Презентация «Планирование форм организации труда на каждом возрастном периоде»


Планирование форм организации труда на каждом возрастном периоде Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми. При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе.В нашем детском саду имеются возможности для наиболее рациональной организации трудовой деятельности. Существуют различные пути: 1. Это непосредственная организация совместной деятельности детей и взрослых. 2. Это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его назначения. Для того, чтобы успешно решать задачи по развитию трудовых навыков у детей необходимо составить перспективный план работы.Основные виды труда в детском саду — это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей. Дети пришли ко мне в группу в трехлетнем возрасте и особое внимание я уделяю освоению процессов самообслуживания (при небольшой помощи взрослого одеваться и раздеваться в определенной последовательности, замечать непорядок в одежде и устранять его). Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание делать самим. Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда. Поэтому работу по освоению отдельных процессов в хозяйственно бытовом труде надо начинать с индивидуальных поручений. Основной формой объединения в труде детей во второй младшей группе является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. Во второй половине года во второй младшей группе вводятся дежурства — систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности (в подготовке к приему пищи – раскладывать ложки, вилки, расставлять хлебницы). В средней группе содержанием трудового обучения является самостоятельное и качественное выполнение процессов самообслуживания, самостоятельно готовить к занятиям свое рабочее место и убирать после занятий.В хозяйственно-бытовом труде - под контролем взрослого поддерживание порядка в группе, на участке, выполнять необходимые трудовые действия по собственной инициативе или инициативе сверстника; самостоятельно выполнять трудовые процессы, связанные с дежурством по столовой. Содержанием трудового обучения является освоение детьми знаний о составе трудовых процессов, освоение умения спланировать и выполнить трудовой процесс, получив результат, соответствующий цели. Практикуется самостоятельное выполнение доступных трудовых процессов по уходу за растениями.Содержанием трудового обучения является планирование самостоятельной и коллективной деятельности, умение организовать ее, оценивать результаты. Освоение трудовых процессов включает овладение всеми структурными компонентами: постановка цели, отбор материала и оборудования, овладение трудовыми действиями, результативностью труда, умениями уборки рабочего места и ухода за предметами трудового оборудования, соблюдение инструкций взрослого. В старшей группе самостоятельное, быстрое и аккуратное выполнение процессов самообслуживания. Интересно наблюдать за детьми и тем временем учить их проверять самих себя: хорошо ли выполняются требования взрослых, не слишком ли замедляется темп, достаточно ли тщательно и аккуратно делают своё дело. Выяснить, кто из детей способен выполнять задачу быстрее, с наименьшей затратой сил. Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей группе детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети к этому возрасту имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Дети старшего возраста проявляют живой интерес к любым видам хозяйственно бытового труда. Наиболее успешные формы работы – поручения, дежурства, коллективный труд. Кроме того, здесь также важно научить детей использовать по назначению предметы-помощники. Труд на участке также включает в себя работу по наведению порядка, порой дети уже самостоятельно включаются в эту работу. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце работы подводится общий итог. Ручной труд – как один из видов труда старших дошкольников занимает особое место в нашей работе. Дети изготавливают оборудование, атрибуты для игр. Для того чтобы усилить интерес у детей к работе с бумагой, учим изготавливать поделки из бумаги способом оригами; делаем игрушки, сувениры из природного материала. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд (с учетом цели, содержания труда), когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми.В ручном труде закрепляются все навыки и умения, полученные в старшей группе. Дети самостоятельно выполняют различные объемные поделки из бумаги, готовят атрибуты к различным видам игр, игрушки из природного материала. При организации труда детей в каждой возрастной группе необходимо создать условия для всех видов трудовой деятельности, соответствующий возрасту детей. Орудия и материалы для всех видов труда соответствовать возрасту детей. Трудовую деятельность детей лучше всего организовать во второй половине дня, индивидуальная работа планируется как в утренние часы, так и в вечернее время.Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся "Программой воспитания в детском саду", знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста. Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников. Спасибо за внимание!