Консультация для воспитателей на тему Моделирование игровых ситуаций для формирования познавательной мотивации и познавательных действий в процессе познавательного развития дошкольников


«Моделирование игровых ситуаций для формирования познавательной мотивации и познавательных действий в процессе познавательного развития дошкольников»
Один из принципов ФГОС ДО (п. 1.4.) – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Познавательное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО в числе остальных предполагает:
1) развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
2) формирование познавательных действий.
Определение игровой образовательной ситуации (ИОС).
Средством формирования познавательной мотивации и познавательных действий в процессе познавательного развития дошкольников являются игровые ситуации. Что это такое?
Игровые ситуации — один из методов обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы, реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности.
Значение ИОС:
1) Придает образовательной деятельности целенаправленный характер;
2) Образует эмоционально насыщенное пространство;
3) Создает событийное поле;
4) Реализует творческий и познавательный потенциал детей.

Игровая обучающая ситуация – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:
- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;
- в содержание игровой ситуации заложены дидактическая цель, воспитательные задачи, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
- игровую ситуацию проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом.
Эти игровые ситуации помогают педагогу решить целый комплекс образовательных задач, например:
Уточнить и упрочить полученные представления об объектах природы;
Активизировать познавательную и речевую деятельность;
Стимулировать разнообразные переживания (доброжелательность, сострадание, желание оказать помощь, удивление, радость и т.д.).
При моделировании игровых ситуаций педагог осуществляет подбор персонажа (это может быть игрушка, персонаж пальчикового или кукольного театра) и создает игровую ситуацию, которая включает завязку, развитие сюжета и развязку – положительное разрешение ситуации.
Метод применяется при работе как, с группой, подгруппой, парой, так и индивидуально с ребенком. При составлении содержания игровых ситуаций необходимо придерживаться определенных условий.
Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт, возрастные особенности;
Выстраивать надо лишь те ситуации, которые отвечают проблемам всей группы;
Игровые проекты должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения составляющих в связи с неожиданным изменением условий.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
Михайлова, З.А., Полякова, М. Н., Ивченко, Т. А. Образовательная область «Познание». – СПб.: «Детство-Пресс», 2013 г.
Игровые ситуации// https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8