Практикум «Арт-терапевтические методы использования прозрачных мольбертов в работе педагога-психолога»


Практикум
«Арт-терапевтические методы использования прозрачных мольбертов
в работе педагога-психолога»
Цель:
Ознакомление педагогов-психологов с разнообразием подходов и возможностей при использовании в работе прозрачных мольбертов.

Задачи:
Представить формы и методы арт-терапевтической работы использования прозрачных мольбертов для решения диагностических, развивающих, терапевтических, коррекционных и оздоровительных задач в работе педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса;
Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность педагога-психолога.
Дать почувствовать позитивную творческую энергию, которая достигается в результате занятий с прозрачным мольбертом.
Время проведения: 45 минут
Оборудование: прозрачный мольберт, маркеры на водной основе, гуашь, детский крем, детская зубная паста, штампы, ватные палочки.
Оборудование:
4 прозрачных мольберта
8 столов (по 2 стола на каждый мольберт)
Детский крем
гуашь
Зубная детская паста
Бумага или салфетки, цветная бумага.
Вода в чашках
Ножницы
Цветная бумага, ткань
Кисточки
Цветные маркеры на водной основе, ластики
Фотоаппарат
Печати, штампы, оттиски для украшения
Ватные палочки
мультимедийное оборудование, презентация
Аннотация к практикуму
Занятия живописью на стекле – отличный способ творческого самовыражения человека любого возраста. Прежде всего -  развитие коммуникативных навыков. Прекрасный дидактический материал, для рисования, развития пространственного мышления, логики.
Ход мастер-класса:
Презентация мастер-класса
Творческие игры и художественная деятельность имеют важное значение для всестороннего развития ребенка. Обычно дети используют такую творческую деятельность, которая позволяет им выражать свои мысли и чувства.
Почему творческая деятельность важна для детей
Дошкольный возраст, возможно, самый продуктивный период в жизни ребёнка, так как его воображение постоянно развивается, а изобразительное искусство, музыка, танец, драма создают питательную среду для творчества, помогают выразить свои чувства, развивают моторику, помогают найти новые решения в обычных ситуациях.
Чтобы выразить себя, свои идеи, эмоции и чувства, дошкольники используют цветные карандаши, краски, пластилин, ножницы, бумагу, клей. Начиная с простых форм, дети, наслаждаясь процессом, экспериментируют с текстурой, цветом, формами. Например, очень часто дошкольники рисуют дом и солнце над ним, потому что эта картинка складывается из простых форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
По мере развития детей, их работы становятся более содержательными и подробными. Хотя реалистичные формы, размеры, характеристики появляются позже.
Чем старше становятся наши дети, тем больше они нуждаются в нашей помощи и поддержке.
Один из способов, как мы можем это сделать - окунуться в воспоминания своего детства и взглянуть на мир глазами ребёнка.
Вспомним, что такое быть ребёнком
Дети думают не так, как взрослые. Они не всегда понимают ситуации так, как мы
- Подумайте о чем-то важном, что произошло в детстве, как это повлияло на вашу жизнь и отношения?
-Что было важнее для вас: то, что родители говорили или делали?
-Какие воспоминания о детстве вы хотите оставить своим детям?
- На минуту оденьте обувь вашего ребенка, чтобы почувствовать себя таким маленьким, когда все вокруг такие большие.
- Представьте, каково это не найти нужных слов, чтобы выразить свои нужды, чувства?
Современная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, а педагогический процесс детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.
Возможность использования техник и приёмов арт-терапии практически в сочетании с любыми другими психотерапевтическими направлениями. В настоящее время арт-терапия (в данном контексте) является наиболее разработанным, чаще всего используемым и наиболее простым в техническом исполнении видом терапии.
Арт-терапия (от англ. art — искусство; therapy — терапия, лечение) — диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д. Как самостоятельное направление психологии и психиатрии впервые появилось на Западе в конце 60-х годов прошлого столетия. Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.
Возможность использования техник и приёмов арт-терапии практически в сочетании с любыми другими психотерапевтическими направлениями. В настоящее время арт-терапия является наиболее разработанным, чаще всего используемым и наиболее простым в техническом исполнении видом терапии.
Рекомендации при использовании «Прозрачного мольберта»:
- Игры с прозрачным мольбертом целесообразнее начинать со сказки, стихотворения, потешки. Педагог обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игрушки.
- Игра проводится согласно возрастному ограничению во времени.
- Обязательна двигательно - глазная гимнастика для снятия напряжения.
- Совместное рисование - это всегда общение взрослого и ребёнка. В процессе рисования у детей  происходит развитие речи, формируются коммуникативные навыки.
- Рисование пальцами полезно для детей любого возраста. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения.
- Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга.
Стеклянный мольбертМелкая моторикаРазвитие речиТактильное ощущениеТворческое самовыражениеКоррекция зренияКоммуникативныенавыки
Виды нетрадиционной техники изобразительного искусства
1. Рисование пальцами и ладошкой
Даже никогда не рисуя пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал! 
2. Рисование листьями.
Каждую осень мы собираем желтые, красные, рыжие листья, лепестки цветов: роз, тюльпанов. Лепестки и листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, приятны на ощупь. Дети с удовольствием окунают листья в краску и оставляют на мольберте красочные неповторимые оттиски. 
3. Штампы и печати. 
Сейчас в продаже встречаются наборы штампов для детского творчества. Благодаря ним ребёнок может дополнить свой рисунок подходящими отпечатками. Но если у вас нет таких штампов, не беда. Ведь печатать можно чем угодно. Именно это и будет настоящим творчеством. А еще можно сделать самодельные штампы из картофеля. Для этого разрежьте крупную картофелину пополам, возьмите одну половинку и при помощи острого ножа уберите со среза лишнюю мякоть таким образом, чтобы осталась выступающая поверхность в виде какой-нибудь фигурки: звездочки, ромбика, рыбки. Теперь малыш сможет нарисовать ночное небо и луну, а звезды напечатать, обмокнув картофельный штамп в краску или украсить платье волшебной принцессе аккуратными ромбиками. "Шлепать" такими самодельными штампами очень нравится ребятам. 
4. Поролоновые рисунки. 
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). 
5. Метод монотопии – 
Это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу или стекло. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или ватной палочкой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на стекло и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на стекле. В такой технике можно делать не весь рисунок, а отдельные его части, дополняя другими художественными приемами
6. Рисование маркером
Виды рисования: обводка, штриховка, дорисовка недостающих деталей, особенно нас привлекают задания на одновременное рисование по замыслу.
 7. Рисование кремом
-Зимние пейзажи: сугробы снега или небо можно рисовать и используя густой крем.
-На оргстекло наносится любой крем (лучше детский), равномерно распределяется пластмассовым «шпателем» (можно использовать обычную школьную пластмассовую линейку). Теперь рисунок будет хорошо заметен. Такой рисунок имитирует рисование на запотевшем стекле, и стекло можно использовать неограниченное количество раз.
- Пальчики и оргстекло легко приводятся в порядок с помощью бумажных салфеток
8. Точечный рисунок. 
Берется ватная палочка и окунается в густую краску. Затем нужно поставить ее перпендикулярно к стеклу и начать изображать рисунок точками. 
9. 

 - Рисуем по очереди.
Если ребёнок не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером. Возьмите краску и начинайте рисовать что-нибудь близкое ребёнку. Может, это гараж с машинами, или роботы, или инопланетяне, или прекрасная принцесса и ее дворец. Не сомневайтесь, очень скоро он подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захочет добавить на рисунок что-нибудь свое. 
-Рисунок плюс.
Очень интересно совмещать рисование и аппликацию: ребёнок рисует рисунок, а некоторые детали приклеивает из ткани, ваты, цветной бумаги. 
- Рисуем с натуры
Предложите ребенку нарисовать что-нибудь с натуры, что-то такое, что ему по-настоящему интересно. Например, кошку или любимую игрушку. Такое рисование развивает наблюдательность, учит ребёнка изображать что-либо не как захочется, а чтобы было похоже на оригинал. Для этого нужно правильно передать и форму, и цвет, и пропорции. Для начала рассмотрите игрушку вместе, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить. Не беда, если будет получаться не сразу. Все равно похвалите юного художника, а затем поинтересуйтесь, чем отличается нарисованная игрушка от настоящей. Так ему будет легче заметить свои неточности. 
Юный портретист.
Афоризм:
. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (Автор: Сухомлинский В.А.)
Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, - это всегда автопортрет. (автор: Сэмюэл Батлер) ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Работа в подгруппах ( выбор темы работы, техники с использованием прозрачного мольберта).
Обсуждение в круге.
Рефлексия.