Информация о проделанной работе в Шахтерском учебно-воспитательном комплексе №1 в 2015 году


Информация
о проделанной работе в Шахтерском учебно-воспитательном комплексе №1
в 2015 году
Организация профориентационной работы в школе является важным направлением в структуре учебно-воспитательной работы и направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах профессионального самоопределения учащихся.
При организации профориентационной работы в школе соблюдаются следующие принципы:
Систематичность и преемственность - профориентационная работа ведётся с обучающимися с 1 по 11 класс, особое внимание уделяется выпускникам 11 класса.
Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями.
Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных молодежных организаций.
Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).
В Шахтерском УВК №1 отрабатывается система профориентационной работы, задачами которой являются: выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда; научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности) и реализующаяся согласно утвержденного плана на 2015 учебный год.
Созданная в УВК №1 система работы с обучающимися и родителями предусматривает начало профессионального самоопределения уже в 1 классе, что позволяет осуществлять комплексный подход к созданию развивающей среды для обучающихся. Профориентационная работа основана на постоянном взаимодействии администрации, классного руководителя, социального педагога с учащимися и их родителями.
Профориентационная работа в школе включает четыре этапа:
1 этап – начальная школа. На данном этапе обучающиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, утренники, устные журналы, встречи с интересными людьми.Формы работы с обучающимися начальных классов используются самые разные: утренники, экскурсии, конкурсы рисунков, ролевые игры. С обучающимися 3-4 классов проводятся первые психологические игры.Уже в начальной школе ребятам предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории. Обучающиеся выбирают кружковые занятия, могут развивать свои творческие способности через обучение в кружках декоративно-прикладного творчества.
На 2 этапе – 5-7 классы. Профориентационная работа находит свое продолжение через профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия. Данные формы работы позволяют обучающимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире. Обучающиеся 5-7 классов изучают многообразие рабочих профессий, делают первые шаги в проектной деятельности. В ходе данной работы собран материал о профессиях родителей.
На 3 этапе – 8-9 классы. Работа предусматривает целенаправленную профориентационную работу среди обучающихся, направленную на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем и профессии. Обучающиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности: сотрудник внутренних дел, спасатель, работник МЧС, здравоохранения, образования.
4 этап – 10-11классы. В системе профориентационной работы является самым ответственным и направлен на содействие старшеклассникам в их профессиональном самоопределении. В этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей. Используются различные формы работы с обучающимися старшей ступени: беседы, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда.Обучающиеся 11 классов делают первые шаги в профессию через «Дни самоуправления», которые проводятся в школе. Выпускники на практике знакомятся с профессией учителя-предметника, социального педагога, педагога-организатора, делают первые шаги в управленческой деятельности.

План проведения профориентационных мероприятий на 2015 год включал следующее:
Месяц Тема Класс
Сентябрь Классный час: «Путешествие в страну профессий». 9 класс
Октябрь Деловая игра «Открытие фирмы». 11 класс
Ноябрь Родительское собрание: «Девятиклассники»
Классный час: «Найди себя». 9 класс
Декабрь Игра «Перспектива успеха». 11 класс
Февраль Классный час «Как выбрать свою профессию?» 11 класс
Март Игра «Я и мир профессий». 9 класс
Апрель Родительское собрание: «Поможем детям выбрать профессию». 11 класс
День открытых дверей 9,11 класс
Май Ознакомление с профессией «пожарный». 9,10 класс
Информация о данных мероприятиях была доведена до сведения педагогов и обсуждена на совещаниях при директоре, а также на МО классных руководителей.
С самого начала учебного года в школе была проведена организационная работа по профориентационной работе: обновлялась информация по средним профессиональным учебным заведениям, позволившая ознакомиться ученикам школы с условиями, сроками обучения, с особенностями отдельных профессий.
Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих обучающихся, так и их родителей (законных представителей). На родительских собраниях и классных часах в 11 классе, во время индивидуальных консультаций классный руководитель поднимал вопросы о важности правильного выбора дальнейшего образования детей с учетом требований современного рынка труда.