Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста


О.В.Бебякова,
воспитатель,
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Голубок», г. Коряжма
Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе в хождение в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы: «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста».
Цель: помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста.
Данная цель определила постановку следующих задач:
развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
воспитание положительного отношения ребенка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнерами по деятельности мнений и действий;
развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
создание коммуникативной компетентности ребенка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договориться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.
Для реализации намеченных задач мною был составлен план работы.
Работа по данной теме строилась в 3 этапа:
Констатирующий:
Сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников
Формирующий:
Перспективное планирование работы с детьми по использованию коммуникативных игр на развитие социальной уверенности.
Система работы с детьми по личностному развитию.
Итоговый:
Определение динамики развития у детей необходимых социальных навыков.
Компоненты Название игр
Эмоциональный
(чувства) Отражение чувств
Моё настроение
Передача чувств
Цвета эмоции
Эмоции героев
Когнитивный
(познание другого человека) Опиши друга
Собери пиктограмму
Рисование
День помощника
Поведенческий
(способность к сотрудничеству, совместная деятельность) Зеркало
Двойной сигнал
Подарок другу
Пойми меня
Таблица 1. Структура коммуникативной компетентности
Коммуникативные игры делятся на следующие группы:
Игры успокаивающие

Для развития произвольности поведения (для гиперактивных детей)
Игры на доверия


Коммуникативные
игры

Игры знакомства детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии

Игры на развитие внимания

Игры для отреагирования агрессивности, снятия напряжения

Коммуникативные игры в работе с детьми использовала на протяжении всего дня, как в свободное время, так и включала в непосредственно образовательную деятельность.
В целях обеспечения социального партнерства ДОУ и семьи уделяла большое внимание работе с родителями. Были поставлены следующие задачи:
Повышение родительской компетентности в воспитании у детей социальной уверенности.
Освоение родителями основ личностно-ориентированной педагогики и психологии общения с детьми.
Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований дошкольного учреждения и семьи в вопросах социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
В работе с родителями я использовала как традиционные формы работы, так и нетрадиционные.
День открытых дверей коммуникативные игры
Родительское собрание игра-практикум «Коммуникативные игры»
Анкетирование «Особенности общения ребенка в семье»
Развлечение совместно с родителями
-Знакомые незнакомцы
-Цветные клоуны
-Путешествие в сказочную страну
Консультации для родителей
-Почему ребёнку трудно со сверстниками
-Как преодолеть застенчивость
-Положительный настрой
-Как научить общаться
Наглядные виды работ
Выставка детских работ на темы:
- Моя семья
- Портрет мамы, друга
- подарок к празднику мам, пап.
Таблица 2. Формы и основные направления работы с родителями
На основании полученных данных диагностики можно судить о положительной динамике развития межличностных отношений у старших дошкольников: дети стали доброжелательнее, отзывчивее, общительнее.
Подтверждением эффективности работы по теме служат следующие показатели:
Сентябрь 2010 г. – обследовано 21 ребенок: средний уровень 53 %, низкий уровень 47%.
Сентябрь 2012 г. – обследовано 21 ребенок: средний уровень 62%, высокий уровень 38%.
Моя задача и в будущем продолжать работу по развитию социально-личностной уверенности у детей, помочь родителям в осознании значимости обеспечения системы психологических условий позитивно-личностного развития ребёнка.