Конспект урока истории Древнего мира 5 класс Культура Древнего Египта


Урок- проект по истории Древнего мира в 5-м классе
“Культура и искусство Древнего Египта».
Цели урока: Предметные: познакомиться с культурой Древнего Египта; особенностями древнеегипетской письменности и литературными произведениями; основными видами религиозных сооружений, с устройством пирамиды; знаменитыми храмами Древнего Египта; достижениями науки древних египтян.
Метапредметные: извлекать информацию из разного рода источников; развивать умение переводить текстовую информацию в опорный конспект и кратко преподносить информацию; формировать умение самостоятельно строить рассказ на основе нескольких источников информации.
Личностные: воспитывать уважение к культурному наследию других народов, осознавая его как часть мировой культуры; развивать творческую активность; воспитывать чувство прекрасного, уважение к тем людям, создавшим шедевры мировой культуры.
Оборудование: учебник Андреевская Т.П. Белкин М.В. Ванина Э.В. М.: Вентана-Граф, презентация, материалы библиотеки Кирилла и Мефодия.
Опережающее задание:
Учащимся необходимо самостоятельно подобрать материал по данной теме.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Повторение изученного. Решение задач.
Задача №1: «Знали ли знаменитые фараоны друг о друге?».
Вы знаете имена двух египетских фараонов – Тутмоса III и Хеопса.
- Подумайте, могли ли эти владыки Египта что-нибудь знать друг о друге. Обоснуйте вашу мысль.
Задача № 2. Самая древняя пирамида Джосера была построена около 2612 гг. до н.э., а пирамида Хеопса около 2504 гг. до н.э. Сколько лет прошло с момента постройки самой первой пирамиды . На сколько лет раньше была она построена по отношению к строительству пирамиды Хеопса.
3.Ход урока.
Мотивация к уроку.
- Давайте попробуем решить кроссворд. Угадав слова, мы узнаем о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
Учащиеся приходят к выводу, что на уроке мы будем говорить о культуре Древнего Египта. (записываем тему в тетрадь).
- Давайте вспомним, что такое культура?( Культура- достижения людей в разных областях).
Постановка целей.
- Попробуйте сформулировать цели нашего урока- что мы должны узнать на уроке? (учащиеся ставят цели: 1) узнать, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались.
2.Каковы достижения египтян в архитектурном строительстве?
3. Каковы особенности письменности? Какие литературные произведения созданы в Древнем Египте?)- Ребята, а вы любите путешествовать?
- Есть ли среди вас те, кто побывал в Египте?
Каждый человек, собираясь в путешествие, хочет узнать – какие достопримечательности есть в данной стране и что можно посмотреть интересного.
Представьте себе, что вы сотрудники рекламного отдела туристической фирмы Х. Вам предстоит рассказать о достопримечательностях и культуре Древнего Египта. Итогом работы должен стать рекламный буклет «Удивительный мир Египта», где будет размещена краткая информация о культуре Древнего Египта. А результаты своей работы каждый участник группы оценит в листах самооценки.
Наш рекламный отдел состоит из 3-х подразделений, сотрудники которых расскажут о достопримечательностях Египта.
1 группа. Письменность и литература Древнего Египта.
2 группа. Пирамиды и храмы Древнего Египта.
3 группа. Научные знания Древнего Египта.
( Каждая группа получает карточки с заданиями, на которые по истечении некоторого времени должна будет дать ответ. А также группам заранее было предложено найти дополнительный материал по определённым темам. Этот материал необходимо будет представить на уроке)Слово учителя: Народы Древнего Египта создали оригинальную, интересную и богатую культуру, многие ценности которой вошли в мировую сокровищницу.
Но сначала давайте с вами повторим правила групповой работы.
(Внимание детей переключается на доску, где написаны правила групповой работы. Дети читают вслух эти правила.)4. Работа в группах.
1 группа. Письменность и литература Древнего Египта (материал для подготовки- & 10 п. 1, 3, дополнительный материал, который дети искали самостоятельно).
Карточка с заданиями:
- Кто из богов по преданию даровал письмо древним египтянам?
- Когда зародилась письменность и сколько знаков содержало иероглифическое письмо ?
- Какие особенности египетского письма вы отметили?
- Кто имел возможность получить образование в древнеегипетской школе?
- Где находились школы в Древнем Египте и чему там учили?
- Какой материал использовали для письма?
- Назовите древнеегипетские литературные произведения и дайте им краткую характеристику.
- Оформите страничку в буклете согласно вашей теме.Отметьте свою работу в листах самооценки.
После выступления 1-ой группы проводится физминутка.
Встали дружно, потянулись
Богу солнца улыбнулись!
Богу ГЕБУ наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине НУТ
Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг
Повтори АМОНА  путь
Готовы из знаний
Плести сотни сот
Поможет нам в этом
Бог мудрости ТОТ.
2 группа. Пирамиды и храмы Древнего Египта (материал для подготовки: & 10 п. 4 и дополнительный материал, который готовили учащиеся).
Карточка с заданиями:
- Назовите самые известные пирамиды Египта. Когда они были построены?
Расскажите как, кто и с какой целью строили пирамиды?
- Расскажите что вам известно о сфинксах.
- Перечислите известные храмы Древнего Египта. Когда и при каком фараоне они были построены?
- Дайте описание храма (изнутри и снаружи).
- Из чего изготавливали краски для росписи пирамид и храмов?
- Каковы особенности изображения фараонов ?- Расскажите о самых известных статуях фараонов, возведённых в храмах Древнего Египта.
- Оформите страничку в буклете согласно вашей теме. Отметьте свою работу в листах самооценки.
3 группа. Научные знания Древнего Египта (материал для подготовки : & 10 п. 2, 3 и дополнительный материал, который готовили учащиеся)
Карточка с заданиями:
- Какие науки имели развитие в Древнем Египте?
- Назовите достижения египтян в математике, медицине, астрономии.
- Что из достижений древних египтян используется в наше время?
- Оформите страничку в буклете согласно вашей теме. Отметьте свою работу в листах самооценки.
Даётся время на подготовку. Затем учащиеся представляют свою работу. Учитель может дополнить рассказы учащихся. После выступления учащиеся оформляют страничку буклета в соответствии со своей темой и заполняют листы самооценки.По окончании выступлений групп представляется буклет «Удивительный мир Египта».
5.Закрепление изученного.
Рефлексия.
- Дополните предложения. Сегодня на уроке я…
- научился…
- было интересно…
- было трудно…
- мои ощущения….
- больше всего мне понравилось…
- Какой материал урока был вам уже известен? Что нового вы узнали на уроке? А хотелось бы ещё узнать что- то по этой теме?
6. Выставление оценок за работу. (используем листы самооценки)
7. Домашнее задание.
Базовый уровень- Прочитать параграф и ответить на вопросы к тексту.
Повышенный уровень- Написать сочинение- «Какие египетские открытия используются в наши дни.»