РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

При планировании и проведении урока преподаватель ставит перед собой триединые цели обучения: образовательные, воспитательные и развивающие. Каждая составляющая имеет свое направление воздействия на учащихся, но они тесно переплетаются и, как правило, могут быть реализованы только в совокупности.
Развивающие цели важны для обучения, ведь развитие должно прослеживаться на каждом шаге учебной деятельности.
К основным развивающим целям относятся:
- развитие памяти, внимания;
-развитие мышления (умений обобщать, сравнивать, контролировать, анализировать, делать выводы);
- развитие познавательных способностей, творческих способностей, креативности личностных качеств;
- развитие самостоятельности;
- развитие логического мышления;
- развитие мыслительной деятельности;
- развитие индивидуальных особенностей учащихся.
При проведении уроков математики к развивающим целям можно добавить:
-развитие умений применять математические знания для решения практических задач;
- развитие вычислительных навыков;
- развитие, или точнее- привитие, интереса к предмету.

Развивающие цели для урока по предмету вытекают из цели урока, как единицы образовательного промежутка.
Современный развивающий урок предполагает использование разнообразных форм и методов, среди них: лекция, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником и другими источниками, постановка проблем и проведение экспериментов, опытов, лабораторные работы, экскурсии, семинары, практикумы, зачеты и так далее. Немаловажную роль играют методы обучения как диалог, дискуссии, дидактические игры, а так же методы обучения, направленные на развитие наблюдательности, абстрактного мышления, практических действий (умений и навыков).
В своем выступлении я остановлюсь на некоторых развивающих целях на уроках математики.
1. Развитие познавательного интереса. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя- быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Примером развития познавательного интереса может служить следующее:
- Ученики испытывают удивление, когда, составляя или решая задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и, что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Например, решая какой-либо пример на вычисления, можно подобрать так, что в ответе получается число, которое говорит о том или ином факте (например, численность населения страны, самый высокий водопад и т.д.)
Также проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.
Примером этого может служить тема 7 касса геометрии «Сумма углов треугольника», когда вначале изучения темы, дается задание классу: построить каждому ученику треугольник, измерить углы треугольника и найти сумму углов треугольника. Затем, соотнося полученные результаты учеников, делается совместно вывод и доказывается теорема о суме углов треугольника.
Или, например, в 6 классе при изучении темы «Сложение чисел с разными знаками», правило также не даю сразу, а учащиеся формулируют его сами, решая по группам несколько заданий следующего типа: «Проиграли 5 очков, а выиграли 8. Какой общий счет турнира?», «Температура была -10, потеплело на 5 градусов. Какой стала температура?»
В данных случаях происходит развитие не только познавательного интереса, но и развитие мышления (сравнение, анализ).
2. Развитие памяти. Память- способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяется образная, словесная, механическая и эмоциональная память.
Конечно же, дети быстрее и прочнее запоминают все яркое, интересное, все то, что вызывает эмоциональный отклик.
Например, каждый из вас помнит стихотворение про биссектрису угла, то есть можно некоторые определения давать в виде стихотворений, либо, чтобы запомнить первые шесть цифр числа «пи», я на уроке говорю такую фразу «Пи- это я знаю и помню прекрасно», где количество букв в слове соответствует цифре в записи числа.
Необходимо при развитии памяти использовать и такой вид памяти, как образную. Учащиеся действительно лучше удерживают в памяти конкретные символы, лица, предметы и события, чем определения, описания, объяснения.
Например, при изучении равных фигур (5 и 7 класс- геометрический материал) показываю наглядно определение с различными фигурами. «Равные фигуры- фигуры, которые совпадают при наложении», и, уже когда проводили теоретический опрос, то один из учащихся сделал подсказку классу: «А помните, нам показывали»
Также при доказательстве теорем пытаюсь показать наглядно, на модели, если это возможно, само доказательство.
Очень важное значение имеет развитие словесной памяти (вербальной). И не случайно необходимо на уроке при изучении нового материала минимум трижды проговорить важное: при объяснении, при закреплении, и, подводя итог.
Конечно же, запоминание происходит тем лучше, чем больше видов памяти мы задействуем одновременно.
3. Развитие внимания. Внимание- сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Внимание занимает особое положение, без него невозможна активизация всех остальных процессов, так как оно с одной стороны является сложным познавательным процессом, с другой- психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность.
И внимание, и память имеют прямое отношение к мышлению.
Задания на внимание:
- Какое число лишнее?
- Назовите все делители 20, одновременно упорядочив их в порядке убывания.
- Решение геометрических задач по готовым чертежам.
Одним из средств развития основных качеств внимания: концентрации, объема, переключения, распределения, устойчивости, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, является дидактическая игра- современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве.
Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребенка. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и учащиеся учатся правильно его распределять. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности и любознательности.
4. Развитие вычислительных способностей, в частности- устного счета. Устные вычисления содействуют развитию мышления учащихся, их сообразительности, внимания, памяти, находчивости. Устный счет способствует математическому развитию детей.
Устный счет на уроках может проводиться в разных формах:
- беглый слуховой счет;
- зрительный счет;
- комбинированная форма счета.
Во время занятий устным счетом задания ученикам чаще всего предлагаются в устной форме. Эта форма организации занятий является наиболее ценной, так как она развивает внимание и память учащихся, а также подготавливает их к жизни, где часто приходится выполнять устно действия над числами, воспринимая их на слух (например, при совершении покупок в магазине). В устных вычислениях развиваются память, быстрота реакции, сосредоточенность.
5. Развитие мышления. Как показано многими исследователями, мышление структурно и зависит от цели. Нет цели- нет мышления.
Гармоничное развитие личности предполагает активизацию всех видов мышления, их совершенствование.
Одним из важнейших принципов развития творческой личности является оптимальное развитие разных видов мыслительной деятельности (и наглядно-образного, и наглядно-действенного, и практического мышления)
Люди, мыслящие, активно воспринимают информацию, работают с ней, умеют ставить цели, строить прогнозы, умеют решать проблемы, могут применить свои знания и навыки в жизни, контролируют себя, свою импульсивность, умеют слушать собеседника, терпимо относятся к точкам зрения, отличных от их собственных взглядов, размышляют о своих чувствах, взглядах, оценивают их.
Таким образом, мышление играет огромную роль в познании. Оно расширяет границы познания, помогает выйти за пределы непосредственного опыта, ощущений и восприятия.
Интеллект человека, в первую очередь, определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому так необходимо научить детей анализировать, обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического.
Формы и приемы могут быть различны:
- задачи на смекалку;
- задачи-шутки;
- числовые фигуры;
- задачи с геометрическим содержанием;
- логические упражнения со словами;
- математические игры и фокусы;
- кроссворды, ребусы;
- комбинаторные задачи
И так далее.

«Величие человека заключается в его силе мысли»
Блез Паскаль.
15