Папка по самообразованию: Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ


Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания
«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово»
87ПАПКАУЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Васильевой Натальи Юрьевны
(Ф.И.О.)
учитель-дефектолог
(Должность)
Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ посредством художественной литературы.
(Название темы)
2016
(Начало изучения темы)
2019
(Окончание изучения темы)
Черемхово 2016
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф.И.О. педагогаВасильева Наталья Юрьевна____________________
Дата рождения11.07.1964год
Стаж работы в должности16лет
Образование (название учебного заведения и год окончания) 1999год. Иркутский государственный педагогический университет.
Квалификационная категория, I квалификационная категория 24.12.2010год Приказ министерства образования Иркутской области от 27.12.2010г.№211-мпр
Курсы повышения квалификацииСеминар по теме «Аттестация педагогических работников. Организация и проведение аттестационной экспертизы» Иркутск 2012 год. Мастер-класс «Использование информационных технологий в образовательной деятельности» г.Иркутск 01.04.2014год. Научно-практическая конференция в рамках работы X форума «Образование Прибайкалья-2014»на тему: «Актуальные проблемы образования детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования и пути их решения» в форме презентации педагогического опыта 08.04. 2014года.
Семинар-практикум «Моделирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО» в объёме 28 часов. Май 2014 год.
Статья в сборнике «Современные тенденции развития школ-интернатов и коррекционных образовательных учреждений России» по теме «Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр» Материалы Всероссийских педагогических чтений. 15 апреля 2014г. (Чебоксары 2014г)
Награждения (указать год, характер награды) Почётная грамота Министерства образования Иркутской области.2013 год
Почётная грамота Министерство образования и науки. Российской федерации. ОГРН 1047796287440. Приказ от 1октября 2014 г. №794-к-н

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Цель и задачи по теме самообразования
Изучение теоретических аспектов по коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ.
Проанализировать особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Обобщить различные методы для коррекционной работы с детьми с фонематическими нарушениями.
Основные вопросы, намеченные для изучения.
Этапы разработки:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Дать общую характеристику содержания понятия «Формирование фонематического восприятия»
Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования фонематического восприятия у дошкольников.
Разработать картотеку игр по формированию фонематического восприятия.
Литература по теме:
Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия старших дошкольников. Москва 2010.- 64 с.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Москва «Просвещение»1991.- 191с.
Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. Москва 2010. - 64 с.
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. Москва «Просвещение»1991. - 127с.
Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. Логопедическая тетрадь. Москва 2008.-53с.
Ткаченко Т.А. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. Москва 2008.- 31с.
Чей опыт предполагается изучить по данной теме
Т.А.Ткаченко,М.Ф.Фомичёва, Н.С.Баринцева,Е.В.Колесникова,Н.И.Дьякова, О.И.Крупенчук, Е.В. Кириллова
Практический выход (указать формы работы: выступления, рефераты, сообщения, отчеты обобщение опыта и другие)
Отчёт-презентация по теме самообразования-для педагогов детского дома; (март 2013 год);
Оформление папки на тему: «Дидактические игры для развития фонематического восприятия» (октябрь 2013год).
Консультация для учителей – дефектологов по теме «Виды нарушения звукопроизношения свистящих звуков и их коррекция»
Семинар-практикум на тему:«Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с ОВЗ»; октябрь 2013год
Выступление на педагогическом совете: Доклад на тему: «Анализ промежуточной диагностики у детей» январь 2013 год.
Консультация для воспитателей на тему «Жизнь в нашем цвете» март 2013год
Научно-практическая конференция в рамках работы X форума «Образование Прибайкалья-2014» на тему: «Актуальные проблемы образования детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования и пути их решения» в форме презентации педагогического опыта статья в сборнике (апрель 2014 год);
Составление перспективного плана работы 3 год обучения «Формирование фонематического восприятия на занятиях, с использованием дидактических игр» (апрель-май 2014год);
Участие в I Международной специализированной научно-практической конференции«Проблемы повышения эффективности образовательного и воспитательного процесса на базе информационных технологий»(с изданием сборника материалов) (апрель 2014 год).
Международный смотр презентаций «Мозаика презентаций» май 2014 год
Изучение передового педагогического опыта (указать формы работы: посещение уроков, внеклассных мероприятий и другие)
Посещение занятий учителей-дефектологов.
Консультация с учителем логопедом: подбор литературы; состояние фонематического восприятия у детей с ОВЗ.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2012 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Основные вопросы, намеченные для изучения.
Этапы реализации Задачи Сроки
Подготовительный Изучение психолого – педагогической,
методической литературы
по теме самообразовании2012-2013 учебный год
Диагностический Выбор диагностического инструментария по теме: «Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр.»2013-2014 учебный год
Практический
Анализ созданных педагогических условий для развития фонематического восприятия детей с ОВЗ. 2014-2015 учебный год
Аттестация:Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2012-2013  УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки работы над темой по самообразованию –2012-2015год
Этап изучения темы по самообразованию: Подготовительный
Цель: Повышение профессионального уровня.
Месяц Направления работы Способы достижения Отметка о выполнении
Сентябрь 1.Подбор, изучение литературы. Изучение литературы выполнено
Октябрь 2.Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Копирование, подбор дидактического материала по теме. выполнено
Ноябрь 3.Содержание работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Работа с личной библиотекой, интернетом. выполнено
Декабрь 4.Роль дидактических игр в развитии фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР. Знакомство с литературой по данной тематике. выполнено
Посещение занятий воспитателей. Обмен опытом по проблеме. выполнено
Март 5.Подбор дидактических игр для развития у детей фонематического восприятия. Оформление картотеки выполнено
Февраль 6.Подготовка презентации по развитию фонематического восприятия. Подбор материала
         выполнено
Март 7.Создание презентации. Выступление с презентацией на педсовете. выполнено
Май 8.Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы. выполнено
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2013-2014  УЧЕБНЫЙ ГОД
Этап изучения темы по самообразованию:Диагностический
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; разработать программно - методического обеспечения образовательного процесса.
Месяц Направления работы Способы достижения Отметка о выполнении
Сентябрь Составление таблиц для проведения диагностики Составление таблиц Октябрь Проведение диагностики по теме Срезы диагностики по теме.
Диагностика фонем.воспр. начало года
Ноябрь Этапы работы по формированию фонематического восприятия Подбордид.игр на тему
Изготовление буклета этапов работы по ФФВ.
Для педагогов дет.дома
Декабрь Подбор дидактических игр для младшего и старшего возраста. Январь Подготовка материала для участия в областном семинаре Обмен опытом по проблеме. Февраль Работа над созданием методических папок. Подбор материала по темам. Февраль Составление папки «Дидактические игры для развития фонематического внимания» Подбор материала
         Март Разработка картотек игр по ФФВ
Участие в международном конкурсе презентаций. Подбор материала
Презентация-отчёт по теме
ДИПЛОМ ЛАУРЕАТА
Апрель Участия в областном семинаре
Обработка изученного материала по теме. Составление выступления.
Отчёт о проделанной работе по самообразованию Статья в сборнике (выпуск сборника сентябрь 2014 г.)
Составления папки по самообразованию
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2014-2015  УЧЕБНЫЙ ГОД
Этап изучения темы по самообразованию:Практический
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях.
Месяц Направления работы Способы достижения Отметка о выполнении
Сентябрь-май
Ноябрь-декабрь 2014 г.
Январь-февраль 2015 г. 1. Итоговый мониторинг по всем разделам основной общеобразовательной программе дошкольного образования. По образовательным областям: «Социализация», «Познание», «Коммуникация»
2.Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей с ОВЗ.
3. Публикация собственного опыта педагогической деятельности в сборнике(материалы всероссийских педагогических чтений) Программы и динамики развития детей.
Публикации в социальной сети
Подбор материала, систематизация игр по развитию разных сторон речи. Сентябрь-январь-май 3. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. Срезы диагностики по теме. Диагностика фонем.восприятия в группе.
Апрель-май 2015 г. Перспективный план работы, по развитию ФВ с использованием дидактических игр у детей с ОВЗIV года обучения. Методическая разработка. Для учителей –дефектологов.
Октябрь-ноябрь 2015 год Аттестация: Обобщение собственного опыта педагогической деятельности, через проведение открытой НОД, документации, научно-методической работы, представленной в материалах портфолио, сравнительного анализа результатов мониторингов. Подготовка к аттестации. Модель аттестации: «Персональная»
АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ЗА 2012 –2014 уч.год.
Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья могут проявляться неравномерно: у одних преобладают фонетико-фонематические расстройства (нарушение звукопроизношения в сочетании с дефектами звукоразличения), у других - лексико-грамматические. Такие дети отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.
Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач, Р. Е. Левиной была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к трем уровням. Условно Р.Е.Левина выделяет три уровня речевого развития:
1-й уровень – отсутствие общеупотребительной речи;
2-й уровень – начатки общеупотребительной речи;
3-й уровень – развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
На каждом уровне речевого развития происходит несформированностьфонематического восприятия.
1-й уровень – фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии; фонематический слух грубо нарушен: ребенок не может отличить слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу; задания по звуковому анализу ребенку непонятны.
2-й уровень – выраженная недостаточность фонематического восприятия: ребенок не определяет позицию звука в слове, не может выбрать картинки с заданным звуком, не выделяет звук из ряда других; к звуковому анализу и синтезу не готов.
3-й уровень – по-прежнему недостаточно,развиты фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Система обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями должна включать в себя специальные занятия и игры для развития фонематического слуха, на этих занятиях нужно использовать дидактические игры. Но нигде в литературе не описывается, что должен делать педогог, который работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья, для осуществления более эффективной коррекции фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Обозначенные проблемы обусловили выбор данной темы: «Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома».
Роль дидактических игр в развитии фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основной формой воздействия на детей в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья очень часто пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Большое значение имеет проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает детям ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.п. Достаточно вспомнить, что по звуку можно определить приближение транспорта, направление его движения, сигнал тревоги, приближение грозы, по голосу можно различать своих и чужих людей, и сразу становится понятным, какое значение имеет слуховое восприятие. У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование слухового внимания, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. А в дидактических играх эта сторона развития может быть значительно скорригирована.
Развивая слуховое восприятие, надо также идти от различения к восприятию, как при дифференциации неречевых звуков, так и при работе с речевым материалом. На первом этапе детям сограниченными возможностями здоровья для различения неречевых звуков и речевого материала требуется зрительная или зрительно-двигательная, или просто двигательная опора. Там, где у детей уже появилось настоящее восприятие, сформировался нужный слуховой образ, дополнительная чувственная опора ему не нужна.
Таким образом, игры и упражнения по развитию фонематического восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организация работы по формированию фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Фонематическое восприятие влияет на развитие звуковой стороны речи, на овладение практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова, необходимыми для дальнейшего обучения в школе.
Поддержанию и развитию познавательного отношения к языку, формированию интереса к занятиям способствует игровая форма их проведения, использование дидактических игр, игровых приемов.
Таким образом, педагогу необходимо широко использовать игры в коррекционной работе (В.И.Селиверстов).
Учитывая выше сказанное, мной был подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия у детейс ограниченными возможностями здоровья. Комплекс включает в себя следующие направления:
1.Игры, направленные на развитие слухового внимания.
2. Игры на развитие речевого слуха.
3. Игры на различение правильно и дефектно произносимого звука.
4. Различение близких по звуковому составу слов.
5. Дифференциация слогов.
6. Дифференциация звуков.
7. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.
Дидактические игры способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению.
Я предлагаю подборку игр, которые можно использовать в различных видах деятельности поэтапно.
Этапы работы по формированию фонематического восприятия
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
I этап — узнавание неречевых звуков.На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
IVэтап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.
Vэтап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двухи трехсложные слова. Педагог должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности.
Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН
В ходе изучения методической литературы мною были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, Чевелевой Н.А, Фомичевой Н., Казанской В.Л и др.
Речевой и наглядный материал для данных упражнений должен подбираться с учетом речевого опыта, а также индивидуальных фонетико-фонематических особенностей и возможностей каждого ребенка.
1. Угадай, что звучит.
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Логопед показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Затем педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?” - спрашивает он детей. Дети отвечают, и логопед снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
2. Где позвонили?
Цель, Определение направления звука.Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.).
Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе есть какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: "Пора" — и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.
3. «Где хлопнули?»
Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается водящий. Ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал.
4. УлиточкаЦель. Узнать товарища по голосу.
Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога,
дам тебе я сахару,
Кусочек пирога,
Угадай, кто я?
Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.
5.Улавливай шепот
Цель. Развивать остроту слуха.
Описание игры. Вариант 1. Играющие разбиваются па две равные группы и строятся В одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды ("Руки вверх, в стороны, кругом" и другие, более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимыми усложняет упражнения.
Вариант 2, Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка.
6. Найди картинку
Развитие восприятия звукокомплексовЛогопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением. Игра может проводиться в двух вариантах: а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции, б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).
7. Игра «путаница»
Цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком.
Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также порядок называния предметов с опорой на картинки.
1. а) Ежик ползал на поляне,
Пудель лаял на диване,
Ну а ялик это время мирноплавал в океане.
б) Ялик ползал по поляне,
Ежик лаял на диване,
Ну а пудель в это время мирноплавал в океане.
в) Ялик лаял на диване,
Пудель ползал на поляне,
Ну а ежик в это время мирноплавал в океане.
2.а) Воробей сидел на ветке,
Старичок дремал в беседке,
Далматин же в это время громко лаял у соседки.
бВоробей дремал в беседке,
Далматин сидел на ветке.
Старичок же в это время громко лаял у соседки.
в Далматин дремал в беседке,
Старичок сидел на ветке.
Воробей же в это время громко лаял у соседки.
8. Выдели слово
Цель: выделение заданного звука из слова
Логопед произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.
9. Подбери похожие слова
Цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком.
Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. И следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, а если произносили их то внятно, чисто, громко.
10. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э
11. Игра «Разноцветные мячики» Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ!
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.
Ход игры.
Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.
Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.
Подготовила учитель – дефектолог: Васильева Наталья Юрьевна
Перспективный план работы, по развитию фонематического восприятия с использованием дидактических игр у детей с ограниченными возможностями здоровья по годам обучения.
Год обучения Название игры Цель игры
Iгод обучения « Отгадай, на чём я играю»
«Слушай внимательно»
«Кто спрятался в домике?»
«Подбери картинку»
«Кто тебя позвал?»
Знакомство с музыкальными инструментами.
Вырабатывать у детей по подражанию различные двигательные реакции.
Учить соотносить игрушку, с соответствующим звукоподражанием.
Различать на слух слова с опорой на картинку.
Учить дифференцировать звукоподражания выбор из двух, трёх предметов или картинок (кошка, лягушка, собака).
IIгод обучения «Угадай, что звучит и подбери инструмент»
«Послушай и возьми игрушку»
«Кто пришёл первый?”
«Кто в домике живёт ?”
«Послушай и подними флажок»
«Послушай и подбери картинку» Учить дифференцировать звучание 3-4 музыкальных инструментов.
Учить дифференцировать звукоподражания «би-би», «ту-ту».
Учить решать познавательные задачи, связанные со слуховым анализатором.
Учить определять последовательность звучания звукоподражания.
Выделять заданное слово из предложенной фразы.
Учить дифференцировать слова, близкие по слоговому составу (машина, лягушка)
IIIгод обучения «Что ты слышишь?»
«Угадай по звуку»
« Узнай по голосу»
«Три медведя»
«Нарисуй на чём, я играю»
«Подбери картинку»
Познакомить с бытовыми шумами.
Определение предмета по характеру звука.
Учить различать высоту, силу и тембр голоса.
Учить различать высоту, силу и тембр голоса.
Формировать целостный образ предмета, опираясь на его звуковые характеристики.
Учить дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре (дом-кот, мишка-книжка)
IVгод обучения «Хорошо послушай»
« Добавим и запомним»
«Найди пару»
«Цепочка»
«Запомни и повтори»
«Спой начало»
«Назови конец слова»
«Назови по порядку» Научить различать слова, близкие по звуковому составу.
Научиться различать слова, близкие по звуковому составу.Подбирать картинки схожие по звучанию.
Учить различать слоги.
Развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.
Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.Игра «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.
Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название
Игра « Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
Игра «Три медведя»Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
Игра «Животные и их детёныши»Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
Игра «Хорошо послушай» Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные. Игра « Добавим и запомним» Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша.Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.
Игра «Найди пару»Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.
Игра «Цепочка» Слоги произносятся по очереди ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА……..,ТО-ПУ-АХ…..Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.«Живые слоги» Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.
Игра «Покажи картинку»Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.
Игра «Найди одинаковый звук» Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос — СИгра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.
Игра «Спой начало» Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица – У.Игра «Назови конец» Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2014-2015  УЧЕБНЫЙ ГОД
Этап изучения темы по самообразованию:Практический
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях.
Месяц Направления работы Способы достижения Отметка о выполнении
Сентябрь-май
Ноябрь-декабрь 2014 г.
Январь-февраль 2015 г. 1. Итоговый мониторинг по всем разделам основной общеобразовательной программе дошкольного образования. По образовательным областям: «Социализация», «Познание», «Коммуникация»
2.Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей с ОВЗ.
3. Публикация собственного опыта педагогической деятельности в сборнике(материалы всероссийских педагогических чтений) Программы и динамики развития детей.
Публикации в социальной сети
Подбор материала, систематизация игр по развитию разных сторон речи. Сентябрь-январь-май 3. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. Срезы диагностики по теме. Диагностика фонем.восприятия в группе.
Апрель-май 2015 г.
Апрель 1.Перспективный план работы, по развитию ФВ с использованием дидактических игр у детей с ОВЗ IV года обучения.
2.Консультация для учителей-дефектологов по теме «Развитие фонематического восприятия - успешное обучение детей чтению » Методическая разработка.
Проведение консультации Для учителей –дефектологов.
Для учителей –дефектологов.
Октябрь-ноябрь 2015г. Аттестация: Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме, составление портфолио, сравнительного анализа результатов мониторингов. Подготовка к аттестации. Модель аттестации: «Персональная»
Организация работы по формированию фонематического восприятия у детей с ОВЗ и речевыми нарушениями.
Фонематическое восприятие влияет на развитие звуковой стороны речи, на овладение практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова, необходимыми для дальнейшего обучения в школе.
Поддержанию и развитию познавательного отношения к языку, формированию интереса к занятиям способствует игровая форма их проведения, использование дидактических игр, игровых приемов.
Таким образом, учителю-дефектологу необходимо широко использовать игры в коррекционной работе (В.И.Селиверстов).
Учитывая выше сказанное, мной был подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия детей с ОВЗ и речевыми нарушениями. Комплекс включает в себя следующие направления:
1.Игры, направленные на развитие слухового внимания.
2. Игры на развитие речевого слуха.
3. Игры на различение правильно и дефектно произносимого звука.
4. Различение близких по звуковому составу слов.
5. Дифференциация слогов.
6. Дифференциация звуков.
7. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.
8. Характеристика звуков.
Дидактические игры способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению. Происходит совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков русского языка. Дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.
Комплекс игр и игровых упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия.
Игры, направленные на развитие слухового внимания.
Узнай по звуку.
Цель. Развитие слухового внимания, фразовой речи.
Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.)
Описание игры. Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, разрезать материал и т. д.
Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.
Часовой.
Цель. Определение направления звука. Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование: повязка на глаза.
Описание игры. Посередине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный, выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре - шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.
2. Игры на развитие речевого слуха.
Угадай, чей голосок
Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Оборудование. Мишка (игрушка).
Описание игры. Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.
Педагог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.
Угадай, кто это
Цель. Воспитание слухового внимания.
Описание игры. Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «ку-ка-ре-ку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т.п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг. Тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить еще раз.
Возьми игрушку
Цель. Развивать слуховое внимание у детей, учить их отчетливо произносить многосложные слова.
Оборудование. Игрушки: крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка ... Описание игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки, Педагог шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его.
Игры, направленные на различение правильно и дефектнопроизносимого звука.
Недовольный Саша
Цель. Развивать навык звукового контроля за качеством произнесения звуков в чужой речи, умение определять правильное и искаженное произнесение звуков.
Оборудование. Картинки с изображением недовольного мальчика по количеству детей.
Описание игры. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков -поднимают картинку с изображением недовольного Саши.
Как правильно сказать?
Цель. Учить определять дефектно произносимые слова и исправлять их.
Описание игры. Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звук в слове и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.
Будь внимателен
Цель. Учить определять правильность произношения слов. Оборудование. Картинки: банан, альбом, клетка.
Описание игры. Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка.
Игры, направленные на различение близких по звуковому составу слов
Незнайка запутался
Цель. Учить подбирать слова схожие по звучанию.
Оборудование. Картинки: лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т.д.Описание игры. Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:
- мак, бак, так, банан;- сом, ком, индюк, дом;
- лимон, вагон, кот, бутон;- мак, бак, веник, рак;
- совок, гном, венок, каток;- пятка, ватка, лимон, кадка;
- ветка, диван, клетка, сетка;- каток, моток, дом, поток и т.д.Поэт
Цель. Учить подбирать нужное по смыслу и звучанию слово.
Описание игры. Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные...
(перина, подушка, рубашка) Без ключа, ты мне поверь,Не откроешь эту...
(перина, подушка, рубашка)(тумбочку, дверь, книгу)
От грязнули даже стол
Поздним вечером...
(сбежал, ушел, ускакал) Две сестрички, две лисички
Отыскали где-то...
(спички, щетку, ложку)
Тебе кукла, а мне - мячик.Говорила мышка мышке:Ты девочка, а я...
(игрушка, медведь, мальчик) Говорила мышка мышке:До чего люблю я...
(сыр, мясо, книжки)
Серый волк в густом лесуВстретил рыжую... (лису, белку) Опустела мостовая,
И уехали ...
(автобусы, трамваи, такси)
Расставь по местам
Цель. Учить подбирать слова для рифмы с помощью картинок. Оборудование. Картинки: дом, ком, гном, сом, каток, венок, моток. Описание игры. Логопед читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.
Я тебе задачу дам-все расставить по местам:
Что скатали мы зимой...? На крючок в реке попал...?
Что построили с тобой... ? Может все, хоть ростом мал... ?Я опять задачу дам - все расставить по местам:
Что стащил игривый кот...? С гор спускается, течет...?
Детям мамочка плетет...? Что за скользкий, ровный лед...?
Игры, направленные на дифференциацию слогов
Повтори правильно
Цель. Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.
Оборудование: мяч.
Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....
Телефон
Цель. Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.
Описание игры. Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слоги или серию слогов (например: са, су-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается п цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.
Какой отличается?
Цель. Учить выделять слог, отличающийся от остальных.
Описание игры. Логопед произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.
6. Игры, направленные на дифференциацию звуков
Найди место для своей картинки
Цель. Активизация словаря, дифференциация различных звуков.
Оборудование. Картинки, в названии которых, есть звуки [ш] и [ж].
Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш-ш... Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж-ж... « Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж]. Если услышите звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук [ж], то ее надо положить справа». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.
Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в конце слова или перед глухим согласным.
Не ошибись
Цель. Дифференциация звуков [с] - [з].
Оборудование. Кртинки «Свисток» и «Звонок».
Описание игры. Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком - в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с..., А если звук [з], то - со звонком и говорят: з-з-з... Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.
Найди свою картинку
Цель. Дифференциация звуков [л] - [р] в словах.
Оборудование. Картинки, в названии которых есть звук [л] или [р]. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок.
Описание игры. Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем распределяет детей на две группы и говорит им, что одна группа будет подбирать картинки на звук [л], а другая - на [р]. Подойдя к своей группе,
ребенок хлопает по ладони впереди стоящего и становится в конце группы, а тот, кто оказывается первым, идет за следующей картинкой и т.д. Когда все дети возьмут картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои картинки. При повторении игру можно немного видоизменить: выигрывает та группа, которая быстрее подберет свои картинки.
7. Игры, направленные на формирование фонематического анализа исинтеза
Поймай звук
Цель. Учить выделять звук из ряда других звуков.
Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук [а]. Далее предлагаются разные звуки: А, П, У, А, К, А и т.д. Для усложнения можно предложить только гласные звуки. Аналогично проводится игра на выделение других звуков, как гласных, так и согласных.
7.2 Игры на выделение первого и последнего звука в слове, определениеместа звука (начало, середина, конец)
Веселый поезд
Цель. Учить определять место расположения звука в слове.
Оборудование: игрушечный поезд, картинки, в названиях которых есть определенный звук, занимающий в слове разные позиции.
Описание игры. Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом - те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором - в середине слова, в третьем - в конце.
7.3 Игры на определение последовательности звуков в слове
Выложи слово фишками
Цель. Упражнять в определении последовательности звуков в слове. Оборудование: картинки, фишки, карточки с клеточками по количеству звуков в слове.
Описание игры. Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой схемы соответствует количеству звуков данного слова. Детям раздаются фишки и предлагают выложить их в графической схеме. { Первоначально для анализа даются односложные слова типа кот, мак, дом, лук.По мере выделения звуков в слове дети с помощью фишек
заполняют схему слова.
7.3 Игры, направленные на развитие навыка синтеза слов
Угадай'каЦель. Развивать умение составлять слова из предложенных звуков.
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры. Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок {например: сок, осы, носок - сон, ключ, обруч, топор - кот).8. Игры, направленные на определение характеристики звуков
Разноцветные мячи
Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета. Описание игры. Красный - гласный. Синий - нет.
Что за звук? Мне дай ответ!
Педагог бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно педагогу.
Покажи кружок нужного цвета
Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, Оборудование: красные и синие круги по количеству детей.
Описание игры. Каждому ребенку раздают по красному и синему кругу. Педагог предлагает детям послушать разные звуки, и поднят синий круг, если они услышат согласный звук и красный, если гласный.
исание игры. Первый вариант.
Аналогичным образом можно проводить игры по дифференциации согласных по мягкости - твердости, звонкости - громкости.
Назови братца
Цель. Закрепление представлений о твердых и мягких согласных. Оборудование: мяч. Описание игры. Первый вариант.
Логопед называет твердый согласный звук и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет его мягкую пару - «маленького братца» и перебрасывает мяч логопеду. В игре принимают участие все дети. Она проводится в достаточно быстром темпе. Если ребенок ошибается и дает неверный ответ, то логопед сам называет нужный звук, а ребенок повторяет его.
Второй вариант.
Логопед называет мягкий согласный звук, а дети - его твердую пару. Логопед подключает к проверке ответов самих детей. Для этого в условиях игры оговаривают, что если дети заметят ошибку, они должны хлопать. Это заставляет всех детей быть активными и внимательными на протяжении всей игры, а не только тогда, когда логопед бросает им мяч.
Третий вариант.
Логопед сначала называет твердый согласный звук, а дети его мягкую пару. Затем, когда в игре примет участие половина детей, воспитатель называет мягкий согласный, а дети - его твердую пару.
Свистит - шипит
Цель. Дифференциация звуков [с] - [ш].
Описание игры. Педагог кладет перед собой картинки и говорит: «Я вам буду показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук, которому соответствует предмет, изображенный на картинке». Например, педагог показывает детям свисток. Дети должны произнести с-с-с. Насос: с-с-с... Шар: ш-ш-ш... и т.д.
Можно обратить внимание детей на то, что при произнесении звука [с] язык внизу, а при произнесении [ш] – вверху.
Анализ диагностики развития фонематического восприятия у детей группы №1 IV года обучения. Диагноз F83.
Дата проведения : сентябрь 2014 год.
январь 2015год
Диагностика проводилась по двум направлениям: развитие слухового внимания, развитие фонематического восприятия.
Развитие слухового внимания
у детей проверяла внимание к речевым звукам и к неречевым.
Проведённая диагностика показала, что дети хорошо различают разные звук.
В сентябре 81% детей справились с заданием, в январе процент детей повысился и составил 90%.
Развитие фонематического восприятия
дети должны были показать своё умение в следующих заданиях: повторить звуки ислоги близкие по звучанию и артикуляции, Подать сигнал на заданный звук (изолированный, в слоге); Распределение картинок, в названии которых первым является заданный звук; Опознание картинок, названия которых обозначают слова – паронимы.
В сентябре 41% детей справились с заданием, затруднялись в умении Распределение картинок, в названии которых первым является заданный звук; Опознание картинок, названия которых обозначают слова – паронимы.
В январе :61% справились с заданием, но дети затруднялись распределить картинки, в названии которых первым является заданный звук; повторить звуки и слоги, близкие по звучанию и артикуляции. Умения детей повысились на 20%.
Фонематическое восприятие влияет на развитие звуковой стороны речи, на овладение практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова, необходимыми для дальнейшего обучения в школе.
Поддержанию и развитию познавательного отношения к языку, формированию интереса к занятиям способствует игровая форма их проведения, использование дидактических игр, игровых приемов.
Таким образом, учителю-дефектологу необходимо широко использовать игры в коррекционной работе (В.И.Селиверстов).
Учитывая выше сказанное, мной был подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия детей с ОВЗ иречевыми нарушениями. Комплекс включает в себя следующие направления:
1.Игры, направленные на развитие слухового внимания.
2. Игры на развитие речевого слуха.
3. Игры на различение правильно и дефектно произносимого звука.
4. Различение близких по звуковому составу слов.
5. Дифференциация слогов.
6. Дифференциация звуков.
7. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.
8. Характеристика звуков.
Дидактические игры способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению. Происходит совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков русского языка. Дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.