Отчёт по теме самообразования Развитие мелкой моторики при подготовке руки к письму


МБДОУ «Ярский детский сад №4 «Калинка»
Отчёт по самообразованию.
Тема: «Развитие мелкой моторики при подготовке руки к письму».

Воспитатель: Поздеева Е.М.
(1 квалификационная категория)
п. Яр, 2016год
В настоящее время рядом исследователей М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова-Фомина и других доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. В специальной литературе Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева, М.В. Ипполитова, О.С.Бот имеется описание приёмов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому.
Актуальность темы:
Среди многих показателей готовности ребенка к обучению в школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Это происходит и тогда, когда маленький ребенок берет рукой игрушку, при различных играх с пальчиками малыша, массаже кончиков пальцев, лепке из пластилина, теста и многих других упражнений, которые помогут будущем ученику красиво писать, не чувствуя усталости и негативных эмоций.
Важно сразу научить ребенка правильно держать предмет, которым он пишет или рисует. А это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неправильный навык пользования письменными принадлежностями во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Но правила пользования ручкой (карандашом) разрабатывались недаром: в них обязательно правильная посадка ребенка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики, должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. В дидактической игре наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Исходя из этого, в начале учебного года я составила перспективный план.
Включила следующие задачи:
1.Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2.Содействовать нормализации речевой функции.
3.Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
4. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через дидактическую игру.
Реализацию данных задач начала с изучения методической литературы и подбора материала: игры, упражнения:
1. Бондаренко Н.К. «Дидактические игры в детском саду».
2. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактической игре дошкольников».
3. А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». Пособие для родителей и педагогов.
4. Аванесова В.Н. «Дидактические игры как форма организации обучения в детском саду»
Работу проводила поэтапно.
1.Проводила активную работу по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы.
Для выполнения поставленных задач использовала различные методы и приёмы. Основные пути развития и совершенствования тонкой моторики я использовала в работе с детьми:
1) Ежедневная пальчиковая гимнастика:
а) упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, в стороны, вверх);
б) специальные упражнения на столе (выполняются сидя).
2) Теневой, пальчиковый театр.
3) Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом». (Упражнения выполняются только карандашом.)
4) Работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных предметов (мячик, дом, солнышко, ёлка….) по контуру и без него.
5) Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
6) Работа с пластилином (лепка).
7) Печатание букв в тетради.
8) Конструирование и работа с мозаикой.
9) Выкладывание фигур из спичек (палочек).
10) Освоение ремёсел (шитьё, вышивание, плетение из бумаги, работа с бисером).
11) Массаж и самомассаж пальцев рук.
2. Активно взаимодействовала работу с родителями. Для родителей была изготовлены и выставлены папки-передвижки, консультации, рекомендации: «Дидактические игры для развития мелкой моторики», «Артикуляционные упражнения», «Пальчиковая гимнастика», «Как развить мелкую моторику ребёнка?». Были проведены индивидуальные беседы с родителями детей с плохо развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома», были предложены несложные игры, например с песком «Найди что спрятано», нанизывание бус, работа с мозаикой, массаж кистей рук с помощью различных предметов (шишки, карандаш).
В течение года мною были изготовлены различные дидактические игры:
1.Дидактическая игра «Волшебный коврик» с помощью липучек.
2.Игры с бельевыми прищепками.
3.Составлена и напечатана дидактическая игра « Ты откуда?».
4. Изготовлены картотеки схем и приобретены счетные палочки для составления картинок из счетных палочек.
5.Подобраны разрезные картинки для составления целого из частей.
Провела работу с воспитателями: выступила на педагогическом совете ДОУ с презентацией «Пальчиковые игры как средство общения».
Вывод.
Итак, проведение мной основных путей развития и совершенствования тонкой моторики позволило:
-Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
-Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью.
-Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.
Планирую продолжать работу на следующий год по изготовлению и изучению новых игр и игровых упражнений по данной теме; изучать новинки методической литературы; продолжить работу с родителями, индивидуальную работу.
Рекомендации для родителей
«Как развить мелкую моторику руки ребенка?»
Вот несколько рекомендаций тем, кто желает помочь будущим школьникам умело владеть шариковой ручкой или обычным карандашом.
1. Необходимо давать ребенку задания, которые направлены на выполнение аппликаций из мелких деталей.
Выполняя аппликации, педагог или родители должны четко определить те этапы, на которые следует обратить внимание детей. Обязательно нужно иметь для работы шаблоны, которые помогут малышу.
2. Запасайтесь пластилином, лепите вместе с малышом различные предметы и фигуры.
3. Желательно иметь дома линейку Монтессори (тренажер по письму). Она поможет ребенку делать правильный наклон ручки во время письма. Эта линейка состоит из двух сторон: на одной находится печатный алфавит, на второй - написаная азбука. К тому же, с обеих сторон есть большие и маленькие буквы.
4. Когда ребенок обводит ту или иную букву, кончик ручки дрожит в канавке, помогающей запомнить движение, специфическое для написания буквы.
5. Родителям необходимо приобрести раскраски с рисунками, изображенными пунктиром. Малыш сначала обводит его, а потом еще и раскрашивает. В некоторых книгах помещены маленькие стишки из четырех строчек, которые еще раз напоминают ребенку о том, что он только что нарисовал.
6. Завести тетрадь в клеточку и рисовать там карандашом узоры по клеточкам. Это сразу поможет ребенку упражняться в рисовании и ориентироваться в ячейках. Рисунки выбираем простые, постепенно усложняя их.