Психолого-педагогический семинар по теме Тайм менеджмент педагога


Психолого-педагогический семинар на тему « Тайм-менеджмент педагога»
Времени всегда хватает тому,
 кто умеет его использовать.
Рабочий день педагога насыщен мероприятиями: уроки, совещания, педсоветы, проверка тетрадей, контрольные работы, экзамены, родительские собрания и многое-многое другое. И в этом ежедневном водовороте событий  нужно еще успеть уделить хоть несколько минуток каждому ученику.
И вот вы опять несете домой целую сумку непроверенных тетрадей, готовитесь весь вечер к урокам на завтра, а  ваша пятилетняя дочь тихо вздыхает и понимает, что раскрашивать картинки ей сегодня придется снова в одиночестве, а муж уже по привычке сам разогревает вчерашний ужин. Возможно, для кого-то, это весьма знакомая картина?! И наверняка так обстоят дела во многих семьях, где мама или папа — педагоги. На самом деле все не так сложно, как кажется, если научиться управлять своим временем эффективно, четко и разумно.
Сегодня мы больше внимания уделим понятию «тайм-менеджмент». Оно обозначает умение управлять временем, грамотно планировать свое время, правильно расставлять приоритеты, вовремя осуществлять контроль за проделанной работой и при необходимости корректировать временные рамки, отпущенные на то или иное занятие.
Упражнение 1 .Упражнения на персональное ощущение времени
Цель: определение индивидуальных особенностей восприятия времени.
Выполнение. Все участники встают и закрывают глаза. После команды им необходимо мысленно отметить тот момент, когда пройдет минута. И после этого сесть на стул. Отсчитывать мысленно секунды нельзя.
Вывод: Адекватность восприятия времени индивидуальна. Оптимальными считаются результаты, попадающие в интервал от 55 до 65 секунд.
Если получилось меньше, это означает, что вы слишком спешите, есть опасность быстрого истощения. Время движется на самом деле медленнее, чем вам кажется.
Если более 66 секунд – вы предпочитаете не торопиться, но иногда все-таки следует ускорять восприятие времени, иначе вы можете не успеть что-либо сделать.
Слайд «Мои сферы жизни»
Упражнение «Колесо жизни»
Из предложенного перечня участникам предлагается выбрать те сферы жизни, которые важны лично для каждого:
Семейная жизнь
Профессиональная деятельность
Личное развитие
Общение с друзьями
Финансовое благополучие
Образование
Быт
Духовная жизнь
Здоровье
Отдых
Хобби
Вопросы для обсуждения:
Довольны ли вы, как распределены затраты в обозначенных сферах?
Как далеко можно уехать на таком колесе?
Определение личного хронотипаИзвестно, что умение эффективно организовывать свое время зависит от индивидуальных особенностей человека, к которым относится темперамент и хронотип. Хронотип- специфическая организация работы организма в течение суток. По характеру суточных биоритмов физической активности можно разделить людей на три хронотипа:
утренний (« жаворонки»), вечерний («совы»), и дневной («голуби»). У « сов» пик активности и покоя сдвинут на более поздние, а у «жаворонков»- на более ранние часы. У « голубей» максимальный уровень активности приходится примерно на середину дневного периода. Считается, что хронотип передается по наследству. Это такой же генетически запрограммированный показатель, как, например, цвет глаз или цвет волос. Определить свою принадлежность к одному из хронотипов поможет анкета Олофа Остберга.
Анкета Остберга 1. Трудно ли вам вставать рано утром?- да, почти всегда 3- иногда 2- редко 1- крайне редко 02. Если бы была возможность выбора, в какое время ложились бы спать вечером?- после 1 часа ночи 3- с 23 до 1 часа ночи 2- с 22 до 23 часов 1- до 22 часов 0   3. Какой завтрак вы предпочитаете? - плотный 0- менее плотный 1- можно ограничиться, например, вареным яйцом 2- достаточно чашки чая или кофе 34. Если вспомнить последние размолвки, когда они преимущественно происходили?- в первой половине дня 1- во второй половине дня 05. От чего вам легче отказаться?- от утреннего кофе или чая 2- от вечернего чая 06. Как точно вы отсчитываете время в минутах?- меньше минуты 0- больше минуты 27. Как легко вы можете изменить привычки, связанные с едой во время отпуска, поездок?- очень легко 0- легко 1- трудно 2- не меняете 3 8. Если рано утром предстоят важные дела, на сколько раньше вы накануне ложитесь спать?- более чем на 2 часа 3- на 1 – 2 часа 2- меньше, чем на 1 час 1- как обычно 0Если вы набрали от 0 до 7 баллов, то вы "жаворонки", от 8 до 13 баллов – "голуби", от 14 до 20 баллов – "совы".
Слайд
Вы - «жаворонок». Ваши биологические часы идут быстрее, чем астрономические. Соответственно, Вы раньше ложитесь спать и раньше встаете. В ряде случаев при значительном несовпадении биологических и астрономических часов эта проблема может ухудшать качество жизни.
Вы - «сова». Ваши биологические часы идут медленнее, чем астрономические. Соответственно, Вам трудно заснуть вечером и трудно проснуться утром. В ряде случаев при значительном несовпадении биологических и астрономических часов эта проблема может ухудшать качество жизни.
Вы - «голубь». Ваши биологические часы идут приблизительно так же, как и астрономические. Это наиболее благоприятный тип суточного ритма, при котором не возникает проблем как с отходом ко сну, так и с подъемом.
Слайд Причины потерь времени:
Упражнение 3. «Поглотители времени»
Цель: Выявление поглотителей времени
Подумайте и выпишите все занятия, которые можно определить как «поглотители» времени. Посчитайте, сколько времени они отняли у вас в течение недели? Кто больше всех отвлекал вас? Что мешало вам завершить начатое за один прием?
Теперь, когда перед вами список основных «поглотителей» вашего времени, подумайте, какие меры вы можете предпринять для их устранения?
Вам будет легче справиться с этим заданием, если вы определите причины, которые приводят к потере времени. Предлагаю вам перечень наиболее распространенных причин. Отметьте те, которые характерны для вас.
Причины потерь времени:
не умею отделить важные дела от второстепенных;
не планирую предварительно свой день;
личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и т.п.);
не всегда знаю, что нужно делать;
отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго) ;не умею сказать «нет» ;моя личная недисциплинированность;
не довожу начатое до конца ;долго раскачиваюсь в начале каждого дела;
много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел руки не доходят;
не знаю своего личного ритма физической и умственной активности ;очень легко отвлекаюсь (например, на шум).
Пусть вас не смущает большое количество отмеченных вами слабых мест. Определите «свои» 3 наиболее дорогостоящие и придумайте способ, как их устранить. Одолев три важнейших «поглотителя» времени, вы сможете значительно сократить потери времени.Упражнение «Туфли» 
Инструкция: на листочке бумаге (каждый участник получает небольшой лист), напишите задание для своего коллеги, с просьбой купить вам туфли. У вас 1 минута.
Через минуту просите участников поменяться листками, прочитать просьбу коллеги, далее – обсуждаете: есть ли возможность понять неправильно и купить не те ботинки. Часто не пишут размер, цвет, стоимость за которую надо купить, когда надо купить (если я куплю их через 10 лет, ты будешь доволен?) и т.д. Обсуждаете те нюансы, которые ведут к нечеткости понимания.
Вывод: когда мы даем кому-то поручение или планируем свою деятельность, формулировки должны быть четкими, содержать конкретику, должны быть оговорены по времени, измеримы, т.е. выходим на обсуждение системы постановки цели и планирования
Слайд:
В тайм-менеджменте можно выделить несколько основных аспектов.
Целеполагание (постановка целей)
Чего вы хотите?
Цель должна быть чётко сформулирована.
Цель должна быть ориентирована на результат! (Ради чего я приложил все эти усилия, стоит ли результат затраченных ресурсов?)
Цель должна быть значимой для меня! (Все-таки это моя цель).
Любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении (например, к родительскому собранию я должен быть готов до 12 октября).
Поэтапное достижение цели
Например, ваша цель — аттестация.
Цель довольно сложная, необходимо разделить ее достижение на множество небольших этапов:
сначала — сбор необходимой информации об особенностях аттестации (сроки, требования, условия);
конкретизация временных рамок;
выработка собственной стратегии прохождения аттестации и т.д.
Точно таким же образом  надо поступать с любыми сложными задачами, разбивая их на мелкие до тех пор, пока не станет ясно, что именно для выполнения своего плана вы сможете сделать уже сегодня и прямо сейчас.
Важно правильно рассчитать свои возможности (ресурсы)
Планирование времени
Планирование времени — это подготовительный этап к успешной реализации цели
Ранжирование дел: «горит» — «может подождать». Что-то требуется выполнить прямо сейчас, что-то может подождать до следующей недели.
Планирование дня (рекомендую планировать следующий день накануне, а утром при необходимости внести соответствующие коррективы).
Рациональное использование ежедневников и электронных записных книжек.
Планировать можно и нужно все, что вы делаете ежедневно!
Для начала просто составьте список дел, которые вам необходимо делать в течение каждой недели. Посмотрите, как распределяются ваши дела по дням недели. Вполне возможно, что какие-то дни забиты под завязку, а какие-то более свободны. Для начала просто распределите дела по дням недели более равномерно.
Составляйте списки дел с указанием даты и времени выполнения на неделю и на каждый день.
Записывайте все дела, даже кажущиеся на первый взгляд абсолютно неважными. Ведь они тоже забирают часть вашего времени.
Важно также оптимизировать процесс выполнения дел из написанного списка. Существует такое понятие, как переключение: когда вы отвлекаетесь от одного недоделанного дела в пользу другого.
Так вот: когда вы выполняете какое-то небольшое дело, количество переключений должно быть минимальным. Например, если вы обещали перезвонить кому-то, то гораздо экономнее с точки зрения собственного времени и душевных сил будет перезвонить сразу. А не пять раз на день вспоминать, что хорошо бы позвонить, затем благополучно забыть про звонок, вспомнить в одиннадцать часов вечера и укорять себя за забывчивость.
Но вот в процессе выполнения какой-то долгосрочной и большой задачи количество переключений должно быть, наоборот, велико. Иначе к моменту окончания работы над ней вы только устанете и утратите связь с реальностью.
Лучше садиться за важную работу с утра — это самое продуктивное время для сложных дел. А второстепенные дела откладывать на вечер.
Расстановка приоритетов
Не откладывайте на потом
Соблазн "сделать это завтра" очень велик. Но если у вас есть четкий список дел, то вы поймете, что завтра вы не сможете найти время на выполнение тех дел, которые отложили с сегодняшнего дня.
Для того, чтобы вам было легче, возьмите себе за правило делать самые неприятные для вас дела в начале, а потом приступайте к более приятным.
Делегируйте задачи 
Делегирование — это способ эффективного управления, при котором происходит передача задачи, а также полномочий и ответственности на выполнение другим лицам. При планировании времени очень важно установить, какую работу вы должны выполнить лично, а какую можно перепоручить (делегировать). Например, вы можете пригласить на родительское собрание специалиста (медика, психолога, логопеда), они владеют интересной информацией, которую вы, возможно, полдня будете искать в книгах и интернете.
 
Контролируйте себя!
 
Даже если вы умеете ставить цели, делегировать, планировать и выделять приоритеты, это лишь полдела. Важно помнить, что оценка всегда производится по результату. Поэтому важным является контроль за исполнением и эффективностью реализации поставленных целей.
 
И если вы видите, что цель достигнута, почему бы не похвалить себя за это. Это даст вам еще один толчок к достижению новых целей.
 
Не забывайте про самоанализ
 
Здесь можно ответить себе на вопросы: «Почему я не достигаю поставленных целей?», «Почему достижение цели было недостаточно эффективным (потребовалось больше времени или тяжелых усилий)», «Что предпринять в следующий раз, чтобы избежать похожей ситуации?»
 
Избавляйтесь от "поглотителей времени"
 
Старайтесь тратить меньше времени на еду, перекусы и пустые разговоры с коллегами, а также «плавание» по Интернету в личных целях. Рабочий день закончится, а вы так ничего и не успеете. Не стесняйтесь просить других, чтобы не отвлекали вас от работы, особенно если у вас ее много.
Есть ситуации, когда вы должны сказать человеку твердое «Нет».
Особенно если то, о чем вас просят, займет у вас время; да и в ваши планы не входило делать дополнительную работу.
Упражнение «Скажи нет!» (работа в группе)
Разыгрывание ситуаций (умение сказать «Нет!»)
Родственники мужа собрались к вам на выходные в гости, а у вас в понедельник аттестация.
Коллега просит заменить ее на одну учебную неделю (оплаты не будет).
Подруга просит одолжить ваши любимые туфли на вечеринку. Вы знаете, что у нее нога чуть полнее вашей.
У вас просит в долг деньги друг. Вы знаете, что обратно деньги вернутся не сразу.
Директор просит вас прийти в выходной день на работу, а у вас с семьей запланированный выезд в другой район.
После выполнения упражнения делается вывод
Упражнение «Управляй временем!»
Наше занятие подходит к концу, но впереди у каждого из нас долгий путь к самосовершенствованию. Перед вами памятка, в которой самые важные и полезные вещи, необходимые нам для эффективного распределения времени. Предлагаю проранжировать ее.
Позитивное начало дня
Начинать рабочий день в одно и тоже время
Перепроверять план дня
Составить список приоритетных дел
Разбить цель на небольшие, быстро осуществимые задачи
Планируя свой день, 40% оставлять на непредвиденные дела
Реально оценивать соответствие своих возможностей и желаний
Выполнение работы начинать с ключевых задач
Уделить время подготовительной работе
Разбивать работу на несколько этапов
Учитывать свои индивидуальные особенности: тип темперамента и хронотипНаходить время для отдыха и здоровья
При необходимости делегировать полномочия
Уметь отказывать и говорить «нет» задачам, не входящим в число избранных Вами приоритетов
Избегать незапланированных импульсивных действий
Выработать привычку своевременно разбирать бумаги, выбрасывая ненужные. И работать за чистым столом.
Контроль за результатами и самоконтроль
Составлять план на следующий день
Поощрять себя за выполнение большой и важной работы
Домой - с хорошим настроением.
Вы помните «Сказку о потерянном времени» Евгения Шварца? Третьеклассник Петя Зубов всё время «опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил…», а в один прекрасный день вдруг превратился в дряхлого старичка, потому что «человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».
Время — это невосполнимый ресурс. Оно уходит безвозвратно. Но при помощи личного тайм-менеджмента можно получить выигрыш во времени в 25-30%. Представьте, что вы получаете еще несколько дополнительных часов в сутки для выполнения всех дел и начните прямо сегодня!