Поурочный план по русскому языку на тему : «Способы подчинительной связи слов и словосочетании»


ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Класс -8
Дата________
Тема «Способы подчинительной связи слов и словосочетании»
Цель: закрепление понятий о типах словосочетаний и способах связи в словосочетаниях.
I.               Словарная работа.
Объяснить правописание слов в словосочетаниях. Определить (устно) строение и значение словосочетаний: социологический эксперимент,дискуссионная группа, сэкономить на пончик, пончик с печёнкой, теоретические исследования, небезынтересная пьеса, расчетливый ростовщик.
II.   Выработка умения правильно употреблять форму зависимогослова при управлении. Упр. 58.
III.                Творческое задание.
Построить словосочетания, используя слова-паронимы в качестве главных слов:
представить - предоставить (например, представить друга - предоставить свободу); оделить- отделить; осудить- обсудить; вдохнуть -вздохнуть; здравица - здравница; дипломат - дипломант; отклик -оклик; поиски- происки.
... в качестве зависимых слов:
искусный - искусственный; обидный - обидчивый; эффектный -эффективный.
IV. Тренировочные упражнения.
1.               Выборочный диктант.
Запишите словосочетания, которые помогают определить, о ком идет речь.
Каждый человек с самого детства знает маленьких вороватых птиц. Возле нас они кормятся, согреваются. Их песни - простое чириканье - мы часто вовсе не замечаем. Но стоит ей почему-то утихнуть, мы чувствуем, что привыкли к этим нехитрым звукам... И если мы расстаёмся с родными местами, воспоминание о доме непременно связано с этой серенькой птицей (В. Песков).
В результате получается следующее:
Каждый человек, знает птиц, маленьких птиц. Кормятся возле нас.Простое чириканье, часто не замечаем. Почему-то утихнуть, привыкли к звукам, нехитрым звукам. Расстаёмся с местами, родными местами, воспоминание о доме, непременно связано, связано с птицей, серенькой птицей.
2.               Игра «Четвертое - лишнее».
1)     Галстук из шелка; ковер из шерсти; друг из Москвы; кувшин из глины.
2)  Письмо из Болгарии; мальчик из города; лес из Сибири; варенье изклубники.
3.  Укажите главное и зависимое слова в словосочетании, назовитеспособ связи.
Образец:   просит   помочь  (примыкание),   помочь   в работе
(управление).
Большое желание, выразить желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, досрочно закончить, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели.
Подчеркните словосочетания, имеющие значение «предмет и его признак».
4.               Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.Образец: настоящая дружба (согл.) - дружить по-настоящему
(примыкание).
Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, улыбающийся ребенок.
Управление в примыкание: отзываться с восторгом, сделать с умыслом, посоветовать брату, встретить друга.
Управление в согласование: время после обеда, туман перед рассветом, разбить вазу, лучи солнца, лай собаки, ухаживать за садом.
Согласование в примыкание: серьёзный разговор, полная поддержка, радушная встреча, откровенное признание, турецкий кофе.
Примыкание в согласование: говорить тихо, запасаться на зиму,сегодня вечером, поёт громко, рычать по-звериному, по-настоящему весело, поступить по-честному.
5. Выборочный диктант. Из диктуемых сочетаний слов выписать только словосочетания. Отметить главное слово. (В сильном классе работа выполняется самостоятельно, в слабом - учащиеся проводят анализ и делают вывод под контролем учителя.)
Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, были заняты, открывая дверь, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, более важный, доволен результатами, заняты делом, альбом или тетрадь, книга интересна, ради жизни, двадцать пять, слово в слово, упорно учиться.
V. Задание на дом:
1) определить главное и зависимое слово в выписанных словосочетаниях и способ их связи; 2) восстановить текст по словосочетаниям и озаглавить его.
Учитель: Толеуова А.И.