Программа дополнительного образования «ПЕРВЫЕ ШАГИ В СТРАНУ ЭКОНОМИКА» (рассчитана на 3 года)


Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
«
Программа дополнительного образования
«ПЕРВЫЕ ШАГИ
В СТРАНУ ЭКОНОМИКА»
(рассчитана на 3 года)
Педагог д/о:
Осипова Олеся Александровна
2014 г.
Краткая информационная справка
Информация о программе:
Программа «Первые шаги в страну экономика» реализуется с 2014г.
Рассчитана на 3года.
Тип программы: Модифицированная (экспериментальная)
Направление деятельности: социально-экономическое
Уровень усвоения: 3 года
Возрастной диапазон: 7-14 лет
Пояснительная записка
В процессе перехода к системе рыночных отношений возросла социальная необходимость в формировании слоев населения, способных адаптироваться к изменяющейся социально-экономической среде. Это становится возможным лишь на основе приобретения экономических знаний, экономической грамотности и соответствующей культуры поведения.
Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой целесообразной деятельности. До недавнего времени экономические проблемы не затрагивали школьника. Однако, сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик уже в начальной школе знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники.
Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам. Школьники с первых шагов обучения должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям. Экономические сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.
При этом базисный учебный план общеобразовательных учреждений не предусматривает изучения основ экономики. Поэтому возникла необходимость создания в рамках дополнительного образования программы для младших школьников «Первые шаги в экономику». Полученные знания и умения могут стать основой для дальнейшего изучения экономической науки в средней школе.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов даст возможность младшему школьнику включиться в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения.
Актуальность данной программы состоит в том, что экономическое образование необходимо для формирования поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.
Цель программы: формирование экономического мышления, культуры делового общения и личности младшего школьника для его подготовки к успешной производственно-хозяйственной деятельности, соответствующей экономическим и нравственно-правовым основам общества.
Программа «Первые шаги в страну экономику» позволит решить следующие задачи:
Обучающие Развивающие Воспитательные
1 год
обучения Выработать у детей потребность в приобретении знаний
Познакомить с понятием «экономика»
Рассмотреть источники удовлетворения потребностей
Познакомить с правилами ведения хозяйства Развить интерес к решению проблемных ситуаций
Обеспечить включение в социальные отношения
Развить интерес к творческой деятельности Воспитать бережное отношение к природным, трудовым и экономическим ресурсам
Воспитать трудолюбие
2 год
обучения Актуализировать полученные ранее сведения об экономике
Изучить многообразие форм организации труда
Изучить «словарь делового человека» Вовлечь обучающихся в исследовательскую деятельность
Развить интерес к изучению профессиональной деятельности
Воспитать бережное отношение к домашнему хозяйству
Пробудить уважение к чужому труду
3 год
обучения Систематизировать полученные сведения об экономике
Обучить правилам ведения хозяйства
Сформировать простейшие навыки потребителя
Сформировать базовые знания о личной, семейной экономике
Научить разрабатывать правила ведения хозяйства
Сформировать навыки анализа
Расширить общий кругозор младших школьников
Развить способность к деловому общению
Развить интерес к практической деятельности
Развить самодеятельность и инициативу
Развить творческое мышление и способности
Развитие позитивного интереса к образованию
Развить умение принимать решение и отстаивать свое мнение
Воспитать инициативные качества
Воспитать уважительное отношение к собеседнику
Воспитать потребность в экономности и бережливости
Воспитать чувства благотворительности
Формировать основы грамотного поведения в общественных местах
Данная программа рассчитана на детей 7- 14 лет, срок обучения 3 года. На первом году обучения на занятия отводится 4 часа в неделю (144ч). В последующие годы предусмотрены 6 часов в неделю (216ч). Наполняемость группы составляет 12- 15 человек.
Формы и режим занятий:
Учитывая возрастные особенности школьников занятия эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни, сказок и рассказов. Теоретический материал подается в основном в игровой форме, предусмотрены: игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, игра-конкурс. Кроме того, используются традиционные способы передачи информации: рассказ, беседа, лекция. Практическая работа предусматривает составление и решение экономических задач, поиск информации в справочной литературе, разработка алгоритмов и маршрутных листов, экскурсии, тренинг, творческая гостиная.
Занятия проводятся с использованием слайдовых презентаций, наглядных пособий, дидактического материала, литературных произведений и видеоматериалов.
К концу 1-го года обучения должны знать и уметь:
Знать Уметь
основные понятия
физиологические потребности детского организма
основы безопасности и сохранения здоровья
правила общения
виды ресурсов
иметь представление о товарах и услугах
иметь представление о малом «бизнесе»
страхование и его виды
выделять экономические проявления в жизни
отличать нужды от потребностей
различать понятия «экономность» и «бережливость»
определять источники удовлетворения потребностей
составлять режим дня
выделять главную мысль в литературных произведениях
составлять индивидуальный план
решать экономические задачи
К концу 2-го года обучения должны знать и уметь:
Знать Уметь
основы бережливости
профессии и сферы деятельности человека
основные словарные термины
понятие «ограниченность», «расточительность»
происхождение, виды, значение денег
способы хранения денег
иметь представление о кредите
виды собственности
виды и источники доходов
расходы
обязанности продавца и покупателя читать маршрутные листы
совершать покупки в магазине и осуществлять расчет
решать экономические задачи
соотносить желание с возможностью
определять выгодные варианты
поиск информации в энциклопедических изданиях
различать понятия «скупость» и «бережливость»
сравнивать доходы и расходы
составлять диалог «покупатель»-«продавец»
К концу 3-го года обучения должны знать и уметь:
Знать Уметь
достопримечательности родного края
Особенности местного хозяйства
Местные ресурсы
Местная промышленность
Аукцион
Правила порядка в общественных местах
Местная система управления
Импорт, экспорт
Основы семейной экономики
Алгоритм составления проекта
Этапы экономического развития Тамбовской области поиск и анализ информации в энциклопедических изданиях
разработать и защитить рекламный проект
составлять многоуровневые маршрутные листы
решать и составлять экономические задачи
рассчитать бюджет семьи
принять участие в аукционе
составлять алгоритм действия
разработать план проекта
Ожидаемые эффекты реализации программы:
формирование экономической культуры младших школьников;
проявление экономического мышления в нравственно обоснованном поведении;
умение использовать альтернативное мышление с целью познания многообразия потребностей и ограниченности ресурсов;
включение в разные формы социально-экономической деятельности, возможность реализации творческого потенциала личности младшего школьника.
Формы подведения итогов:
игра-путешествие
викторина
творческая гостиная
круглый стол
буклет, презентация
открытое занятие
Для реализации программы необходимо:
Материально-техническое
обеспечение Дидактико-методическое
обеспечение
видео и аудио аппаратура
компьютер
сканер
принтер
ксерокс
проектор
мультимедийная установка
подборка информационной и справочной литературы
разработки конкурсных программ, викторин
игровой материал
СD, DVD
видеоматериал
наглядные пособия
дидактический материал
диагностические методики для определения уровня ЗУН
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п Тема занятия
Всего часов В том числе
теория практика
Раздел 1 Необходимость изучения экономики 2 2 -
1.1 Что мы будем изучать? 2 1 -
1.2 Зачем изучать экономику? 2 1 -
Раздел 2.
2.1 «Наша Семья»
Что такое семья?
22
2 11
1 11
1
2.2 Обязанности членов семьи 2 1 1
2.3 Моя семья отдыхает 2 1 1
2.4 Слова «хочу» и «надо».
2 1 1
2.5 «Хочу» и «надо» – делаю выбор.
2 1 1
2.6 Откуда берутся товары и услуги?
2
2 1
1 1
1
2.7 2.8 Профессии людей.
2
2 1
1 1
1
2.9 2.10 Что мы знаем о наших семьях? Проверь себя 4 2 2
Раздел 3. Собственность 22 12 10
3.1 Чье это? 4 2 2
3.2 «Ложное» богатство 2 1 1
3.3 Благотворительность 2 1 1
3.4 Воровство 2 2 3.5 Транспорт, связь 2 1 1
3.6 Сельское хозяйство и личные подсобные хозяйства 2 1 1
3.7 Что такое управление 2 2 -
3.8 Система управления в твоей местности 2 1 1
3.9 Бюджет местного хозяйства твоего края 2 1 1
3.10 Ограниченные и избыточные ресурсы твоей местности 2 1 1
Раздел 4. Потребности 14 6 8 4.1 Разнообразие потребностей 2 1 1 4.2 Потребности в пище, воде, воздухе и тепле (физиологические потребности) 2 1 1 4.3 Потребность в безопасности и сохранении здоровья 2 1 1
4.4 Потребность в образовании 2 1 1
4.5 Потребность в общении и уважении 2 1 1
4.6 Потребность в проявлении интересов 2 1 1
4.7 Это нам необходимо?! 2 - 2
Раздел 5. Источники удовлетворения потребностей 14 6 8
5.1 Ресурсы 2 1 1
5.2 Природные ресурсы 2 1 1
5.3 Экономические ресурсы 2 1 1
5.4 Трудовые ресурсы 2 1 1
5.5 Производство товаров 2 1 1
5.6 Оказание услуг 2 1 1
5.7 Что мы знаем об источниках удовлетворения потребностей 2 - 2
Раздел 6. Свой «малый бизнес» 40 20 20
6.1 Покупатель-продавец 2 1 1
6.2 Где взять товар? 2 1 1
6.3 Зачем нужна реклама? 2 1 1
6.4 Дешевле или дороже? 2 1 1
6.5 Способы торговли 2 1 1
6.6 Цена 2 1 1
6.7 Где взять помощников? 2 1 1
6.8 Затраты, прибыль 2 1 1
6.9 Денежные затраты 2 1 1
6.10 Кто такой брокер? 2 1 1
6.11 Дефицит 2 1 1
6.12 Зачем необходимо страхование? 2 1 1
6.13 Кому платить налоги? 2 1 1
6.14 Кто сбережет наши деньги? 2 1 1
6.15 Благотворительность 2 1 1
6.16 Ярмарка 2 1 1
6.17 Расширение производства 2 1 1
6.18 Средства производства 2 1 1
5.19 «Капитал» 2 1 1
Раздел 7. Воспитательная работа 30 30 -
7.1 Итоговое занятие 2 1 1
ИТОГО 144 2 год обучения
№ п/п Тема занятия Всего часов В том числе
теория практика
Раздел 1. ВведениеПОТРЕБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ 15 6 9
1.1 Потребности людей 3 1 2
1.2 Путешествие на необитаемый остров.
3 1 2
1.3 Ограниченность. 3 2 2
1.4 Выбор.
3 1 2
1.5 Что мы теперь знаем о потребностях.
3 1 2
Раздел 2. НАТУРАЛЬНОЕ И ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО 9 6 3
2.1 Путешествие в страну Натурального хозяйства. 3 2 1
2.2 Товарное хозяйство 3 2 1
2.3 Обмен.
Проверь себя 3 2 1
Раздел 3. Человек среди людей 24 16 8
3.1 Формы и сферы общения делового человека 3 1 2
3.2 Партнеры общения 3 1 2
3.3 Словарь делового человека 3 2 1
3.4 Экономика как наука о деятельности человека 3 2 1
3.5 Бережливость – это твоя личная экономия 3 2 1
3.6 Ты в мире профессий 3 1 2
Раздел 4. Проблема выбора 24 12 9
4.1 Возможности удовлетворения потребностей 3 2 1
4.2 Ограниченность ресурсов 3 2 1
4.3 Ограниченность времени 3 2 1
4.4 Выбор 3 2 1
4.5 Выгодный вариант 3 1 2
4.6 Без чего человеку не обойтись 3 2 1
4.7 Хочу и могу 3 2 1
4.8 Вещи первой необходимости в вашем доме 3 2 1
Раздел 5. Деньги 33 17 16
5.1 Что такое деньги, их происхождение 6 4 2
5.2 Зачем нужны деньги? 3 2 1
5.3 Потребности людей в деньгах 3 2 1
5.4 Деньги в семье 3 2 1
5.5 Как и где хранят деньги 3 2 1
5.6 Деньги в разных странах 3 2 1
5.7 Акции и другие ценные бумаги 3 2 1
5.8 Фондовая биржа 3 1 1
5.9 Банк или домашний сейф 3 1 1
5.10 Что такое кредит? 3 2 1
Раздел 6. Хозяин и хозяйство 24 10 14
6.1 Собственность 6 4 2
6.2 Частная собственность 3 2 1
6.3 Государственная собственность 3 2 1
6.4 Дом, домашнее хозяйство 3 1 1
6.5 Усадьба, приусадебное хозяйство 3 1 1
6.6 Фермерское хозяйство 3 1 1
6.7 Путешествие на необитаемый остров 3 - 3
Раздел 7. Доходы и расходы 24 12 12
7.1 Доходы семьи 3 1 2
7.2 Твой вклад в доходы семьи 3 1 2
7.3 Доходы предприятий и государства 3 2 1
7.4 Расходы семьи 3 1 2
7.5 Расходы предприятий и государства 3 2 1
7.6 Бюджет 3 2 1
7.7 Что значит экономить 3 2 1
7.8 Как важно вести учет доходов и расходов 3 1 2
Раздел 8. Покупатель и продавец 33 8.1 Покупатель 3 2 1
8.2 Продавец 3 2 1
8.3 Товар, услуги и цена 3 2 1
8.4 Где покупают товары 3 2 2
8.5 Почему цены разные 3 2 1
8.6 Оптом и в розницу 3 2 1
8.7 Товарная биржа 3 2 1
8.8 Конкуренция 3 2 1
8.9 Мы идем за покупками 3 - 3
8.10 "Магазин" (игра) 3 - 3
8.11 Итоговое занятие «Экономический калейдоскоп» 3 - 3
Воспитательная работа 30 30 ИТОГО 216 98 118
3 год обучения
№ п/п Тема занятия Всего часов В том числе
теория практика
Введение 3 3 -
Раздел 1. Труд 24 15 8
1.1 Почему все должны учиться? 3 2 -
1.2 Труд в семье 3 2 1
1.3 Труд на производстве 3 2 1
1.4 Почему труд по-разному ценится? 3 2 2
1.5 Зарплата. Плата за труд. 3 2 1
1.6 Кто, чем и за что? 3 1 1
1.7 Полезный и бесполезный труд. 3 1 1
1.8 Премия, стипендия, пенсия, пособие, милостыня 3 1 1
Раздел 2. Цена и товар 30 10 20
2.1 Продукция. Товар. Услуга. 3 1 2
2.2 Где производятся товары? 3 1 1
2.3 Где производятся услуги? 3 1 1
2.4 Кто продает и покупает товар? 3 1 1
2.5 Обмен и торговля товаром 3 1 2
2.6 Оптом и в розницу 3 1 1
2.7 Поставка товара, бартерная сделка 3 1 2
2.8 Цена на товар. Игра «Куплю-продам» 3 1 2
2.9 Реклама. 6 2 2
Раздел 3. Собственность 18 12 6
3.1 Что такое собственность? 3 2 1
3.2 Личная собственность. Семейная собственность 3 2 1
3.3 Государственная собственность. Общественная собственность. 3 2 1
3.4 Школьное имущество 3 2 1
3.5 Богатство. Источники богатства. Природные богатства, результаты трудовой деятельности 3 2 1
3.6 Богатство и культура 3 2 1
Раздел 4. Домашнее хозяйство 24 10 14
4.1 Что такое домашнее хозяйство? 3 2 1
4.2 Обязанности членов семьи по ведению домашнего хозяйства 3 2 1
4.3 Твой вклад в домашнее хозяйство 3 1 1
4.4 Управление домашним хозяйством 3 1 1
4.5 Бюджет семьи 6 4 2
4.6 Потребности членов семьи и возможности их удовлетворения исходя из бюджета семьи 3 1 1
4.7 Благосостояние семьи 3 2 1
Раздел 5. Наше учреждение и его хозяйство 27 11 16
5.1 Что такое хозяйство? 3 2 1
5.2 Здание учреждения, оборудование 3 2 1
5.3 Расходы учреждения на приобретение оборудования, инвентаря, книг и другого имущества 6 4 2
5.4 Стоимость коммунальных услуг 3 1 1
5.5 Твой вклад в экономику учреждения 3 1 1
5.6 Бережливость и экономность 3 2 1
Раздел 6. Экскурс в историю 12 7 5
6.1 Детство наших родителей 3 2 1
6.2 Экономические катаклизмы 6 4 1
6.3 Инфляция 3 2 1
Раздел 7. История купечества 18 7 11
7.1 Знаменитые купцы России 6 4 1
7.2 Купцы в русском народном творчестве 6 4 2
7.3 Купцы, работодатели, работники 3 2 1
7.4 Итоговое занятие 3 - 2
Раздел 8. Домашнее хозяйство 27 7 12
8.1 Торговля и бартер твоего местного хозяйства с хозяйствами других регионов страны 6 3 3
8.2 Если бы руководителем хозяйства был я 3 1 2
8.3 Люди каких профессий нужны твоему городу 3 2 -
8.4 Путешествие по городу Мастеров 3 1 2
8.5 Предпринимательство 3 1 2
8.6 Путь в профессию 6 3 3
8.7 Турнир знатоков-экономистов 3 - 3
Раздел 9 Экскурс в историю 18 7 11
9.1 Купцы-меценаты 6 3 3
9.2 Экономическое развитие Хабаровского края.
Итоговое занятие 12 7 5
Воспитательная работа 30 ИТОГО: 216 126 96

V. Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
№ п/п Название раздела Формы организации занятий Методы и приемы обучения Средства обучения
1 год обучения
Введение занятие-игра беседа
слайдовая презентация
наглядный материал
Раздел 1 Необходимость изучения экономики
игра-путешествие
сюжетно-ролевая игра
рассказ
метод познавательной игры
наглядно-зрительный
практические упражнения слайдовая презентация
аудиоматериал
диагностический инструментарий дидактический материал
Раздел 2 Наша семья сюжетно-ролевая игра
игра-путешествие
занятие-беседа
занятие-практикум
открытое занятие беседа, рассказ, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры, метод подражания
наблюдение
практические упражнения, тренинг слайдовая презентация
видеоматериал
дидактический материал
наглядное пособие
литературные источники
Раздел 3 Собственность Творческая гостиная
занятие-беседа
занятие-практикум
занятие-игра Беседа, рассказ, наблюдение, наглядно-зрительный, метод познавательной игры, практические упражнения Слайдовые презентации, аудиоматериал, видеоматериал, наглядный материал
Ресурсы Интернет
Раздел 4 Потребности
сюжетно-ролевая игра
игра-путешествие
викторина
занятие-беседа
занятие-практикум беседа, рассказ, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры
метод подражания
практические упражнения слайдовая презентация
видеоматериал
дидактический материал
наглядное пособие
литературные источники
Раздел 4 Источники удовлетворения потребностей сюжетно-ролевая игра
игра-путешествие
занятие-беседа
занятие-практикум
открытое занятие беседа, рассказ, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры, метод подражания
наблюдение
практические упражнения, тренинг слайдовая презентация
видеоматериал
дидактический материал
наглядное пособие
литературные источники
Раздел 5 Свой малый «бизнес»
Сюжетно-ролевая игра
Игра-путешествие
занятие-беседа
занятие-практикум
Викторина, Экскурсия
Занятие – конкурс
Открытое занятие Беседа, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры
метод подражания
наблюдение
проблемно-поисковый метод,
практические упражнения слайдовая презентация
дидактический материал
наглядное пособие
литературные источники
ресурсы Интернет
Итоговое занятие Игра-путешествие метод познавательной игры
проблемно-поисковый метод,
практические упражнения слайдовая презентация
дидактический материал
наглядное пособие
литературные источники
диагностический инструментарий
2 год обучения
Вводное занятие Занятие-игра беседа
слайдовая презентация
наглядный материал
Раздел 1 Потребности и возможности Творческая гостиная
Открытое занятие
Игра-путешествие
занятие-беседа
занятие-практикум Рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры , метод подражания
наблюдение
практические упражнения слайдовая презентация
дидактический материал
наглядное пособие
литературные источники
ресурсы Интернет
Раздел 2 Натуральное и товарное хозяйство Занятие-игра
Сюжетно-ролевая игра
занятие-практикум
Рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры
метод подражания, наблюдение
практические упражнения, тренинг слайдовая презентация, видеоматериал, наглядное пособие
дидактический материал
литературные источники
диагностический инструментарий
Раздел 3 Человек среди людей Занятие-игра
Сюжетно-ролевая игра
занятие-практикум
Рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры
метод подражания, наблюдение
практические упражнения, тренинг слайдовая презентация, видеоматериал, наглядное пособие
дидактический материал
литературные источники
диагностический инструментарий
Раздел 4 Проблема выбора
Сюжетно-ролевая игра
Игра-путешествие
занятие-беседа
занятие-практикум Беседа, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры
метод подражания
практические упражнения слайдовая презентация
дидактический материал
наглядное пособие
литературные источники
Раздел 5 Деньги
Творческая гостиная
Открытое занятие
Игра-путешествие
занятие-беседа
занятие-практикум Рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры , метод подражания
наблюдение
практические упражнения слайдовая презентация
дидактический материал
наглядное пособие
литературные источники
ресурсы Интернет
Раздел 6 Хозяин и хозяйство
Игра-путешествие
занятие-беседа
занятие-практикум
Театрализованное представление Рассказ, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры
метод подражания
наблюдение
практические упражнения слайдовая презентация
видеоматериал
дидактический материал
наглядное пособие
литературные источники
Раздел 7 Доходы и расходы
Творческая гостиная
занятие-беседа
занятие-практикум
занятие-игра Беседа, рассказ, наблюдение, наглядно-зрительный, метод познавательной игры, практические упражнения Слайдовые презентации, аудиоматериал, видеоматериал, наглядный материал
Ресурсы Интернет
Раздел 8 Покупатель и продавец
творческая гостиная
игра-путешествие
занятие-беседа, занятие-практикум, занятие-игра
открытое занятие Беседа, рассказ, наблюдение, наглядно-зрительный, метод познавательной игры, практические упражнения, тренинг Слайдовые презентации, видеоматериал, наглядный материал, дидактический материал
Итоговое занятие Викторина Метод познавательной игры, практические упражнения Слайдовые презентации, видеоматериал, наглядный материал, дидактический материал
3 год обучения
Вводное занятие Занятие-игра беседа
слайдовая презентация
наглядный материал
Раздел 1 Труд
творческая гостиная
занятие-практикум, занятие-игра Рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный, наблюдение, метод познавательной игры, наглядно-слуховой, практическая работа Слайдовая презентация, дидактический материал, наглядный материал, Диагностический инструментарий
Раздел 2 Цена и товар
Сюжетно-ролевая игра
творческая гостиная, игра-путешествие, занятие-беседа, практикум, занятие-игра Беседа, метод познавательной игры, наглядно-зрительный, наблюдение, исследовательский метод, практическая работа, метод подражания Слайдовая презентация, видеоматериал, наглядный материал, дидактический материал
ресурсы Интернет
Раздел 3 Собственность
Сюжетно-ролевая игра
творческая гостиная
игра-путешествие
занятие-беседа, практикум Беседа, метод познавательной игры, наглядно-зрительный, наблюдение, исследовательский метод, практическая работа, метод подражания Слайдовая презентация, видеоматериал, наглядный материал, дидактический материал
Литературные источники
Раздел 4 Домашнее хозяйство творческая гостиная
игра-путешествие
занятие-беседа, практикум Беседа, метод познавательной игры, наглядно-зрительный, наблюдение, исследовательский метод, практическая работа Слайдовая презентация, наглядное пособие, дидактический материал
Литературные источники
Раздел 5 Хозяйство нашего учреждения Сюжетно-ролевая игра
игра-путешествие
занятие-беседа, практикум Беседа, метод познавательной игры, наглядно-зрительный, наблюдение, исследовательский метод, практическая работа
тренинг Слайдовая презентация, наглядное пособие, дидактический материал
Литературные источники
Раздел 6 Экскурс в историю
творческая гостиная
игра-путешествие
занятие-беседа, практикум Беседа, метод познавательной игры, проблемно-поисковый метод, наглядно-зрительный, метод подражания Слайдовая презентация, наглядный материал, дидактический материал, литературные источники
Раздел 7 История купечества
Сюжетно-ролевая игра
игра-путешествие
занятие-беседа
занятие-практикум
творческая гостиная Метод познавательной игры, наглядно-зрительный, проблемно-поисковый метод, исследовательский метод Слайдовая презентация, диагностический инструментарий
наглядный материал, дидактический материал
Интернет-источники
Раздел 8 Домашнее хозяйство Сюжетно-ролевая игра
творческая гостиная
игра-путешествие
занятие-беседа, практикум Беседа, метод познавательной игры, наглядно-зрительный, наблюдение, исследовательский метод, практическая работа, метод подражания Слайдовая презентация, видеоматериал, наглядный материал, дидактический материал
Литературные источники
Раздел 9 Экскурс в историю творческая гостиная
игра-путешествие
занятие-беседа, практикум Беседа, метод познавательной игры, проблемно-поисковый метод, наглядно-зрительный, метод подражания Слайдовая презентация, наглядный материал, дидактический материал, литературные источники
Итоговое занятие творческая гостиная метод создания успеха
Метод познавательной игры Слайдовая презентация,
наглядный материал, дидактический материал
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
для педагога:
Землянская Е. Экономика для младших школьников.
Ермакова И.В. и др. Начала экономики: Учебн. Пособие. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2007
Киреев А. Экономика: Интерактивный интернет – учебник для 10-11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008
Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2009
Периодические издания «Работница», «Крестьянка», «Домашний очаг», «Интерьер», «Burda-moden» и т. п.
Программа курса «Основы экономики и права» для общеобразовательной школы (1-11 классы)
Русские народные сказки
Сасова И.А. Экономика для младших школьников. 1 класс. Пособие для учителя./ И.А. Сасова, И.Н. Нагуманова – 3-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.-56с.
Сборник программно-методических материалов по экономике. М.: Вита-Пресс, 2006
Словари, справочные и энциклопедические издания
Спецкурс «Азбука рынка» 2-4 кл., Дубровина Р.С., Теряева Л.Д. /Справочник заместителя директора школы №11, ноябрь, 2008г.
Старинные русские пословицы и поговорки/Вступит. Статья, сост., примеч. В.П. Аникина, Рис. И.Ионова.-2-е доп. изд. – М.: Дет. лит., 1984 – 79с.
Фольклор народов России. В 2т.: 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.-320с.
Шипова Р.П., Петрушенко А.Д. Сборник задач с экономическим содержанием для учащихся начальной школы. – Орехово-Зуево, 1997
для детей:
Аксаков С.Г. «Аленький цветочек»
Барто А. «Копейкин»
Братья Гримм «Король - Дроздобород», «Госпожа Метелица»
Катаев В. «Цветик-семицветик»
Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Т. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом – М.: ВИТА-ПРЕСС, 1996
Крылов И.А. «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и Муравей»
Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев»
Михалков С. «Жадный Вартан»
Перро Ш. «Красная шапочка и Серый волк», «Золушка»
Проснякова. Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2001.-128с. – (Серия «Прикладная экономика для младших школьников».Книга вторая.)
Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике Балде»
Репина Н.А. «ЧУРОДЕЙСТВО или Экономика в картинках». Аудиоуроки с приложением.
Русские народные сказки «Морозко», «Курочка Ряба», «Кашица из топора», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Лубяная избушка», «Теремок», «Крошечка-Хаврошечка»
Сасова И.А. Экономика. 1 класс: Тетрадь творческих заданий - 7-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2009.-56с.: ил.
Сасова И.А. Экономика. 2 класс: Тетрадь творческих заданий/ И.А. Сасова, Е.Н. Землянская - 8-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2009.-72с.: ил.
Сасова И.А. Экономика. 3 класс: Тетрадь творческих заданий/ И.А. Сасова, Е.Н. М.М. Фирсова. - 6-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2009.-80с.: ил.
Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика. 4 класс: Тетрадь творческих заданий.-3-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2007.-80
Смирнова Т.В. Новые приключения белки и ее друзей. Учебное пособие для 4-го класса четырехлетней начальной школы. Игровые задания и методическое обеспечение – Т.Н.
Успенский Э. «Простоквашино»
Учебно-методическое пособие, развлекательно-познавательные уроки для младших школьников, их учителей и родителей, 1999.
Фольклор народов России. В 2т.: 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.-320с
Чуковский К. «Муха- Цокотуха»