Занятие с элементами тренинга Общение-великий дар







Психологическое занятие с элементами тренинга
«Общение – великий дар»







Подготовила педагог-психолог
Самарская Альбина владимировна





















Тема: «Общение – великий дар».

Цель: создать условия для развития навыков вербального и невербального общения, формировать понимание важности роли общения в жизни человека, обучать эффективным способам общения и взаимодействия.
Задачи:
- содействовать проявлению учащимися собственной инициативы, лидерских качеств,
-способствовать становлению подросткового коллектива позитивной направленности.

Оборудование: жетоны для жребия, карточки с заданием (2 шт.), ручки и листочки для упражнения «Телефон»; набор кубиков для упражнения «Вавилонская башня»; мультимедийная доска, ручки и бланки ответов для упражнения «Определи эмоцию»; ватманы (2 шт.) наборы звёздочек (2 шт.) для упражнения «Салют».

Ход занятия:

Объявление темы и целей занятия.
Тема нашего занятия «Общение – великий дар».
- Каким образом происходит общение людей?
- Как мы называем общение с помощью речи? (Вербальным)
- К какому способу общения мы отнесём мимику, жесты? (К невербальному)
- Скажите, а для чего нам нужно общение?
Вывод: Действительно общение необходимо постоянно: и в семье, и в школе, и на улице, общаясь, мы учимся, работаем, отдыхаем. Именно общение помогает нам стать ближе друг к другу.
- А когда и зачем людям нужна сплочённость?
Вывод: Правильно, сплочённому коллективу гораздо легче решить любую задачу, справиться с любой проблемой.

Сегодня мы вами будем учиться эффективному общению, попробуем использовать общение для достижения поставленных целей.
Ребята, все вы знаете, что приближается День защитника Отечества. В армии во время учений войска делятся на «Север» и «Юг». Предлагаю и вам для занятия разделиться на две команды. Для этого каждый из вас вытянет жетон, который и определит вашу команду. Представим себе, что каждая из получившихся групп - это воинское подразделение, которое в течение занятия совместными усилиями будет выполнять различные задания. А сейчас придумайте название своей команде и выберите командира.

Разминка
- С чего начинается любое общение? (С приветствия)
Предлагаю каждой из команд поприветствовать условного противника вербальным способом. При этом прошу не забывать о культуре общения и поведения. (Каждая из команд должна по очереди предложить несколько вариантов приветствия)
А теперь попробуйте сделать тоже, используя невербальное общение.

Итак, приветствие состоялось, команды готовы к выполнению первого задания. Скорость и правильность его выполнения будет зависеть от каждого и от командной согласованности.
Упражнение «Телефон»
Цель: способствовать сплочению коллектива, развивать внимание, умение слушать и слышать.

Представитель команды получает карточку с предложением-поговоркой «Смелость города берёт», его задача – правильно, без ошибок передать информацию как по телефону, следующему члену команды. Последний представитель команды - капитан пишет сообщение на листочке и приносит его мне.
Первое задание выполнено.
(Обратить внимание воспитанников на то, как важно при общении правильно, без искажений передать информацию, а противоположной стороне – постараться её понять).

- Скажите, а всегда ли общение приносит удовольствие?
- С чем это связано? ( С тем, какие эмоции мы пытаемся передать).
- Какие эмоции вызнаете?
- На какие группы мы можем их условно разделить? (Положительные и отрицательные)
А теперь представьте что мы вами разведчики, мы должны уметь общаться без слов, с помощью мимики лица.
Упражнение «Определи эмоцию»
Цель: выяснить умение определять эмоции по выражению лица, способствовать формированию навыка выработки общей точки зрения.

Вам будет показано 12 фотографий лиц людей, изображающих разные эмоции: страх, гнев, радость, удивление, печаль, презрение, отвращение, а также нейтральные лица, то есть не выражающие никаких эмоций. Варианты ответов записаны на бланке вверху.
Длительность показа лица – 1 секунда. Перерыв между показом лиц 11 секунд. Во время перерыва нужно определить, какая эмоция была показана и записать ответ в бланк.
Будьте внимательны: показ осуществляется в автоматическом режиме. Если вы запутались с номерами слайдов, то номер текущего изображения можно посмотреть в левом нижнем углу во время его показа.

Ещё одно испытание позади. Давайте проверим, как вы с ним справились.
- Какие эмоции труднее всего было определить, почему?

С давних времён для защиты и укрепления городских стен строились башни, они служили и для других целей. Послушайте легенду о Вавилонской башне.
Легенда о строительстве Вавилонской башни.
Когда-то давным-давно, все люди жили дружно и говорили на одном языке. Благодаря общности людей их знания и умения развивались так быстро. Что в какой-то момент люди решили, что по своим возможностям они приблизились к Богу. И они захотели поговорить с богом на равных. А чтобы добраться до Бога, живущего высоко на небе, люди решили построить Высокую-высокую башню.
Башню начали строить вблизи древнего города Вавилон. Отсюда башня и получила своё название. Строительство башни продвигалось быстро, и Бог задумал, как помешать людям построить башню и тем самым показать, что людям с Богом не сравниться.

Вопрос: Как вы думаете, что сделал Бог?

И Бог дал людям разные языки. Однажды люди проснулись и заговорили каждый на своём языке. Люди перестали понимать друг друга. Строительство башни стало невозможным. И люди разбрелись по всей Земле. С тех пор появились на Земле разные языки.

Вопросы:
- Почему людям не удалось завершить строительство?
(Потому что они перестали понимать друг друга)
- Бывает ли так, что мы с близкими, воспитателями, учителями говорим на разных языках?
- Идёт ли это нам на пользу?
- Что нужно для того, чтобы люди понимали друг друга?

Вывод: Только говорящие на одном языке могут принимать друг друга и работать вместе. Говорить на одном языке означает, что каждое слово сочетание, каждая фраза имеет один и тот же смысл и для говорящего, и для слушателя. Говорить на одном языке подразумевает не только, что собеседники общаются, например, на русском или английском языке. Имеется в виду одинаковое понимание смысла слов говорящим и слушающим. По существу, у каждого из нас свои особенности языка, это нужно учитывать в общении.

Упражнение «Вавилонская башня»
Цель: выявить лидерские способности, отработать навыки группового взаимодействия, развитие невербального способа общения.

Две команды получают абсолютно одинаковые наборы кубиков, за одну минуту каждая из команд должна построить башню как можно выше и устойчивее, при этом очень важно использовать только невербальные способы общения, за каждое произнесённое слово команда получит штрафной балл.
- Легко ли было строить башню?
- Что вызвало трудности?

Последнее испытание позади. (Подведение итогов выполненных заданий)
- Что помогло справиться с испытаниями?
-Что мешало?
Ну и конечно же, какой праздник без салюта.

Упражнение «Салют»
Цель: активизация процесса рефлексии.
Обе команды получат ватман с заготовкой изображения салюта и набор звёздочек. Каждый член команды приклеит по одной звёздочке, написав на ней своё имя.

Подведение итогов занятия.
- Понравилось ли вам занятие?
- Чему научились? Что новое узнали?
- Пригодятся ли вам знания и умения, полученные на занятии в жизни?
- В каких ситуациях?








15