Программно — методическая разработка попланированию Дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНЕИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ







Программно-методическая разработка.

Планирование дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром для всех возрастных групп.



















Составила воспитатель
ГБОУ Школа № 1373 с углубленным изучением
иностранных языков ОДО – 2
Игнатова Галина Константиновна







Москва 2016
Актуальность
Ознакомление с окружающим миром - это знакомство детей дошкольного возраста, является серьезным направлением педагогики, Оно широко представлено в программах. Большое внимание отводится ознакомлению детей с природой, так как в этом возрасте закладываются основы всесторонне развитой личности. Это способствует воспитанию у детей целенаправленности, целеустремленности. Большие возможности в воспитании, в развитии, в образовании заложены в дидактических играх,
Дидактические игры – это игры с готовым содержанием и правилами. Играя в дидактические игры, дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о природе. Дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных процессов дошкольников. Способствуют развитию памяти и внимания. Дидактические игры развивают у детей способность играть вместе, договариваться, распределять роли.
Дидактическая игра способствует социально – нравственному развитию детей. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т. д.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы.
Специфика дидактических игр , предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе. В процессе работы по ознакомлению детей с окружающим миром дошкольников, используются следующие виды дидактических игр:
– предметные;
– настольно-печатные;
– словесные.
При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
Задачи:
1. воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;
2. сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.
Знакомство детей с окружающим миром в детском саду осуществляется через весь педагогический процесс в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач программы, большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы в группах, правильно оформленный участок, где дети имеют возможность постоянного общения с природой; организация наблюдений за природными явлениями и объектами.

Планирование дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром для всех возрастных группах.
месяцы

Название игры, программные задачи

во 2 – ой младшей группе.

Сентябрь
- «Посади огород» - овладение действием замещения. - «Узнай  что это?» - упражнять в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький) - «Угадай растение по описанию» - умение учитывать названые признаки предмета; развивать наблюдательность - «Найди такой же листок » - учить детей находить одинаковые листочки. - «Лото» - упражнять в умении объединять предметы по месту их произрастания - «Разрезные картинки» (строение растения) – учить собирать из частей целое изображение.

Октябрь
- «Покажи одинаковые листочки» - упражнять в нахождении листьев по сходству - «Раз, два, три – дерево назови» (береза, сосна, рябина) – закрепить названия деревьев - «Собери дерево из частей» (разрезные картинки) - учить собирать из частей целое (синтез) - «Найди, о ком расскажу» - воспитывать умение находить животное по его характерным признакам. - «Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты) – закреплять умение называть овощи и фрукты. - «Угадай по запаху» (овощи, фрукты) – учить определять овощи и фрукты по запаху.

Ноябрь
- «Отгадай мою загадку» (о животных леса)- учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова. - «Кто, что любит» (домашние животные) - уточнить представления детей о том, чем питаются домашние животные. - «Угадай, что в руке» (игр. упр)- учить узнавать названный предмет, с помощью одного из анализаторов. - «Когда это бывает» -  учить по словесному описанию, находить нужные картинки. - «Угадай, чей хвост» - закреплять умение различать и называть животных, развивать способность анализировать. - «Найди растение похожее на травку» - по словесному указанию находить нужное растение; закреплять название  комнатных растений.

Декабрь
- «Так бывает или нет?» - закреплять знания о временах года. - «Какое время года» - учить отгадывать загадки по характерным признакам. - «Кто во что одет» (лото с элементами моделирования) – закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями. - «Сложи картинку» (изображения лисы и зайца) – учить собирать из частей целое (синтез) - «Где, спряталась рыбка» - развивать умение анализировать, закреплять названия растений. - «Научи мишку мыть растение» - учить детей ухаживать за растениями - «Да или нет» - закрепить знания о частях тела животного.

Январь
- «Кто, чем питается зимой» (дикие животные) - уточнить представления детей о том, чем питаются  дикие животные зимой.  - «Кто, где живет»(лото с элементами моделирования) – закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания. - «Сложи картинку из 4 частей (птицы) - учить собирать из частей целое (синтез) - «Кого не стало (дом. животные) – развивать наблюдательность, закреплять названия дом. животных. - «Найди то, о чем расскажу» (овощи, фрукты) – учить находить предмет по словесному описанию. - «Что мы делали сначала, что потом» (уход за комнатными растениями) - формировать элементарные знания детей по уходу за комнатными растениями.  - «Чей детеныш» (дом. животные) - учить называть животных и  их детёнышей.


Февраль
- «Что, умеет делать зайка»( слов, игра) - закреплять знания детей о повадках животных - «В зимней столовой» - закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам. - «Птички» (игр.упр) – упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей. - «Угадай растение по описанию» (комнатные растения) - умение учитывать названые признаки предмета; развивать наблюдательность - «Кто, что любит» (дикие животные) - уточнить представления детей о том, чем питаются дикие животные. - «Кто ползает, летает, прыгает» - закреплять знания детей о способе передвижения животных.

Март
- «Когда это бывает» (загадки) - учить отгадывать загадки по характерным признакам. - «Какая сегодня погода» (сюжетные картинки) – учить по описанию выбирать нужные картинки. - «Найди маму» (дикие животные) - учить называть животных и  их детёнышей. Подбирать парные картинки. - «Узнай по вкусу» (овощи и фрукты) - упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький) - «Вороны» (слов игра) – развитие слухового внимания, умения двигаться в соответствии с произносимыми словами.

Апрель
- «Цветы цветут» (лото) – учить подбирать парные картинки. - «Отбери и назови цветы, которые ты знаешь» - закреплять название цветов. - «Птицы, которые прилетают весной» - закрепить знания детей о перелетных птицах и их названия. - «Где спряталась рыбка» - развивать умение анализировать, закреплять названия растений. - «Кто во что одет» (лото с элементами моделирования) - закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями. - «Угадай, где что растет» - формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи , фрукты, цветы.

Май
- «Найди дерево по описанию» - умение учитывать названые признаки предмета; развивать наблюдательность   - «Кто, где живет» (с элементами моделирования) - закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания. - «Собери цветок из частей» - учить собирать из частей целое (синтез). Закреплять названия частей растения. - «Кто, как двигается» (с элементами моделирования) -  закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения. (ноги, крылья, плавники). - «Чья это тень» - закреплять названия животных, учить определять животное по силуэту. - «Найди ошибку» (сюжетные картинки) – развивать внимание, учить находить ошибки в изображении времен года.


в средней группе.

Сентябрь
- «Что, где растет» - формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи , фрукты, цветы. - «Вершки и корешки» - закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых съедобны и вершки и корешки. - «Найди цветок, какой покажу» - учить детей находить цветы по показу. - «Четвертый лишний»(овощи) – учить замечать ошибки , развивать наблюдательность. - «Что сажают в огороде» - учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту их произрастания) - «Определи на вкус» - упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький) - «На птичьем дворе» - Учить детей узнавать и называть домашних птиц. (утка, курица, петух, индюк, селезень)

Октябрь
- «Раз, два, три – дерево назови» (береза, дуб, клен, ель, рябина) – закреплять название деревьев. - «К дереву беги» - ,закреплять знания о деревьях которые растут на участке; учить быстро ориентироваться в них находить нужное дерево. - «Кто живет в лесу» - закреплять знания о животных живущих в лесу - «Кто знает, пусть продолжает) – учить подбирать слова к обобщающему слову (насекомые – это) -  «Найди листок, какой покажу» - учить находить листок по показу. - «Кто в домике живет» - закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки

Ноябрь
- «Кто во что одет?»(лото с элементами моделирования) -закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями. - «Кто с хозяином живет, что хозяину дает» - закреплять знания о домашних животных, и пользе которую они приносят. - «С какой ветки детки» -  закреплять знания о названии деревьев о плодах,  - «Отгадай загадки о животных» - учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.  - «Сложи картинку» (времена года) - учить собирать из частей целое (синтез). Закреплять знания о временах года - «Почему заяц зимой белый) (лог. упр) – формировать представление о приспособленности зверей к трудной зимовке. - «Опиши, я отгадаю» (овощи, фрукты) – развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Декабрь
- «Охотник и пастух» - упражнять детей в группировке диких и домашних животных. - «Когда это бывает (части суток) – закреплять знания детей о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток; утро, день, вечер, ночь. - «Кто в домике живет (сл.игра) - закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки. - «В магазине растений» закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки. - « Кто живет у нас зимой» (зимующие птицы) - закрепить знания детей о зимующих птицах нашего края и их названия. Развивать умение подражать их повадкам. - «Какое время года» - учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; - «Угадай, что съел» - определять по вкусу и называть съеденный овощ или фрукт

Январь
- «Разрезанные картинки» (дом. животные) – закреплять знания о строении домашних животных. - «Кто, где живет» (насекомые) – закреплять знания о насекомых (бабочке, муравье, пчеле, червяке) месте их обитания. - «Кто, кем будет» - учить определять по первоначальной стадии развития кто кем будет. - «Бывает или не бывает» - Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. - «Зоологическое лото» - упражнять в умении объединять предметы по месту их обитания.
- «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты) – учить определять овощи и фрукты на ощупь. - «Все по домам» - учить по внешнему виду домика, определять животное в нем живущее

Февраль
- «Чьи детки» (дом. и дик. животные) - учить называть животных и  их детёнышей. - «Отгадай загадки об овощах» - учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.    - «Найди по названию» (птицы) – закреплять знания о птицах, развивать слуховое восприятие. - «Где, спряталась матрешка» - закрепить названия растений, воспитывать любознательность. - «Когда это бывает»  - уточнять и углублять знания о временах года. - «Кто с хозяином живет, что хозяину дает» - закреплять знания о домашних животных, и пользе, которую они приносят

Март
- «Помоги малышам» - учить называть животных и  их детёнышей. Подбирать парные картинки. - «Магазин цветов» (комнатные растения) - учить описывать растение, который надо купить. - « Съедобное или несъедобное» - закреплять знания о съедобных и несъедобных растениях. - «Узнай по голосу» - учить определять птицу по характерным звукам голоса. - «Чей хвост» - развивать способность анализировать, закреплять умение называть и различать животных. - «Кого не стало» - развивать наблюдательность, закреплять названия дом. животных.

Апрель
- «Где, спряталась матрешка» - закрепить названия растений, воспитывать любознательность. - «Какую пользу приносит» (дом. животные) - закреплять знания о домашних животных, и пользе, которую они приносят. - «Отгадай загадки о птицах» - учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.  - «Опиши, мы отгадаем» - учить детей классифицировать растения по их признакам. - «Найди дерево по описанию» - учить находить деревья по описанным характерным признакам. - «А что потом» - закреплять знания детей о частях суток; о деятельности детей в разное время дня.

Май


- «Магазин «Цветы»»  (садовые растения)- учить описывать цветок, который надо купить. - «Четвертый лишний» (дикие животные) - учить замечать ошибки , развивать наблюдательность. - «Парные картинки» (рыбы) – воспитывать внимание.

в старшей и подготовительной группе.

Сентябрь
- «Собери урожай» - научить детей разным способам различения даров полей, садов. Воспитывать уважение и интерес к с/х труду. - «Помоги расселить насекомых» - закрепить знания детей о насекомых. - «Созрело -  не созрело» - научить определять спелость овощей и фруктов по внешним признакам. - «Собери картинку» (листья) – упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей. Через содержание картинок закрепит знания о деревьях. - «Вершки и корешки» - закрепит знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды -  вершки, что у некоторых плодов съедобны и вершки и корешки. - «Угадай на вкус»  - упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький) - « Какая работа осенняя» (сюжетные картинки) - - учить детей выбирать из предложенных картинок те, на которых изображен труд людей в осенний период.
 

Октябрь
- «Что за птица»  - наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие. - «Отбери и назови цветы, которые знаешь» - закреплять умение различать и называть цветы. - «Охотник и пастух» - упражнять детей в группировке диких и домашних животных. - «Найди в букете, такой же цветок» - учить находить листок по показу. Закреплять названия цветов.
 - «Кто где живет»  - классифицировать птиц по среде обитания(лес, водоем, открытое пространство. - «Что сначала, что потом?» (жизненный круг муравьиной матки) – закрепит этапы жизненного круга муравьиной матки. - «Компот из садовых ягод» - закрепить знания детей о садовых ягодах учить различать садовые ягоды. - «За грибами, за ягодами» - формировать знания о грибах и ягодах; учить различать съедобные и несъедобные грибы, лесные ягоды. - «Отбери животных, которые живут под землей» - познакомит детей с обитателями подземного мира. - «Как сделали томатный сок» (последовательность) – формировать знания о процессе приготовления томатного сока. - « Отгадай название цветка» - учить отгадывать загадки; закреплять знания о садовых цветах.

Ноябрь
- «Лес – многоэтажный дом» (расселение животных) - - закрепить знания детей о лесе как природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них. - «Как  лес помогает человеку» - закрепить знания детей о, том как лес помогает человеку. - «Зоологическое домино» - закреплять знания детей о животных средней полосы. - «Отгадай загадку» (о растениях) – учить по характерным признакам, угадывать растения. - «Что нам осень принесла» - формировать знания об осенних изменениях в природе, о дарах природы, которые бывают только осенью. - «Что может делать вода» - закреплять свойства воды - «Угадай погоду» - закреплять знания о погодных условиях, развитие наглядно  - схематического мышления.

Декабрь
- «Овощехранилище» - закрепить знания о хранении овощей. - «Найди и покорми зимующих птиц» - учить различать зимующих птиц, подбирать корм птицам. - «Пищевые цепочки» - закрепить знания детей о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы. - «Рыбаки» - закреплять знания об обитателях водоемов. - «Природа и человек» -  - «Угадай от какого дерева  - семена» - учить по виду семени, определять дерево. - «Птицы, рыбы, звери» - «Времена года» -  проверить умение детей последовательно называть времена года

Январь
- «Где, чей хвост» - Учить детей по форме хвоста определять животное. - «Найди одинаковые снежинки» - учить, по характерным признакам подбирать пару. - «Съедобное – несъедобное» - напомнить о том, что овощные культуры выращивают для питания, что у одних в пищу идет надземная часть -  вершки, у других подземная – корешки. - «Ящик ощущений» - учить на ощупь определять объекты природы и не природы. - «Кто, как зимует» - закрепить знания детей о зимовке домашних и диких животных. - «Отгадай, что за растение»  (комнатные растения)- учить детей по описанию, отгадывать комнатное растение. - «Что сначала, что потом» (этапы развития лягушки) – закрепить знания  о процессе формирования лягушки. - «Так бывает или нет» (сезонные явления) - Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. 

Февраль
- «Делать этого нельзя, знаешь ты, и знаю я» - закрепить правила поведения в природе. - «От зернышка до булочки»(процесс выращивания булочки) – закрепить знания детей о процессе выращивания хлеба. - «Кто чем питается» - учить детей классифицировать животных по способу питания (травоядные, хищники, всеядные) - «Помести животное в его зону» (животные жарких и северных стран) – учить классифицировать животных по месту их обитания. - «Растения и животные Красной книги» -  закреплять знания детей о животных и растениях находящихся на грани исчезновения. - «Что к чему» - развивать умение классифицировать. Учить отличать объекты природы и рукотворного мира. - «Сок» - закреплять знания о том, что из фруктов можно приготовить вкусный сок; учить определять фрукты на ощупь; образовывать прилагательные от существительных. - « Опиши меня» - уточнить знания о характерных особенностях внешнего вида и повадках животных.

Март
- «Кто летает, прыгает, плавает» - развивать слуховое внимание, различать и называть животных по способу передвижения. - «Кто, кем будет» - развивать умственные способности; закрепить знания о животных и их детенышах. - «Четвертый лишний» - учить различать месяцы в году. - « Скажи какой» - научить, по определённым признакам, узнавать предметы, называть вкусовые качества, цвет. - «Где что растет» (лото) -  формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи , фрукты, цветы.   - «Загадки о насекомых» - учить по характерным признакам, угадывать насекомых. - «Вини – Пух идет за медом» - уточнить представления дошкольников о меде и медоносных растениях; воспитывать бережное отношение к цветущим растениям.


Апрель
- «Как растет растение» - закреплять этапы роста и развития растений. - «Угадай по описанию» (перелетные птицы) – закрепить знания о птицах. - «Почтальон принес посылку» - закрепить знания о профессии почтальона. - «Домашние и дикие животные» (лото) – закреплять умение систематизировать животных по месту обитания. - «Цветочный магазин» - учить детей описывать нужное им растение. - «Что сначала, что потом» (развитие бабочки) - закрепить знания  о процессе формирования бабочки. - «Грибы» - дать детям представление о правилах сбора грибов; рассказать об их разнообразии, о том, что среди грибов есть не только съедобные, но и очень ядовитые. - «Загадай, а мы отгадаем» - развивать память, речь, логическое мышление.

Май
- «Кормушка для птиц» - воспитывать у детей чувство доброты; приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними  - «Угадай, какое дерево» - учить детей по характерным признакам определять деревья, уметь описывать их. - «Собери букет» - учить детей различать садовые, полевые и лесные цветы. - «Угадай дерево по листу и плоду» - учить по виду семени, определять дерево. - «Четвертый лишний» (домашние животные) – учить замечать ошибки , развивать наблюдательность. - «Летающие семена» - учить классифицировать семена на косточковые и летающие. - «Живое – не живое» - учить классифицировать объекты живой и неживой природы.
- «Кто как поет?» - Формировать артикуляцию речи. Отрабатывать правильные звукоподражания птицам. Закреплять знания детей об особенностях птиц.



Использованные материалы:

1). Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» Изд. Просвещение 1990г.
2). Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» Изд. Просвещение, 1982г.
15