же оцениваете каждого индивидуально, а поэтомуи каждый отвечает сам за себя, даже работая в группе
Коллективизм развивается только во внеклассной и внеурочной работе: спортивные соревнования, праздники, фестивали и т. д.
Развитие желания быть полезным обществу
Побуждение подражать сильной личности
Создание ситуации взаимопомощи
Поиск контактов и сотрудничества
Заинтересованность в результатах коллективной работы
Взаимопроверка
Рецензирование
На формирование мотивов учения оказывает стиль педагогической деятельности, взаимоотношений с учащимися. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует внутренней мотивации, а либеральный (попустительский) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».
В плане общения, отношения с учащимися очень важны:
Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся;
Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения;
Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т. д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям;
Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).
Проявления мотивов:
Познавательный:
стремление к получению новой информации;
поиск решений задач;
успеваемость и посещаемость;
стремление к заданиям пониженной или повышенной трудности;

Социальный:
поступки, свидетельствующие о долге и ответственности;
стремление к контактам и сотрудничеству;
инициатива и помощь сверстникам
Формы проявления мотивов учения должны находиться, в поле зрения учителя и не менее важны, чем анализ внутренних, содержательных особенностей мотивов. Наиболее реальными для учителя методами изучениямотивации являются:
наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, заучебной, организационной и другими видами деятельности, характером общения школьников;
экспериментальные педагогические ситуации
индивидуальная беседас учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;
анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал в нескольких классах, школах об отношении школьников к учению
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ
В практике педагогической деятельности использовать разнообразные методы и приемы повышения учебной мотивации школьников с целью повышения эффективности познавательного процесса.
С целью ознакомления с положительным опытом работы по заявленной теме руководителям школьных методических объединений в следующем учебном году спланировать и организовать проведение открытых уроков, в том числе с привлечением родителей.
Подобрать методический материал по вопросам формирования мотивации учения школьников, а также о возрастных особенностях подросткового возраста и сделать его доступным для педагогов на web-сайте школы.