Календарно – тематическое планирование занятий по подготовке руки к письму.



Календарно – тематическое планирование занятий
по подготовке руки к письму.
для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка.
Занятия по обучению письму, действительно, самые трудные. Даже 7-8-летних детей обучать письму нелегко, а 6-летних и подавно.
Несложно понять, что многое зависит от начального этапа обучения письму. Если какие-то элементы навыка сформируются неверно, то умение писать в целом будет неправильным. А привычки и навыки в раннем возрасте закрепляются очень быстро, при этом очень прочно. Уже на самых первых этапах обучения письму у ребят проявляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент, когда быстро растет нелюбовь к этому занятию. Создается гигантский барьер в обучении: во-первых - «не хочу», во-вторых - «не могу».
Поэтому наша задача - понять те трудности, которые испытывают дети, причины их возникновения; постараться облегчить их первые шаги в школьной жизни; помочь добиться успеха.
Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На наших занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму. Он заключается в следующем:
укрепление руки, улучшение координации движений;
усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
совершенствование способности к зрительному восприятию форм;
умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;
поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;
снижение психологической нагрузки ребенка.
Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка
- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять паралоновые шарики, губку.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Нанизывать бусинки, пуговки на нитки. Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
- Заводить будильник, игрушки ключиком.
- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.
- Резать ножницами.
- Делать пальчиковую гимнастику.
- Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).
Занятия условно можно разделить на два этапа: работа в альбомах (рисование штриха), работа в тетрадях (рисование узоров, письмо элементов букв, буквосочетаний, слов). Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса детей к работе. Вся эта работа сопровождается забавными стихами, чтобы заинтересовать детей и оживить однообразную работу, которую некоторые из них не любят выполнять. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются, и ребенок уже непроизвольно, зарисовывая что-то в тетради, начинает произносить строчки из них. Рисование по клеткам учит ребенка ориентироваться на листе бумаги, что важно будет в школе для размещения текста на странице. Кроме того, ребенок приобретает умение соотносить образец и свой рисунок, учится сравнивать, находить и исправлять ошибки. Графически одаренные дети с удовольствием срисуют разные орнаменты по клеточкам. Это может послужить толчком для их собственного творчества.
Занятия рассчитаны на дошкольников, которым предстоит в ближайшем будущем перешагнуть порог школы.
Формат занятий: 2 раза в неделю
Ожидаемые результаты занятий:
Дети должны научиться:
1. Усвоить правила гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке.
2.Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим предметам.
3. Уметь ориентироваться на листе бумаги.
4. Освоить элементарные навыки письма.
5. Устойчивый интерес к учёбе и привычка к регулярным занятиям.
6. Ребёнок станет более самостоятельным и организованным.
В дальнейшем - успешная учёба в школе и отсутствие многих школьных проблем.
Подготовка руки к письму осуществляется в три этапа:
I этап - подготовительный
II этап – геометрические фигуры
III этап – завершающий
Цель I этапа:
Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.); формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии сверху - вниз и слева - направо по разлиновке, размещать внутри клеточки круг, соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
Цель II этапа:
Учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов, закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы); закреплять эти понятия в речи детей; учить штриховать и раскрашивать рисунки с помощью цветных карандашей.
Цель III этапа:
Дети к III этапу более уверенно держат карандаш, хорошо ориентируются на листе бумаги, им не составит большого труда, используя в качестве опоры клеточки, зарисовать в них какое-нибудь насекомое или животное. Из отдельных рисунков они могут составить большую сюжетную картинку. Рисунки можно закрашивать цветными карандашами или заштриховывать, используя различные виды штриховок.

Календарно – тематическое планирование
занятий.
№ п/п
Тема
Примечания
I этап - подготовительный
1-2
«КАПЕЛЬКИ»
Капельки упали на листок тетради.
Точечками стали на бумажной глади.
Уголки у клеточек заняли неспешно,-
Острый карандашик им помог, конечно.
Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.)
3-4
«ДОРОЖКА»
Слева направо протянем дорожку:
От детского сада – к родному порожку.
Не будет дорожка петлять, загибаться, -
Мы не хотим на ней потеряться!
Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо по разлиновке.
5-6
«БУСЫ»
Мы по линеечке ниточку протянем.
В уголки клеточек точки поставим.
Вот получились на каждой из строчек
Бусы для мамы, бусы для дочек.
Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо по разлиновке.
7-8
«СТОЛБИКИ»
Столбики бывают разной высоты.
Все они похожи на палки иль шесты.
Карандаш уверенно ведём от точки,-
Получились ровные палочки - шесточкиФормирование умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке.
9-10
«ЗАБОР ПОВАЛИЛСЯ!»
Ветер подул, и забор повалился!
Но не упал, лишь слегка наклонился.
Формирование умения соединять углы клеточек по диагонали.
11-14
«КОЛЕЧКИ»
Колечки, колечки нашли возле речки.
Обронили колечки белые овечки:
Шли мимо осинки, зацепились шерстинки,
Повисли на ветке, соберём их, детки!
Формирование умения размещать внутри клеточки круг.
15-16
«ЗУБЦЫ»
Стена крепостная в тетрадке растет.
По ней карандаш наш неспешно идет.
Зубцы появляются сразу меж строчек,
Бойцы за них спрячутся без проволочек.
Учить соединять углы клеточек по диагонали.
17-18
«ВОЛНЫ»
Гонит ветер волны, волны. Хватит ветер.
Полно! Полно! Успокойся, стань потише!
Волны сразу станут ниже!
Учить вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
19-20
«КИРПИЧИ»
Запасаем кирпичи, -
Плохо дома без печи!
Наберем их, сколько нужно, -
И за печь возьмёмся дружно!
Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вмести
(прямоугольники)
21-22
«ПИРОЖКИ»
«Вот так славный пирожок!
Ты не ешь меня дружок!
Не в печи я подымался, -
из тетради показался».
Полукруг рисуют детки
на своих листочках в клетки.
Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией.
27
«ЗОНТИК»
Зонтик раскрываю, - слышится щелчок.
Половина круга, ручка – как крючок.
На грибок похож он, что растет в лесу.
От дождя защиту я в руке несу.
Закрепление материала пройденного на 21-26 занятии.
II этап – геометрические фигуры
Тема «Сад и огород»
28-29
«ВИШНИ»
Вишни зреют между строк:
Раз кружок и два кружок.
Между ними – галочка, -
Разломилась палочка.
Учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов.
30-31
«СЛИВЫ»
Сливы могут появиться и в тетрадях:
Посмотри! Им поможем разместиться
В парных клеточках, внутри
Раз овал и два овал, -
Это каждый рисовал!
А теперь приладим крепко,
Лишь бы выдержала ветка!
Продолжать учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов.
32-33
«ГРУША»
Два привычных полукруга
Поместили друг на друга:
Сверху – малый, вниз – большой.
Что забыли мы? Постой!
Хвостик, - словно на беретке!
Вот теперь я груша, детки!
Закрепление материала пройденного на 28-31 занятиях.
ОГОРОД
Осень дарит урожай,
Не ленись и собирай:
Помидоры, щавелек,
Лук, морковку и чеснок,
Репу, свеклу, кабачок
И горошика стручок.
34-35
«ОГУРЦЫ»
Огурцы растут на грядках,
А ещё - у нас в тетрадках.
Между строчек мы овалы
В клеточках нарисовали,
Положили на бочек,
В место хвостика - крючок!
Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы)
35-36
«МОРКОВЬ»
Из земли торчит пенек,
На затылке - хохолок.
Это – сладкая морковка,
Вниз растет ее головка,
Рассекая, словно клином,
Острым носом землю, глину.
Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы и треугольники)
37-38
«СВЕКЛА»
Вот сударушка свекла
Прилегла на грядке:
Нос уткнулся в мягкий грунт,
Над землею – пятки.
Побурела от жары,
Корочкой покрылась,
Распушила сверху хвост:
«Ох, как притомилась!»
Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (треугольники и овалы)
39 -40
«ПОМИДОР»
Что за красный там сеньор?
Он зовется - помидор.
У него лоснится бок,
Глаз не видно из – за щек,
На затылке – хохолок:
К завиточку завиток.
Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги и овалы)
41-42
«БАКЛАЖАН»
Баклажан весь посинел:
Бок на солнце перегрел.
Голову убрал в тенек:
«Ох! И жаркий был денек!»
Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги и овалы)
43-44
«РЕПА»
Репа - как головка сыра – Золотиста и красива!
А в земле не поместилась,
Боком к грядке привалилась,
Вниз спустила длинный хвост:
Он в земле продолжил рост.
Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (дуги и овалы)
45-46
«ЛУК»
Снизу – кругло, вверх – остро,
А ещё – торчит перо:
словно маленький фонтан.
Он – мальчишка - хулиган.
Про него и сказка есть, нам без слез его не съесть.
Нарисуем снизу челку,
Что похожа на метелку.
Вот какой он лук – лучок,
Желтый кругленький бочок.
Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (дуги и овалы)
47-48
«ТЫКВА»
Тыква вроде бы из долек.
Только вот вопрос: из скольких?
Очень длинные овалы
для нее нарисовали.
Их приладили друг к другу,
Разместили все по кругу.
Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги)
49-50
«ЧЕСНОК»
Все зубки у чеснока
Разом сплющили бока,
Собрались тесней в кружок:
«Нарисуй меня, дружок!»
Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круг и дуга)
51-52
«Щавель»
Стрелы цель не поразят,
Их для щей сорвем мы с гряд.
Часть возьмем себе в тетрадку,
Там расставим по порядку.
Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (треугольники)
53-54
«ГОРОХ»
Редьке хвастался горох:
«Как защитник я неплох!
Не смотри, что хрупок с виду!
Я не дам себя в обиду!
Ведь стручки мои как меч,
Могут голову отсечь!»
Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги и овалы)
III этап – завершающий
54-60
Рисуем по клеточкам
насекомых: гусеница, бабочка, божья коровка, жуки, стрекозы;
животных: заяц, кошка, медведь, цыпленок, утенок, собака, черепаха.
природу: цветы, грибы, деревья;
окружающий мир: дома, пароходы, и разные предметы обихода.
Закрепляем умения, используя в качестве опоры клеточки. Зарисовать в них насекомых, животных, природу и предметы с окружающего мира. Из отдельных рисунков учим составлять не большую сюжетную картинку.
60-70
Графические диктанты
Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.
Список использованной литературы.
1. Завьялова Н.А. Интегрированный курс подготовки дошкольников.- Волгоград ,2009.
2. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л. Готовим руку к письму. – М.,2001.
3. Бабаева Т.И. У школьного порога. М.: Просвещение,1993.
4. Арутюнян М.Ю. Учителя и ученики: два мира? – М.: Просвещение,1992.
5. Безруких М.М., Ефимова С.М. Знаете ли вы своего ученика. – М.: Просвещение,1990г.
6. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М.: Знание,1989.
7. Журнал «Д/В» №2 2000.
8. Швачич Л.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй на этапе предшкольной подготовки детей. - Ст. Ленинградская, 2009.
9.Андриеш В.А., Зайцева И.А. Подготовка детей к школе. –