АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ


АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Куликова Н. М.
МКОУ «Камышовская ООШ», Астрахань, Россия
Идея свободного воспитания занимает особое место в истории педагогической мысли. На протяжении веков теоретики и практики воспитания искали возможности воплощения не авторитарного, ненасильственного воздействия на подрастающее поколение. Перспективы выживания планеты и человеческой цивилизации становятся педагогической областью, ученые связывают их с изменением способа жизни человека, стиля его общения с другими людьми, характера труда, т.е., с изменением типа личности.
На этом фоне актуализируется обращение к моделям образования и воспитания, приоритет в которых отдаётся самоопределению ребёнка, а в основу положены любовь к нему, уважение его интересов, потребностей, желаний. К таким моделям можно отнести педагогику Р. Штейнера, М. Монтессори, Д. Дьюи и других. Если говорить о российском опыте, то следует назвать имена Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля и других.
В современной педагогике существует мнение, что с XVIII века феномен свободного воспитания ведёт свой самостоятельный отсчёт. Исследователи этого явления Г.Б. Корнетов, В.Б. Миронов, К.В. Шварцман и другие выделяют 3 ведущие идеи, не до конца освоенные практикой, общими принципами которых является ненасилие, свободныйвыбор, самоопределение:свободное развитие, категорический нравственный
императив Канта и приспособление системы воспитания к человеку. При этом, ученые рассматривают свободное воспитание, как пример реализации свободного развития, а разработку третьей - связывают с теориями Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого. Свободное воспитание является разновидностью универсального гуманизма, нашедшего в России, по утверждению Н.Б. Ромаевой, воплощение в теории и практике Л.Н. Толстого.
Непосредственно феномен свободного воспитания в Вальдорфской педагогике рассматривали в своих исследованиях В.В. Буткевич, Е.И. Иванов, Н.В. Кеберле и другие.
Сущность исторической динамики идеи свободного воспитания в педагогике XVIII-XX в.в. заключается в следующем: художественная модель Ж.Ж.Руссо - эмпирико-теоретическая модель Л.Н.Толстого – концептуально теоретическое учение К.Н. Вентцеля - практическое воплощение в школах Р.Штайнера, М.Монтессори, Э.Кузине и др.
Начало XX в. является периодом появления, становления и практической апробации свободного воспитания в мире. Ход развития идеи свободного воспитания заключается как в изменении содержания, так и формы ее выражения. Ведущая тенденция связана с тем, что развитие теории опережает практику свободного воспитания. Эта тенденция просматривается и в перспективе развития свободного воспитания в н. XXI в., что объясняется наличием противоречия:
с одной стороны, насущной потребностью реализации идей свободного воспитания на практике, с другой - отсутствием действенной технологии. Расширение понятия образования - это вклад, который может внести вальдорфская педагогика в развитие отечественной школьной системы.
Рудольф Штайнер (1861 - 1925) без сомнения является одним из интереснейших духовных явлений: он - редактор и издатель естественнонаучных трудов Гете; автор значительных трудов в области философии и теории науки; им создано новое искусство движения - эвритмия; основанный им метод ведения сельского хозяйства является пионером экологического сельского хозяйства, а идеи в области социальной жизни положены в основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и банков; и, наконец, нельзя не упомянуть о вдохновленной им лечебной педагогике и медицине. Однако наибольшую известность его имя получило в связи с широким распространением педагогических учреждений - прежде всего детских садов и школ. Учение и обучение являются, пожалуй, основным мотивом всей его жизни.
Теория и практика свободного воспитания, связанная, по мнению И.И. Колесниковой, с именами Сократа, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, Д. Дьюи, В.С. Библера, формировалась по мере реализации стремления человечества проникнуть в глубины субъективного мира. В ее рамках основной педагогической ценностью становится конкретный человек с его уникальным внутренним пространством и индивидуально-специфическим процессом познания, что определяет приоритетную значимость субъективированного, персонифицированного, индивидуально окрашенногознания, всегда
имеющего автора. Педагогический процесс гуманитарного типа диалогичен, богат импровизацией, свободен от однозначной нормативной истины.
Педагогическое явление свободного воспитания в России имеет свою историю. Русская гуманистическая традиция складывалась задолго до XIX века, периода, когда в стране наблюдался пик общественно - педагогического движения. Огромное влияние на становление гуманизма в воспитании оказала народная педагогика, народные традиции воспитания.
Основоположник Вальдорфской педагогики Рудольф Штайнер, формулируя основные положения антропософии исходил из того, что в нашу эпоху человечеству необходимо обрести новое отношение к духовному миру, который для него являлся реальностью, принципиально доступной для человеческого познания и исследования.
Антропософия (от греч. anthropos - человек и sophia - мудрость) - мистическое учение о человеке, включающее методику самоусовершенствования и развития способностей человека к духовному господству над природой (система психофизических упражнений, особая педагогика). Штайнеровская биография - это педагогическая биография. Необходимо отметить, что Р. Штайнер не основывал никакой религии (как это часто ошибочно утверждают) и считал всякое основание новой религии невозможным. Об антропософии он писал, что это «познание, рождаемое в человеке его высшим «Я» Штайнер всю свою жизнь занимался преподаванием, это было его образом жизни.
Целый ряд авторов объявили именно современную им школу виновной в общем культурном и социальном упадке общества. "Профессор - национальная болезнь Германии" (Юлиус Лангбен). Ницше подверг резкой критике перенасыщенность преподавания историей, результатом чего явилось "переполненность голов школьников бесчисленными мертвыми понятиями из прошлого". Из такой школы выходят "слабые личности", "бродячие энциклопедии","образованные филистеры". Они хотя и
напичканы "образованием", но абсолютно чужды реальному ощущению и опыту жизни. - Наряду с односторонним интеллектуализмом резкой критике подвергалась также и ранняя специализация, которая, хотя и развивает в человеке умения и навыки в какой-либо частной области, но осуществляет это за счет общего развития человека. "В чем задача современной школьной системы, - писал один из педагогов-реформаторов - особенно старшего звена? Сделать из человека машину..."
Р. Штайнер был довольно тесно связан с русской культурой начала века, философ и ученый возлагал большие надежды на Россию. Напичканного знаниями, но пассивного и непрактичного "профессора", должен был сменить активный, способный на создание нового, творческий тип личности, с сильной волей и развитой жизнью чувств.
При всей специфичности и уникальности разработанной Штайнером педагогической системы, можно говорить об ее открытости и созвучности основным педагогическим идеям века. Так, вальдорфскую школу называют «свободной школой». А первое слово о «свободном воспитании» принадлежало Л. Толстому. По словам писателя-педагога, свободное воспитание не то, где свобода от учения, а где великолепно учат, и потому ученики чувствуют себя свободными. Главная задача — возбуждение интереса к учению. И всякая учеба должна быть ответом на вопрос, возбужденный жизнью. Основным методом обучения является опыт живого общения двух людей — учителя и ученика. Обучение и воспитание соединяется в предмете.
Важной особенностью преподавания предметов в вальдорфской школе является преподавание эпохами. Можно сказать, что в основе этого метода идея погружения, старая как мир. Вальдорфский подход к ребенку — бережный и психологический выверенный — основан на идее педагогической поддержки ребенка. Эти идеи нашли свое воплощение в 90-е гг. ХХ в. В основе педагогики поддержки постоянное отслеживание классным воспитателем и учителями эмоционального состояния ребенка.
В вальдорфской школе отсутствует вечный детский страх перед оценкой. Оценок до перехода в старшие классы детям не ставят. Вопрос об оценивании знаний возникает у любого думающего учителя. Многие педагоги-новаторы либо видоизменяли традиционный подход, либо вовсе отказывались, подобно Штайнеру, от формальной оценки. Так одной из главных идей школы Амонашвили: «Педагогика должна быть экологически чистой, т. е. не силовой». Один из принципов Ш. А. Амонашвили — отсутствие оценочных баллов.
Важной отличительной чертой педагогических воззрений Р. Штайнера является его философский антропологический подход к обучению ребенка. «Основная задача антропологии состоит в том, чтобы выявить то специфическое, что... определяет человека как человека (в отличие от бытия других живых существ).
Ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка определяет субъектно-субъектный характер складывающихся между ними
взаимоотношений и предъявляет особые требования к их коммуникативной культуре. Понятие «периодичность» очень близко вальдорфскому понятию «ритмичность». Явления ритмичность-периодичность, повторение и вслед за ними «укоренение» привычек относятся у Штайнера к «жизненному», или «временному», телу человека.
Эта последовательность соблюдает принцип, применяемый и в вальдорфской школе: от двигательного, чувственного процесса к пониманию и абстрагированию: речь (слух) — письмо — чтение. Одной из центральных проблем Вальдорфской педагогики становится необходимость решения задачи, связанной с вовлечением ребенка в процесс самостоятельного поиска истины. Это включает в себя оформление класса, темы рассказывания, общешкольные и классные праздники разного характера, на улице или в помещении, с подготовкой театральных представлений.
Обучение построено на феноменологическом подходе, главный принцип которого «Не информация, а стремление к истине». Важный принцип обучения — «не вширь, а вглубь», когда концентрируются на узловых примерах и понятиях.
Реализовать идеи свободного воспитания в практике Вальдорфской педагогики можно лишь в том случае, утверждает Р. Штайнер, если все компоненты учебно-воспитательного процесса будут переосмыслены сквозь призму присущих ей принципов. Эти принципы требуют устроить окружающий мир и педагогический процесс таким образом, чтобы в них:
ребенок познавал и усваивал истинно человеческое;
познавал себя как человека;
проявлял свою истинную индивидуальность;
находил общественный простор для развития своей природы;
его интересы совпадали с общечеловеческими интересами;
были нейтрализованы источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные действия и поступки.
Наибольшее распространение Вальдофская педагогика получила на родине Рудольфа Штайнера - в Германии. Педагог Хартмут Хентиг издал в 1993 году книгу под названием «Школа нового мышления». Одним из наиболее широко распространенных предрассудков в отношении вальдорфской школы является представление, что эта школа не дает реальных знаний, обеспечивающих ученику возможность дальнейшего поступления в высшую школу или университет.
Вальдорфская школа формирует у детей мотивацию учиться. Дети учатся с удовольствием. Для выпускников вальдорфских школ Швеции вообще не требуется никаких дополнительных государственных экзаменов. В Швеции репутация вальдорфских школ очень высока и для выпускника школы достаточного диплома, выданного самой школой для поступления в университет.
К началу XXI в. вальдорфская педагогика превратилась в мировое педагогическое движение. Насчитывается 400 вальдорфских школ в 14 странах Европы. В настоящее время в Германии существует 165 вальдорфских школ с общим числом учащихся свыше 68.500. Вальдорфские школы, детские сады и педагогические инициативы существуют во многих городах России.
Она вышла далеко за рамки собственно педагогических учреждений, сделавшись особой педагогической культурой. Это выражается, и, в особой архитектуре школ, стиле отделки и оформления помещений детских садов и школьных классов, разработке специфической культуры празднования праздников годичного круга с детьми. При школах и детских садах существуют родительские клубы, есть фирмы, выпускающие вальдорфскую игрушку, особые восковые мелки, восковой пластилин, краски, музыкальные инструменты.
Ряд издательств выпускает детские книги с иллюстрациями особого стиля - противовес антипедагогическим комиксам. Из вальдорфского движения вышло несколько знаменитых в Германии сказочников и толкователей сказок. Получили распространение сказочные клубы, детские кукольные театры, детский цирк и другие формы творческой деятельности, вальдорфские летние лагеря с работой на ферме или в лесу и т.д.
Размах вальдорфского движения огромен. Только в 14 странах Европы насчитывается 400 вальдорфских школ. Хотя идея стандартов и связанная с ними возможность некоторой школьной автономии и является прогрессивной по сравнению с традиционным подходом, который был принят у нас раньше, но он нуждается в дальнейшем совершенствовании и конкретизацией в соответствии с принципами гуманизации. Поэтому школы в этих условиях должны искать компромисс, в зависимости от установки конкретных учителей или администрации какой-либо школы.
В 2006 году несколько учеников девятого класса этой школы для пробы сил сдавали экзамены в престижные московские школы и поступили все. В Петербурге четыре школы работают, как государственные. Одна школа - негосударственная.
Гуманная школа, основанная на принципах свободного воспитания, о которой пишет Ш. Амонашвили, еще не является доминирующей в отечественной педагогике и на каких принципах ее строить, тоже остается довольно неясным. Вальдорфская школа представляет собой вариант такой гуманной школы и уже только поэтому у нее многому можно и нужно учиться.
Эта зарубежная педагогическая система хорошо привилась на русской почве не случайно. Вальдорфская педагогика и русская передовая педагогическая мысль всегда имели много общего. Так, совпадения идей К.Д.Ушинского и Р.Штайнера тем интересны, что воспитание памяти является одной из самых трудных педагогических задач в практике и одним из самых спорных вопросов в истории педагогики. Идеи, которые развивал основатель первой вальдорфской школы в Штутгарте Рудольф Штайнер, созвучны многим русским передовым педагогическим системам XIX-XX вв. и последующего времени (Л. Толстой, В. Сухомлинский, С. И. Иванов, Ш.А. Амонашвили и др.).Что касается принципов вальдорфской педагогики, то
в них, по мнению Ассоциации вальдорфских школ Великобритании и Ирландии (Steiner Schools Fellowship), никакой явной связи с антропософией не прослеживается. При всей специфичности и уникальности разработанной Рудольфом Штайнером педагогической системы, можно говорить об ее открытости и созвучности основным педагогическим идеям XX века.
Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
Вульфсон Б. Л. Западноевропейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели //Педагогика. 2002. № 2. С.31-39.
Котова И.Б., Шиянов Е.Н. История авторитарной и гуманистической концепции в педагогике // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М., 2004.
Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: Традиции и перспективы. М., 1993.
Штайнер Р. Искусство воспитания. Методика и дидактика. М., 1996.
Штайнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания, М., 1994.
Штайнер Р. Искусство воспитания. Семинарские обсуждения и лекции по учебному плану. — М., 1995
Штайнер Р. Воспитание ребенка. М., 1993
http://www.steiner.no/wordlist - Список вальдорфских школ в разных странах мира.