Профилактическое занятие с элементами тренинга Выбор за тобой


Профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Выбор за тобой"
Цель: пропаганда здорового образа жизни; воспитание личной ответственности за сохранение своего здоровья.
Задачи: расширить и актуализировать знания детей о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье; вызвать позитивные эмоции, способствующие поднятию духа и сплочению команд.Организационные аспекты: 
Участвует группа подростков 13-14 лет;
Состав группы 15-18 человек.
Методика проведения занятия В начале тренингового занятия ведущий знакомит участников с правилами групповой работы: 
Обращение друг к другу по имени.
Говорить от своего имени: Безличные слова и выражения типа "Большинство людей считают, что...", "Некоторые из нас думают..." заменяем на "Я считаю, что...", "Я думаю...". По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.
Правило "поднятой руки", т.е. для того чтобы высказать свое мнение необходимо поднять руку
Запрет на диагнозы и оценку.
Общение по принципу "здесь и теперь": Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
Конфиденциальность всего происходящего: Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
Искренность в общении: Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
Итог: Я предлагаю вам в рамках нашего занятия пользоваться данными правилами.
1. Упражнение "Мировое приветствие". Участникам раздаются цветные листочки и они, в соответствии со своим цветом, делятся на 3 группы "европейцев", "японцев" и "африканцев". Каждый участник идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом": европейцы - пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами.
Итог: Ну вот мы со всеми поздоровались, получили заряд положительных эмоций, теперь переходим к следующему упражнению.
2. Упражнение "Рисунок на спине".
Участники делятся на три команды по цветным жетонам, и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команды. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.
Итог: Данное упражнение было направлено на сплочение ваших команд, вы должны были почувствовать, то что хочет вам передать участник при помощи прикосновения. Результат вашей работы зависит от каждого участника команды и показывает, насколько вы ответственно относитесь к групповой работе. Ответьте, что мешало вам при выполнении упражнения. 3. Упражнение "Спорные утверждения".
Для проведения игры необходимы четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: "совершенно согласен", "согласен, но с оговорками", "не согласен совершенно", "не имею точного мнения". Листы прикрепляют по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает спорное утверждение, после чего участники расходятся и встают около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. Далее по предложению ведущего или по желанию участники обосновывают свое решение. Примеры спорных утверждений: 
Должен ли быть у человека режим дня?
Спорт и закаливание не приносят пользы
Правильно ли делать зарядку по утрам?
Бросить курить легко, ведь сигареты не вызывают зависимости.
У молодых людей возникает множество проблем из-за алкоголя, сигарет и наркотиков (какие?)
Правильно ли чистить зубы 5 раз в день?
Многие подростки начинают курить и выпивать «за компанию»
С любой зависимостью можно справиться без родителей
Продажа сигарет и алкоголя школьникам законна, и не несет наказания
Быть здоровым - это здорово!
Итог: Участники должны объяснить свое решение на каждое утверждение и назвать основные правила сохранения здоровья человека. 4. Упражнение "Отдай самое дорогое". Участникам предлагается написать на цветных бумажках по очереди: 
"свое увлечение", хобби;
"ценность" (имеется ввиду и материальную, и духовную);
"дорогого человека"
В центр круга ставится урна, участникам предлагается по очереди бросить в урну свое увлечение, ценность и близкого человека. Затем участники обмениваются мнениями.
Итог: участники поясняют: с чем было расстаться легче, а с чем тяжелее и почему, описывают чувства, которые они при этом испытывали. 5. Упражнение "Бездомный заяц"
Ведущий убирает свой стул и становится в центр, затем произносит: "Поменяйтесь местами те, у кого ..." и называет признак (хорошее настроение, кто любит рано вставать, кто каждое утро завтракает, у кого нет вредных привычек, кто любит читать, кто гуляет каждый день на свежем воздухе, кто помогает родителям, кто чистит зубы 2 раза в день, у кого есть любимое занятие, кто занимается спортом и т.д.). Все у кого он есть встают и меняются местами, в это время ведущий занимает чье-то место, оставшийся "заяц" становится ведущим.
Итог: данное упражнение было направлено на выявление у участников полезных привычек. Кто выполняет роль ведущего называет свои положительные качества и привычки, что позволяет отыскать в группе союзника и обменяться мнениями.
6. Упражнение "Все в твоих руках"
Жил-был один мудрец, к которому многие люди приходили за советом.   И вот однажды завистливый человек решил опорочить мудреца, загадав ему загадку, отгадать которую невозможно. Сказано - сделано.
Поймал он бабочку, зажал между ладонями, пришёл к мудрецу и спрашивает: - Скажи, что у меня в руках? Мудрец отвечает: - Бабочка. - Правильно. А какая бабочка - живая или мёртвая? - спрашивает завистник, а сам думает: "Если ответит - "мёртвая", я открою ладони и бабочка улетит, а если скажет - "живая", я сожму ладони и раздавлю её"
Мудрец помедлил немного и ответил:
- Всё в твоих руках.
Итог: Участники обмениваются мнениями.
 7. Рефлексия.
Участникам раздается по 2 "листочка". На зеленом листочке участники пишут то что им не понравилось или не вызвало интереса, а на красном - то что нового они узнали и что понравилось больше всего. Листья прикрепляются к дереву.