Современный урок на основе системно-деятельностного подхода (в условиях внедрения ФГОС)


Современный урок на основе системно-деятельностного
подхода (в условиях внедрения ФГОС)
Системно – деятельностный подход - методологическая основа ФГОС.
Понятие системно-деятельностного подхода не ново. Оно было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи).
Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Приоритетным направлением образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:
1.​ воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
2.​ переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
3.​ ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
4.​ признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
5.​ учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми;
6.​ обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
7.​ разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся.
Деятельностный подход к обучению предусматривает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели; - выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; - выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; - формирование у школьников умения контролировать свои действия; - включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания, на развитие ключевых компетенций. Под ключевыми компетентностями, применительно к школьному образованию, понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. К ключевым компетентностям относятся: информационные, коммуникативные, познавательные, социальные, личностные. Формированию этих компетентностей способствует системно – деятельностный подход.
Как же построить современный урок, основой которых, является системно-деятельностный подход?
Сравним деятельность учителя, внедряющего ФГОС, при конструировании современного урока с учителем, конструирующим традиционный урок.
Позиции Традиционная деятельность Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к уроку Жестко структурированный конспект урока, 0% свободы учителя. При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник. Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю. При подготовке использует методические рекомендации и учебник, Интернет-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами
Основные этапы урока Основное время отводится этапу объяснения и закрепления (80% - говорение учителя) Объяснение занимает 20-30% урока, закрепление 5- 10%; большая часть времени на самостоятельную деятельность
Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить то, что запланировано на урок Организовать деятельность детей по • поиску, обработке информации; • обобщению способов деятельности; • постановке учебной задачи
Деятельность учащихся определяется через формулирование заданий Реши, спеши, сравни, найди, выпиши, выполни. 93% - репродуктивные задания 7% - исследуй (чаще для сильный учащихся)Проанализируй, докажите(объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте.
Меняется и сама типология урока:
в традиционной системе в образовательном процессе выделялись уроки
с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки
-закрепления знаний и формирования умений и навыков
-повторительно-обобщающего характера
-коррекции знаний, умений и навыков
-комбинированный
-контроля знаний, умений и навыков - «открытия» нового знания
-рефлексии
-общеметодологической направленности
-развивающего контроля
Основными требованиями к современному уроку являются:
Формирование предметных результатов
Формирование универсальных учебных действий
Создание комфортной среды
Смена видов деятельности
Обучение в деятельности (учить ученика самого добывать знания)
Результатами современного урока является формирование:
Предметных результатов;
Метапредметных : включающих регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия;
Личностных результатов
Критериями эффективности урока в соответствии с ФГОС являются:
Обучение через открытие
Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
Наличие дискуссий, обсуждений
Развитие личности
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность
Демократичность, открытость
Осознание учеником деятельности:
Моделирование затруднений и поиск путей их решения.
Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения
Педагог управляет деятельностью учащегося.
Итак, что же такое современный урок в рамках ФГОС?
Можно сделать следующий вывод, что современный урок складывается из следующих компонентов:
1.     профессиональной методической подготовка учителя;
2.     целеполагания и мотивации учения;
3.     системно – деятельностного подхода;
4.     современных средств обучения;
5.     создания условий для саморазвития;
6.     анализ каждого занятия.
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями