Современный урок биологии на основе системно-деятельностного подхода (в условиях внедрения ФГОС)



Д О К Л А Д
на тему: «Современный урок биологии на основе системно-деятельностного подхода
(в условиях внедрения ФГОС)»
Подготовила:
Учитель биологии МБОУ Лицей №10 г. Химки
Степанова Лидия Юрьевна
г. Химки 2017 год
Учебная деятельность – это совместная деятельность, в которой один из ее участников приобретает опыт (основной компонент), а другие создают благоприятные условия для этого, т. е. осуществляют всю сумму подготовительных компонентов усвоения.
Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
Учение – деятельность ученика в овладении знаниями и навыками.
Соотношение изменений характерных черт парадигмы обучения и парадигмы учения
Парадигма обучения Парадигма учения
Знания находятся во внешних источниках Знания формируются на основе изучения источников и индивидуального опыта
Знания передаются учителями Знания конструируют, создают и получают сами учащиеся
Обучение носит кумулятивный и линейный характер Учение носит открытый, системообразующий характер
В центре процесса обучения находится учитель, который контролирует ход образовательного процесса В центре процесса учения находится учащийся, который контролирует ход процесса
Учитель — прежде всего передатчик информации Учитель — менеджер образовательного процесса, создатель образовательной среды
Учитель и учащиеся работают независимо и изолированно Учитель и школьники работают в одной команде
Учебная деятельность – это деятельность по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач посредством учебных действий.
Основные характеристики (свойства) учебной деятельности:
- направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
- в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия, которые предваряют решение задач (с отличие от учения по типу проб и ошибок);
- ведет к изменению в самом субъекте (изменение психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий);
- предполагает главные изменения - мотивационные, ценностные, смысловые.
Структура учебной деятельности
мотивация;
учебная цель и задачи;
учебные действия;
контроль;
оценка.
Виды учебной деятельности: с позиции субъекта целеполагание,
программирование,
планирование,
исполнительские действия,
контроль (самоконтроль),
оценка (самооценка)
Виды учебной деятельности: (по продуктивности)
репродуктивные;
продуктивные;
проблемно-творческие;
исследовательско-познавательные;
промежуточные.
Продукт учебной деятельности (результат)
знание (структурированное и актуализируемое);
внутреннее новообразование психики;
индивидуальный опыт;
поведение субъекта.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача - задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность - управляемый учебный процесс.
Учебное действие-действие по созданию образа.
Образ-слово, рисунок, схема, план
Оценочное действие - я умею. У меня получится.
Эмоционально-ценностная оценка – Я считаю так то…...(формирование мировоззрения)
Учитель стоит перед выбором, а именно: как организовать учебную деятельность учащихся; как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций
Для этого на уроках использую разнообразные типы деятельности:
Исследовательский метод
Проектный метод
Игровой метод
Проблемнопоисковый метод
Метод коллективного решения проблем
Метод управляемого открытия
А так же использую:
Терминологические диктанты: вставить пропущенные в тексте термины, дать определения перечисленным терминам, подобрать к терминам определения и т.д.
Задания на классификацию: составить классификацию объектов, признаков, процессов, свойств по значимому основанию, определить значимое основание или принцип предложенной классификации, дополнить классификацию примерами и т.д.
Задания на интерпретацию текста в графическое изображение: схему, таблицу или слайд, презентацию.
Задания на сравнения и сопоставление: сравнивая отдельные объекты или группы организмов, найти сходства и отличия, выделить признаки для сравнения или сопоставления.
Составление характеристик отдельных групп растений или животных, процессов, свойств, органов по аналогии с раннее изученными или по заданному плану; составление презентаций явлений или объектов по плану.
Задания, связанные с мыслительными операциями синтеза: объединение в один тип разных классов животных, их графических изображений, растительных объектов в отдельные классы, на основе признаков разных классов выделение признаков вышестоящего таксона.
Выделение причинно-следственных связей: определение связи между строением и выполняемыми функциями у органоидов клеток, тканей, органов, выделение причины и следствии явления или процесса.  Задания на оценочную деятельность: найти допущенные ошибки при ответе, в тексте, рисунке, оценить ответ, презентацию.
Целью деятельностного подхода в обучении является не проверка знаний, а их самостоятельное созидание в процессе продуктивной деятельности. И в этом мне помогают такие приёмы: составление Кластера, таблицы «Знаю, Узнал, Хочу знать», «Тонкие и толстые вопросы», «Синквейн», схема «Фишбоун», «Верные и неверные утверждения», приемы «Лови ошибку», «Письмо по кругу», «Дерево предсказаний».