Статья Верботональный метод обучения детей с нарушениями слуха. Основные элементы верботональной системы..

Верботональный метод обучения детей с нарушениями слуха.
Основные элементы верботональной системы.

Приходько О.С.-
учитель-дефектолог,
ГОУ «Забайкальский центр
специального образования и развития
«Открытый мир»


Наряду с использованием традиционных подходов в обучении неслышащих и слабослышащих детей, а также опытом, накопленным российской сурдопедагогикой, специалисты, работающие с данной категорией детей, в том числе и нашего образовательного учреждения, все больше пытаются расширить круг знаний в области реабилитации и обучении детей с нарушением слуха и речи, обращаясь к современным технологиям, используя опыт мировой специальной педагогики.
Важное место при обучении языку занимает верботональный метод, основанный не только на новой технологии педагогической работы с глухими детьми, но и предполагающий использование оригинальной слуховой аппаратуры нового поколения, учитывающей значительные поражения слуха глухих не только по силе звука, но и по частотному диапазону.
Верботональный метод – способ реабилитации детей, использующий все ресурсы тела для развития устной речи и дальнейшей интеграции в общество.
При использовании верботонального метода в развитии речевой коммуникации педагог сможет достигнуть следующих целей:
1. сформировать у ученика потребность и желание общаться словесной речью;
2. сформировать у ученика самоконтроль за звучанием собственного голоса, речи;
3. способствовать развитию выразительной, эмоциональной, интонированной речи;
4. обратить большее внимание ребёнка на речь и меньшее на мимику и жесты;
5. научить правильно повторять за любую речевую фразу, самостоятельно объединять известные слова в предложения.
Задачи верботонального метода:
Создание у ребенка потребности и мотивации слушать себя и говорить.
Формирование базы развивающих показателей (4 показателя – дыхание, голос, ритмико-интонационная сторона речи, звукопроизношение).
Развитие слухового восприятия.
Верботональный метод как система основывается на характере развития речи в онтогенезе, согласно которому голосовая активность ребенка представляет собой ответ на звуковые и на проприоцептивные ощущения (ощущения всего тела).
Верботональная система – это реабилитация человека, реабилитация в первую очередь остаточного слухового восприятия с активизацией всех сохранных анализаторов, потенциальных возможностей человека. На базе остаточного слухового восприятия развивается речь ребенка – это является основным в верботональной системе обучения.
Элементы верботональной системы:
Вибротактильная фаза
Аудиовизуальный курс
Фонетическая ритмика
Музыкальная стимуляция
Пиктографическая ритмика
Вибротактильная фаза
Предлагает использование вибратора или вибрационной доски (стола), низких частот, восприятия звуков всем телом.
Применяется на первом этапе, когда только начинается работа над словарем, новыми словами, детям предъявляются картинки, таблички. Также идет работа над уже знакомыми словами. Учитель произносит их за экраном. Вибростол может применяться и в ходе речевой зарядки. Например, при работе над долготой и краткостью звучания; над силой голоса (тихо-громко); над ударением.
Аудиовизуальный курс
Основное назначение устной речи - коммуникация. Аудиовизуальный курс содержит в себе все теоретические положения лингвистики речи, понимания языка и коммуникации и является составной частью верботонального метода.
Слуховое восприятие играет важную роль в становлении и развитии речи. Слуховой и звуковой образ связывается со значением - картинкой. Картинка соотносится с ситуацией реальностью. На картинке изображаются не только предметы, люди, но и конкретные ситуации из повседневной жизни.
Картинка является помощником в усвоении звуков в начале формирования произношения. На последующих этапах работы картинка убирается (звуковой сигнал уже принят и усвоен с её помощью, он будет понятен и без картинки).
Фонетическая ритмика
Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем. Движение полностью выполнит свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий фонетически правильно оформленная речь без движений.
Фонетическая ритмика включает два раздела:
Первый раздел «Гармония тела» предусматривает сенсо-психомоторное развитие, что подразумевает овладение навыками телесного напряжения и координации макро- и микромоторики. Это способствует развитию речи в её акустическом и лингвистическом компонентах.
Второй раздел «Ритмическая стимуляция» предусматривает особое внимание голосу (фонации), артикуляции и речи, что полезно для понимания и правильного структурирования языка (морфология и грамматика).
Музыкальная стимуляция
На занятиях музыкальной стимуляции особое внимание уделяется работе над двумя основными элементами речи ритмом и интонацией, которые привносят в речь человека огромное богатство эмоций. Для того чтобы пробудить у детей с нарушенным слухом чувство ритма и навыки подвижной интонации, на занятиях по музыкальной стимуляции используется ритмичность считалок и возможность их мелодизировать.
Используются речевые ритмические считалки:
Иррациональные считалки – состоят из слогов не несущих смысловое значение;
Полуиррациональные считалки – смешанные считалки;
Рациональные считалки - состоят из слогов не несущих смысловое значение.
При этом учитывается, что каждый звук обладает определёнными качествами длительностью звучания, напряжённостью и интенсивностью.
Пиктографическая ритмика
Пиктограммы знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Пиктограммы – это вспомогательное средство обучения.
Пиктограммы помогают в закреплении словаря. Лексические структуры легче запоминаются детьми, когда представлены графически.
Графические рисунки и считалки могут использоваться и для усвоения различных грамматических форм.
Любую ритмическую структуру можно представить в графическом виде, всё зависит от творчества педагога. В этом творческом процессе может участвовать и ребёнок, часто дети сами придумывают, как графически обозначить то или иное слово.
Таким образом, использование пиктограмм помогает детям со сложной структурой дефекта в восприятии и закреплении звуков, усвоении разнообразных ритмических структур, расширении словаря и формировании структуры первых предложений.
Элементы верботональной системы можно использовать на:
Общеобразовательных уроках;
Внеклассных занятиях (внеклассном чтении и др.)
Музыкально-ритмических занятиях;
Уроках ИЗО-деятельности;
Уроках физической культуры;
Индивидуальных занятиях.
Результаты применения верботонального метода:
Достигается сенсорная активность ребенка;
Формируется слуховая привычка, внимательное отношение к услышанному;
Обеспечивается качество звучания;
Создается естественная основа для овладения речью;
Дети раскованны, открыты для контакта с окружающими.
15