Педагогический совет «Особенности воспитательной деятельности классного руководителя»

Педагогический совет 07.11.2014
«Особенности воспитательной деятельности классного руководителя»
Слабое побеждает сильное, мягкое побеждает твердое, тихое побеждает громкое. Парадоксальный закон, но он дает нам новое видение мира.
Тема сегодняшнего педсовета: «Как достичь успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».
В ходе работы над этой темой мы попытаемся:
1. определить сущность воспитания на современном этапе;
2.выявить, на каком уровне находится воспитательная система нашей школы, определить стратегические проблемы ее развития;
3. высветить позитивные и негативные моменты в воспитательной работе школы, помочь увидеть идеи для устранения недостатков в работе.
В играх детей нередко возникает вопрос: «Кто самый главный?» Как правило, дети заинтересованно и оживленно начинают искать на него ответ и, конечно, вскоре находят. Давайте последуем примеру детей и зададим себе такой вопрос: а кто самый главный человек в школе? «Однозначно, директор», - ответили бы большинство из нас. Но все ли так однозначно, если поиском ответа на этот вопрос занят родитель? Ведь из его уст можно услышать и другой ответ «Для меня самый главный человек в школе – это классный руководитель», - скажет он и обоснует свою точку зрения десятком аргументов. И, слушая, невольно убеждаешься в его правоте, ведь в плоскости отношений «ребенок-школа» или «семья-школа» нет более важной персоны, чем классный руководитель.
Целью деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Пути достижения этой цели следующие: формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; формирование здорового образа жизни; организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива Класса; защита прав и интересов обучающихся; организация системной работы с обучающимися в классе; гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; организация социально значимой, творческой деятельности школьников.
Деятельность классного руководителя рассматривается как целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных Локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к школьникам с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений. На данном этапе развития нашего общества классный руководитель призван выполнять следующие функции:
Под организационно-координирующей функцией понимается обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей; установление контактов с родителями или законными представителями, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования); проведение консультаций, бесед с родителями; взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организация воспитательной работы через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; стимулирование и учет разнообразной деятельности ребят, в том числе в системе дополнительного образования детей; взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом; ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
Коммуникативные функции предполагают регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление взаимодействия между педагогическими работниками и школьниками; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; оказание помощи детям в формировании коммуникативных качеств.
Аналитико-прогностические функции предполагают изучение индивидуальных особенностей школьников и динамики их развития; определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
Контрольные функции означают контроль за успеваемостью каждого школьника, за посещаемостью им учебных занятий.
Предлагаются две группы критериев оценки работы классного руководителя: критерии результативности и критерии деятельности.
Критерии результативности отражают уровень, которого достигают школьники в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя. Имеется в виду организация воспитательной работы с учащимися; взаимодействие с педагогами, работающими с детьми в данном классе, с другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) школьников и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся.
В условиях реализации ПНП «Образование» поощряется целостный, системный подход классного руководителя к собственной деятельности, самое серьезное внимание уделяется ее инвариантным характеристикам, проявлению творческого подхода классного руководителя к своей деятельности.
ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ?
.

(Л - личность, 1 - этническое бытие, 2 - социальное бытие, 3 - экономическое бытие, 4 - политическое бытие, 5 - семейное бытие, 6 профессиональное бытие, 7 - нравственное бытие, 8 - экологическое бытие, 9 - правовое бытие, 10 - эстетическое бытие, 11 -религиозное бытие, 12 и т.д. - можно вычленить еще целый ряд показателей такого пространства).
Рис. Индивидуальное социокультурное пространство личности
Знания классного руководителя должны представлять определенную систему, состоящую из трех компонентов:
знания особенностей развития личности и детского коллектива;
психолого-педагогические знания;
общие знания (знания из разных областей жизнедеятельности человека).
Профессиональный идеал может быть сформирован при условии развитой положительной Я-концепции.
Положительная Я-концепция определяется тремя факторами:
твердой уверенностью в импонировании другим людям;
уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности;
чувством собственной значимости
ЧТО МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ В КАЧЕСТВЕ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ?
Под педагогическими условиями понимаются обстоятельства, способствующие проявлению и развитию творческой индивидуальности классного руководителя, выработке им авторской педагогической технологии.
Эффективность деятельности классного руководителя зависит в первую очередь от личности самого воспитателя, от его личностных характеристик, определяющих стиль отношений с воспитанниками, систему педагогических приемов и способов его взаимодействия с учащимися, влияющих на характер общения классного руководителя с учениками; от уровня его педагогической культуры, знания и понимания им основных социально-психологических феноменов Класса.
В качестве условий эффективности деятельности классного руководителя рассматриваются также степень его включенности в жизнь класса (участие в разнообразных делах классного коллектива, близость и частота личных контактов с учащимися); адекватность представлений классного руководителя о классе (уровня восприятия педагогом личности учащегося, структуры классного коллектива, специфики внутриколлективных отношений).



Давайте посмотрим на нашу работу с детьми по-новому, с позиций профессионализма. Предлагаю вам текст информационной карты и соотнесите с собственной позицией.
Классному руководителю важно выбрать правильную позицию в общении с воспитанниками. Рассмотрим несколько вариантов.
1/ КРу
(Здесь и далее «КР» означает классный руководитель, «у» - ученик). Классный руководитель и ученик в своем общении, в деятельности исходят из того, что они равноправные, равноценные партнеры и в своем взаимодействии они идут навстречу друг другу. Результат скорее всего положительный.
2/ КР у
В отличие от первого варианта действия участников общения прямо противоположны. Результат или отрицательный, или нулевой.
3/ КР
у
Превосходство (реальное или мнимое) кл. руководителя, но все же участники стремятся навстречу друг другу и это позволяет говорить о сосуществовании реальной предпосылки получения положительного результата Вместе с тем результат может быть и нулевым, и отрицательным.
4/ у

КР
Деятельность классного руководителя подчинена интересам, желаниям многочисленным «хочу» ученика. Есть угроза того, что ученики могут привыкнуть к этому, довести свои требования до абсолюта и начнут противиться другим подходам. Результат может быть различным.
5/уКР
Оба участника находятся в движении, в развитии. Главное, чтобы кл. руководитель не слишком отрывался от своих учеников, и чтобы движение было основано на взаимном интересе. Тогда возможен положительный результат.
6/ КР у
Вопрос в том, куда могут увести классного руководителя его подопечные. Результат может быть любым,
7/ КР
у
Кл. руководитель и ученик идут вместе, объединенные общими интересами, задачами. Они уважают и дополняют друг друга. Результат положительный. На наш взгляд, наиболее эффективными являются позиции № 1 и 7.
Каждый из нас помнит фильм «Однажды двадцать лет спустя». Спустя 20 лет бывшие ученики собираются для того, чтобы выяснить, как они прожили 20 лет жизни, кем стали, чего добились. Мы не будет анализировать сюжет фильма, но на некоторые моменты реальной жизни хочется обратить внимание педагогов. Например, бывает так, что класс вместе прожил шесть лет в школе, но как только отзвучали последние аккорды выпускного вечера, ребята ушли из школы. У них не появляется желания собраться вместе, вспомнить школьную жизнь, смешные и грустные истории многолетнего общения. Однако бывает и наоборот. Школьные годы, традиции и обычаи класса, теплота общения зовет и манит из детства, тянет, как магнитом, еще и еще раз встретиться и вспомнить все то, чем была наполнена школьная жизнь.
Если в классе каждому было тепло и уютно, если ему помогали и поддерживали, радовались успеху, приветствовали инициативу и правдивость, лечили душу и согревали сердце - класс будет собираться и радоваться совместному общению и через 5 лет, и через 10, и через 20. От чего это зависит? Безусловно, от многих составляющих: личности классного руководителя, взаимоотношений всех участников общения, самих учащихся, их личностных качеств и т. д. Но очень во многом это зависит от тех традиций в отношениях между взрослым и учениками, которые складываются в классном коллективе на протяжении долгого времени.
Школьный учитель вводит детей в науку, классный руководитель вводит детей в жизнь.
В заключение хотелось бы привести «10 заповедей «классного» воспитателя»:
Умей выслушать - ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.
Не кричи. Не подавляй голосом - ибо твои авторитетные слова, сказанные тихо, будут быстрее услышаны.
Найди, за что похвалить - ибо доброе слово и кошке приятно.
Будь справедлива - ибо обиды больно ранят детскую душу.
Умей видеть положительные качества ученика - ибо хорошего в детях больше, чем плохого.
х Зарази собственным примером - ибо кто-то должен быть паровозом.
Защищай своего ученика даже перед педагогами - ибо в негативных моментах есть свои причины.
Не ябедничай родителям по пустякам - ибо в собственном бессилии расписывается только слабак.
Поощряй инициативу учеников - ибо сделать все самой невозможно.
Употребляй во время общения много ласковых слов - ибо классный руководитель - мать от завтрака и до обеда.
Хотелось бы, чтобы каждый классный руководитель помнил и руководствовался в своей работе с детьми словами В.А.Сухомлинского: «У каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они звенели добром и весёлым звоном.»
Выступление учителей.
Педагог, который воспитывает детей, должен отвечать многим требованиям. Быть может, на этом непростом пути нам пригодятся строчки Б. Окуджавы:
«Совесть, благородство и достоинство
вот оно, святое наше воинство,
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь как человек».

И пусть эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе.
Правила педагогической гигиены:
Пришла в школу – сделай умное и благородное лицо.
Каждый раз, когда тебе хочется командовать детьми, вспомни свое детство и на всякий случай съешь мороженое.
Деньги и педагогика малосовместимы.
Пусть все манекенщицы мира, увидев твою улыбку, подадут в отставку.
Не заходи в душу к детям, если тебя об этом не просили.
Шути до тех пор, пока не научишься.
Помни – плохой врач может забрать жизнь, плохой учитель – испепелить душу.
Каждый раз, когда тебе хочется нагрубить кому-нибудь, считай до миллиона.
Говори родителям всегда самую лучшую правду, которую ты знаешь.
Высшим проявлением педагогической успешности является улыбка на лицах детей.
Если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга учащихся, то можешь считать, что половину дела ты уже сделал.
Помни: если твой голос становится угрожающе хриплым, значит, ты делаешь что-то не то.
Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспоминаешь своих учеников, лицо твое озаряется улыбкой.
Решение педсовета:
Рекомендовать использовать в работе классных руководителей выработанные принципы.
Регулярно делиться опытом классных руководителей на школьном методическом объединении.
При начислении заработанной платы за классное руководство принять во внимание разработанные критерии работы классных руководителей.
Критерии работы классных руководителей:
Посещаемость учащихся.
Отсутствие правонарушений и грубых нарушений дисциплины.
Участие в делах школы.
Ведение документации (журнал, журнал классного руководителя, папка классного руководителя)
Система работы классного руководителя.
Соблюдение учащимися формы одежды.
Дежурства класса по школе.
Отсутствие травматизма в классе.
Рефлексия:
Вы думаете, «классным» быть легко? Не спать от мыслей долгими ночами И вслушиваться в шум учеников, И спорить с тем, кто не доволен мелочами.
Прожить сто жизней, добрых и плохих, Чужой бедой болеть однажды. Да, может «классным» быть легко, Но КЛАССНЫМ ведь становится не каждый.
Я никогда ни от кого не жду поблажек, И долю «классного» я с честью донесу. Должна возиться с кипами бумажек Порой ночами во втором часу
И снова «классный» делом перегружен Но так ему не выжить одному. Ведь сам себе зачем он будет нужен. Когда не нужен он ученику?









13PAGE 15


13PAGE 14115




15