Техника по работе с эмоциями Переход (проективная)


Упражнение: «Переход»
Автор техники: Свидовская Е.А.
Людям, пережившим сложную жизненную ситуацию, может быть трудно, понимать и выражать свои чувства. В такой ситуации человек может утратить способность понимать и передавать свои чувства и эмоции. В этой ситуации нередко наступает эмоциональное «онемение», как одна из защитных реакций. В этой ситуации, надо помочь человеку адаптироваться и переработать его травматический опыт.
В этом может помочь упражнение «Переход». В ходе выполнения упражнения предстоит создать изображения своих эмоций. В начале создается картина того состояния которое наблюдается в данный момент или состояние, связанное с пережитой травмирующей ситуацией. Дальше создается картина, выражающая то позитивное эмоциональное состояние, которое человек хотел бы достичь. И на третьем этапе, заполняется средний участок листа, это и есть «переход», связующее звено настоящего состояния и желаемого будущего, это дает возможность человеку осознать и переработать свой опыт, осознать свои эмоции.
Цель: Восстановление способности человека к осознанию своих эмоций и помощь в их выражении, и передаче.
Рекомендуемое время на выполнение упражнения (включая описание и самоанализ): 60-90 минут.
Материалы:
два листа белой бумаги А4,
цветные карандаши или мелки
ручка
Этапы выполнения упражнения
Объяснение – часть 1
Сосредоточитесь на своих чувствах, своих эмоциях, на том, что вас беспокоит или на той сложной жизненной ситуации, которую вы пережили. А теперь представьте, как это можно описать, если бы это был пейзаж. Чтобы там росло? Какая бы была в этом месте погода, местность? Находятся ли там здания или есть только природа? Какое там время суток и года? И т.д. Постарайтесь почувствовать и представить этот пейзаж и то, как он соответствует Вашему эмоциональному состоянию.
Теперь, возьмите карандаши и постарайтесь передать этот пейзаж, через рисунок. Его разместите на первой части листа (на это отводится от 15 до 20 минут).
Вопросы для описания. (Напишите на втором листе.)
Что вам удалось передать наилучшим образом в этом изображении? Какую свою
эмоцию?
Какой отклик эта работа находит в вашем теле?
Что мог бы чувствовать человек, если бы оказался в этом месте?
Опишите, что делал бы человек, оказавшись в этом месте?
Объяснение - часть 2
Представьте, пейзаж того эмоционального состояния, к которому вы стремитесь, которое вы бы хотели достичь. А теперь представьте, как это можно описать, если бы это был пейзаж. Чтобы там росло, какая трава, деревья? Какая бы была в этом месте погода, какой был рельеф местности? Какое там время суток и года? Постарайтесь почувствовать и представить этот пейзаж и то, и ваше эмоциональное состояние в тот момент.
Теперь, возьмите карандаши и постарайтесь передать этот пейзаж, через рисунок. Его разместите на третьей части листа (на это отводится от 15 до 20 минут).
Вопросы для описания. (Напишите на втором листе.)
Что вам удалось передать наилучшим образом в этом изображении? Какую свою
эмоцию?
Какой отклик эта работа находит в вашем теле?
Что мог бы чувствовать человек, если бы оказался в этом месте?
Опишите, что делал бы человек, оказавшись в этом месте?
Объяснение – 3 часть
Вы создали два пейзажа ваших эмоциональных состояний, а теперь давайте, их соединим. Посмотрите на эти две части и нарисуйте в средней части листа, пейзаж соединяющий левую и правую части. Представьте, что там может быть? Какой пейзаж и время года? А какая погода? И т.д. (на это отводится 15-20 минут)
Вопросы для описания. (Напишите на втором листе.)
Вопросы относятся к средней части.
Какой отклик эта работа находит в вашем теле?
Что вам удалось передать наилучшим образом в этом изображении? Какую свою эмоцию?
Вопросы относятся к изображению в целом.
Что мог бы чувствовать человек, если бы оказался в этом месте? Целиком в этой картине.
Что для вас стало неожиданным в процессе работы над рисунками или вызвало удивление?
В какой из этих трех частей рисунка вы бы предпочли находиться и почему?
Что может мешать вам, находиться в этой части рисунка? В этом эмоциональном состоянии?
Есть ли, что то, чтобы вам хотелось сейчас дорисовать? (если да, то это надо обязательно дорисовать)
Дальше, проводится беседа по самому рисунку и тем ответам, что были написаны.
Можно задавать дополнительные вопросы. Например: Что было трудным?
Как сейчас себя чувствует и какие эмоции испытывает?
Когда он испытывал эти эмоции в последний раз?
Почему выбрана именно эта часть рисунка?
Почему именно это захотелось дорисовать? И т.д.
Примечание:
Самое главное надо помнить – Если вы хотите интерпретировать нарисованное, то вначале спросите, что это значит, для человека и с чем ассоциируется. И то, что это значит, для него, - то это и значит. И других интерпретаций не надо додумывать.